Парусное вооружение плавучего средства
Реферат
Изобретение относится к парусному оборудованию плавучих средств и может быть использовано при изготовлении парусной оснастки для яхт, лодок и т. д. Сущность: парус содержит диафрагму, пару клинообразных боковых откосов и поперечную мембрану, образующих нишу, выполненную с ними за одно целое, с местными утолщениями под шарниры и замки. 5 ил.
Изобретение относится к парусному вооружению плавучих средств и может быть использовано в жестких парусах из армирующих материалов и полимерного связующего.
Известно парусное вооружение плавучего средства, содержащее жесткий парус, имеющий бортовые откосы, симметрично расположенные относительно его шарнира крепления с вертикальной осью (авт. св. N 1342819, кл. В 63 Н 9/00, 1986). К недостаткам известного парусного вооружения следует отнести неэффективное восприятие ветровых нагрузок, пониженная прочность и эксплуатационная надежность. Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем увеличения эффективности восприятия ветровых нагрузок и повышение прочности. Указанная цель достигается тем, что в парусном вооружении плавучего средства, содержащем жесткий парус, имеющий бортовые откосы, симметрично расположенные относительно его шарнира крепления с вертикальной осью, парус выполнен с поперечной нижней мембраной, образующей напорную односкатную нишу вместе с упомянутыми бортовыми откосами, выполненными клинообразными по высоте и расширяющимися книзу, с расположением шарнира крепления на этой мембране, и из ткани, пропитанной отвержденным термореактивным или термопластичным связующим при объемном соотношении связующего с тканью, выбранном в пределах от 0,5: 1 до 1,20: 1. Отличительными особенностями парусного вооружения является выполнение паруса с поперечной нижней мембраной, образующей напорную односкатную нишу вместе с бортовыми откосами, придание откосам клинообразной формы, расширяющейся книзу, расположение шарнира крепления на мембране, выполнение паруса с откосами и мембраной из ткани, пропитанной отвержденным термореактивным или термопластичным связующим в указанном объемном соотношении. На фиг. 1 представлено парусное вооружение плавучего средства, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - поперечная нижняя мембрана; на фиг. 4 - вид паруса в изометрии; на фиг. 5 - графические зависимости прочностных свойств материала паруса от процентного содержания связующего. Парусное вооружение плавучего средства содержит жесткий парус 1, имеющий бортовые откосы 2, симметрично расположенные относительно его шарнира крепления 3 с вертикальной осью 4. Парус 1 выполнен с поперечной нижней мембраной 5, образующей напорную односкатную нишу 6 вместе с бортовыми откосами 2. Бортовые откосы 2 выполнены клинообразными по высоте, расширяющимися книзу. Шарнир крепления 3 расположен на мембране 5. Парус (фиг. 4) выполнен из ткани, пропитанной отвержденным термореактивным или термопластичным связующим при объемном соотношении связующего с тканью, выбранном в пределах от 0,5: 1 до 1,20 : 1. На откосах 2 и мембране 5 выполнены местные утолщения 7. В рабочем положении парус 1 закреплен верхними и нижними растяжками 8 и 9. На местном утолщении 7 мембраны 5 установлена металлическая втулка 10 для размещения шарнира 3. Для изготовления парусов использовалась стеклоткань ТСУ-8/3 ВМ-78 по ТУ6-11-292-84 и стеклоткань Т-10 по ГОСТ 19170-79, в качестве связующего применялось ЭХД-41 по ТУ3-708-85 и термопластичная полисульфоновая пленка марки ПС-Н по ТУ6-19-151-285-88. Кривой 11 (фиг. 5) представлена относительная зависимость предельной прочности сдвига, кривой 12 - предельной прочности изгиба материала на основе стеклоткани и эпоксидного связующего и кривой 13 и кривой 14 соответственно материала на основе стеклоткани и термопластичного связующего от процентного содержания самого связующего. Наиболее эффективное содержание связующего и ткани в материале находится в пределах от 0,5: 1 до 1,20: 1, позволяющего наиболее полно реализовать прочностные свойства материала в парусе с обеспечением максимальной удельной прочности. Запредельные значения соотношений связующего и ткани ухудшают эксплуатационные качества паруса. Парус функционирует следующим образом. В рабочем положении парус устанавливается на шарнире 3 посредством металлической втулки 10 и крепится верхними и нижними растяжками 8 и 9 с расположением односкатной напорной ниши 6 так, как показано на фиг. 2 и 3, в которой при напоре ветра создается дополнительное давление на парус. При направлении ветра под углом к парусу в нише 6 также образуется напор. Обтекаемость наружной поверхности и жесткость паруса обеспечивают сохранение формы. Разворотом паруса по направлению ветра достигается наибольшая тяга паруса и скорость плавучего средства. Положительный эффект от использования паруса заключается в повышении его эксплуатационных качеств путем увеличения эффективности восприятия ветровых нагрузок и прочности. (56) Авторское свидетельство СССР N 1342819, кл. В 63 Н 9/00, 1986.Формула изобретения
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА, содержащее жесткий парус, имеющий бортовые откосы, симметрично расположенные относительно его шарнира крепления с вертикальной осью, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем увеличения эффективности восприятия ветровых нагрузок и повышения прочности, парус выполнен с поперечной нижней мембраной, образующей напорную односкатную нишу вместе с упомянутыми бортовыми откосами, которые выполнены клинообразными по высоте и расширяющимися книзу, при этом упомянутый шарнир крепления расположен на этой мембране, а парус выполнен из ткани, пропитанной отвержденным термореактивным или термопластичным связующим при объемном соотношении связующего с тканью, выбранном в пределах от 0,5: 1 до 1,20: 1.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4