Устройство для занятий и игр с использованием топографических карт

Реферат

 

Использование: для игры и занятий по топографии, спортивному ориентированию и туризму. Сущность изобретения: устройство содержит корпус с верхней и нижней крышками, топографические карты, диски, магнитные фишки с изображением фрагментов топографической карты или топографических знаков, соответствующих изображению на топографической карте. В центральной части корпуса расположено основание с частями градусных лимбов компасов и установленными с возможностью вращения магнитом. Диски выполнены из ферромагнитного материала и установлены с верхней и нижней сторон магнита. Топографические карты закреплены на сторонах дисков. Магнитные фишки установлены на топографические карты с возможностью перемещения и съема. 7 ил.

Изобретение относится к спорту и играм и может быть использовано на игровых учебно-тренировочных занятиях по изучению элементов топографии и закреплению полученных знаний занимающимися спортивным ориентированием и туризмом, а также в общеобразовательных школах на занятиях по топографии.

Известно устройство для оценки точности определения месторасположения контрольного пункта на спортивной карте, содержащее световые индикаторы, одними выводами связанные с одним из полюсов, расположенного в корпусе блока питания, панель с размещенными на ней с возможностью вокруг осей токопроводящими дисками разного диаметра, меньший из которых расположен коаксиально в большем. Панель подпружинена к нижнему основанию корпуса, а с наружной и внутренней стороны дисков установлены пары магнитов, взаимосвязанных полюсами, причем в воздушном зазоре каждого магнита, установленного и с внутренней стороны, закреплен посредством пружины электропроводящий щуп с зазором относительно внутренней поверхности дисков и токопроводящей шины.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей повышение удобства пользования и занимательности за счет ускорения изменения картографическо-азимутального направления в игровых моментах.

На фиг. 1 показан корпус с верхней и нижней крышками, в средней части которого расположено основание; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - фишки с закрепленными на них контрольными пунктами (топографическими знаками) и нумерацией; на фиг. 4 - устройство с раскрытой крышкой корпуса, в центральной части которого расположено основание с вращающимся магнитным диском с закрепленной на нем топографической картой. (Показано устройство с раскрытой крышкой корпуса, на основании которого расположены части лимбов с азимутальным делением компаса и вращающийся магнитный диск с топографической картой); на фиг. 5 - устройство с топографической картой, установленной на вращающемся магнитном диске и фишками, которые необходимо установить на соответствующие места карты; на фиг. 6 - устройство с топографической картой, установленной на вращающемся магнитом диске и местами, на которые должны устанавливаться фишки с азимутальными на них направлениями от частей компасных лимбов (показаны штрихом); на фиг. 7 - карточка контроля с правильными ответами азимутальных направлений на фишки и масштабным расстоянием от центра части лимба до фишек.

Устройство содержит корпус 1, разделенный на три части 11, 12, 13 с верхней 11 и нижней 12 крышками и расположенным в центральной части корпуса основанием 12 (см. фиг. 1) с закрепленными на нем частями градусных лимбов компасов 2 (см. фиг. 4, 5, 6) и установленным с возможностью вращения магнитом 3 (см. фиг. 2), с верхней и нижней стороны магнита 3 установлены диски 4, выполненные из ферромагнитного материала. С двух сторон каждого диска 4 закреплены топографические карты 5, на которых установлены с возможностью перемещения и съема магнитные фишки 6 с изображением фрагментов топографической карты или топографических знаков 7 соответствующих изображению на карте 5. При этом на магнит 3 можно устанавливать по несколько дисков 4 с закрепленными на них топографическими картами 5.

Посредством частей градусных лимбов компасов 2 определяется азимутальное направление 8 (на фиг. 6 показано штрихом), правильность определения которого проверяется контрольным листом 9 (см. фиг. 7).

При использовании устройства тренер-преподаватель или ведущий игры берут корпус 1 и открыв крышку 11 поворачивают диск 4 так, чтобы в отверстиях контрольного листа 9 оказались фрагменты или топографические знаки 7 закрепленные на фишках 6, после чего контрольный лист 9 снимается, а устройство отдается занимающемуся или игроку.

Занимающийся, взяв устройство и фишки 6. по команде тренера-препопадавателя отыскивает (контрольные пункты) отображение фрагментов или топографических знаков 7, закрепленных на фишках 6 на топографических картах 5, закрепленных на дисках 4.

Все фишки 6 за счет магнита 3, расположенного между дисками 4, должны устанавливаться на тех местах карты 5, которые соответствуют изображенному на поверхности фишки 6 фрагменту или топографическому знаку 7.

На первом этапе занятий или игры лучшим считается тот, кто раньше всех отыскивает на топографической карте 5 все фрагменты или топографические знаки 7, изображенные на фишках 6.

На втором этапе игры каждый занимающийся или играющий посредством обычной метрической линейки и частей градусных лимбов компасов 2 закрепленных на основании 12 определяет азимутальное направление 8 (на фиг. 5, показано штрихом), при этом азимут определяется с каждого компаса 2 на каждую фишку 6.

Кроме того, заранее оговорив масштаб карты, участники определяют и пройденное расстояние на каждую фишку 6.

Правильность расположения фишек 6 на карте 5 проверяется контрольной (карточкой) листом 9. Таких контрольных карточек (можно заготовить несколько десятков с различными азимутальными направлениями (10-360о). Каждая ошибка в азимутальных направлениях и определении расстояния штрафуется очками или баллами.

После определения лучшего занимающегося тренер-преподаватель или ведущий игры поворачивает диск 4 с топографической картой 5 по окружности, например на 45о на которое заранее заготовлена контрольная карточка 9, и игра снова продолжается. Лучший занимающийся или игрок определяется по ранее описанному приему.

В том случае, когда занимающиеся хорошо освоили правила учебно-тренировочной игры первого или второго вариантов занятий, они усложняются. Тренер-преподаватель или ведущий игры устанавливает диски 4 в соответствии с положением, например, контрольной карточки 9, (только теперь уже занимающиеся отыскивают контрольные пункты) фрагменты или топографические знаки 7 не по их изображению на фишках 6, а по памяти, при этом на фишках 6 должны быть отображены не фрагменты или топографические знаки 7, а порядковые номера (см. фиг. 3). При этом, при определении азимутального движения от части градусного лимба компаса 2 к фишке 6 занимающийся должен описать встречающиеся на пути промежуточные ориентиры. Например, направление на фишку со знаком 1-36о расстояния 2 км. 540 м, при движении к которой на пути через 10 м начинается небольшой спуск, затем подъем 5 м, и спуск повторяется снова, справа встречается возвышенность 20-30 м, слева протекает речушка и т. д.

На занятиях при игре можно использовать карты различного масштаба и различной местности, конструкция устройства позволяет использовать одновременно несколько видов карт.

Например, в корпусе 1 открываем верхнюю крышку 11, используем топографическую карту 5, расположенную на диске 4 для использования другой карты 5 диск снимается с магнита, переворачивается и устанавливается другой стороной с другой топографической картой 5, при этом переворачивается и фишки 6.

В следующем варианте переворачивается и весь корпус 1. В этом случае нижняя часть 13 превращается в верхнюю, а верхняя в часть 11 в нижнюю 13, занятия или игра продолжается на картах совершенно другой местности и другого масштаба.

Устройство, несмотря на свои небольшие габариты за счет перевертывания корпуса 1, дисков 4 и фишек 6 позволяет использовать обширный топографический материал, увлечь занимающихся разнообразием игровых моментов, развивает, развивает у них память, внимание и наблюдательность при работе с картографическим материалом.

Устройство не сложное, в своем конструктивном изготовлении не требует дефицитного материала, удобно в использовании, переноске и хранении.

Конструкция корпуса, разделенного на три части, средняя из которых является основанием, позволяет двухстороннее его использование, без каких-либо дополнительных доработок конструкции. Расположение магнита является как бы их крепежом (держателем), удерживающем диски на основании за счет магнитных полей, при этом создаются одинаковые условия использования в работе как верхнего, так и нижнего диска, что расширяет функциональные возможности устройства и увеличивает количество карт, при этом для большего увеличения использования количества топографических карт сами диски имеют двухстороннее изображение. Количество дисков, установленных с каждой стороны магнита может быть разнообразным от одного до десяти, в зависимости от силы полей магнита.

Расположение частей градусных лимбов компасов непосредственно на основании корпуса создает хорошие условия использования для определения азимутальных направлений с различных углов карты (С-В, С-З, Б-В, Б-З и другие), а так как диски картографическим материалом имеют возможность вращения, то и азимутальные направления при определенно поставленных задачах постоянно меняются, что создает возможность создавать большое количество игровых моментов или задач с заранее заготовленными контрольными картами, при этом количество контрольных заданий с изготовлением контрольных карточек не должно быть большим, достаточно иметь всего 5-10 задач, нужно учитывать, что на каждый контрольный знак (фишку) берется азимутальное направление с 4-х направлений, т. е. если имеется всего одна фишка, то на нее берется четыре направления, если пять фишек (как в описании заявки), то нужно определить 20 азимутальных направлений. С увеличением количества контрольных пунктов (фишек) работа устройства увеличивается.

С увеличением использования количества топографических карт увеличивается и количество фишек. Этот вопрос легко устраняется, фишки можно изготовлять не с изображением на них топографических знаков, фрагментов карт, а с порядковыми номерами; фрагменты, кусочки карт, топографические знаки и даже фотографии местности с определенным порядковым номером наклеить на отдельные листы и сброшюровать в книжечку. Тогда в любом варианте использования любых топографических карт, номерные фишки можно использовать одни и те же, например, занимающемуся дается лист с определенным количеством топографических знаков: Овраг - N 1, Мостик - N 2, Родник - N 3 и т. д. Занимающийся берет фишки с порядковыми числами и отыскав на карте изображение нужного ему оврага, ставит на это место фишку с номером 1, приступает к поиску мостика, затем отыскав на карте мостик - ставит на его место фишку 12, и приступает к поиску родника и т. д. Наличие всего 10 фишек с нанесенными на них порядковыми номерами может обеспечить работу любого количества топографических карт, что намного упрощает конструкцию устройства и увеличивает ее функциональные возможности. (56) Авторское свидетельство СССР N 1418788, кл. G 09 B 7/00, 1988.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ И ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ, содержащее корпус, диски, установленные в корпусе с возможностью вращения, по меньшей мере одну топографическую карту, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, повышения занимательности и удобства в пользовании, оно дополнительно снабжено магнитными фишками с изображением фрагментов топографической карты или топографических знаков, соответствующих изображению на топографической карте, расположенным в центральной части корпуса основанием с частями градусных лимбов компасов и установленным с возможностью вращения магнитом, корпус имеет верхнюю и нижнюю крышки, а диски выполнены из ферромагнитного материала и установлены с верхней и нижней сторон магнита, при этом топографические карты закреплены на сторонах дисков, а магнитные фишки установлены на топографические карты с возможностью перемещения и съема.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7