Устройство для торможения летательного аппарата (варианты)
Реферат
Изобретение предназначено для торможения летательных аппаратов при посадке в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы. Задача изобретения - повышение точности останова путем регулирования относительной скорости между источниками магнитного поля и летательным аппаратом. Устройство содержит источники 3 магнитного поля, расположенные под взлетно-посадочной полосой 1. Над источниками 3 установлены вращающиеся диски 4, которые имеют регулируемый привод 5. При изменении скорости вращения дисков 4 изменяется сила торможения летательного аппарата 1. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к авиации, а именно к оборудованию на аэродромах, предназначенному для торможения летательного аппарата при посадке в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы.
Известно устройство для запуска и посадки летательных аппаратов, содержащее расположенные вдоль посадочной полосы направляющие с продольным шлицем, бесконечный трос, расположенный вдоль направляющей и охватывающий ведущий и ведомый барабаны, захват для сочленения троса с летательным аппаратом. Недостаток - низкая эффективность и сложность конструкции. Известно устройство для торможения летательных аппаратов (прототип), содержащее установленные под взлетно-посадочной полосой источники магнитного поля, подключенные к питающей сети и взаимодействующие с нижней поверхностью летательного аппарата, которая выполнена электропроводящей. Недостаток - отсутствие регулирования скорости изменения магнитного потока, что ухудшает условия торможения и увеличивает длину тормозного пути летательного аппарата. Технической задачей изобретения является создание устройства для торможения с повышенной точностью останова летательного аппарата путем регулирования относительной скорости между источниками магнитного поля и летательным аппаратом. Для этого устройство для торможения летательного аппарата, содержащее установленные вдоль взлетно-посадочной полосы под ее покрытием источники магнитного поля, воздействующие на корпус летательного аппарата, дополнительно снабжено средством регулирования магнитного потока, выполненным в виде установленных под взлетно-посадочной полосой параллельно ей поворотных дисков с регулируемым приводом, при этом диски образованы чередующимися секторами из электропроводного и неэлектропроводного материалов, а источники магнитного поля размещены под плоскостями дисков. Второй вариант устройства характеризуется тем, что источники магнитного поля размещены на самих дисках. Вращающиеся диски позволяют создавать при посадке управляемое электродинамическое торможение за счет регулирования скорости вращения дисков, что в свою очередь позволяет поддерживать относительную скорость летательного аппарата и дисков такими, чтобы сила электродинамического торможения была максимальной. На фиг. 1 представлено устройство, общий вид (I вариант); на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - вращающийся диск со встроенными постоянными магнитами (II вариант). Устройство содержит взлетно-посадочную полосу 1, на которую приземляются летательные аппараты 2, нижняя поверхность которых выполнена электропроводящей. Под взлетно-посадочной полосой 1 расположены источники 3 магнитного поля, которые могут быть выполнены в виде электромагнитов, сверхпроводящих магнитов или постоянных магнитов. Над источниками 3 магнитного поля параллельно полосе 1 установлены вращающиеся диски 4, снабженные регулируемым приводом 5. Диски 4 могут устанавливаться над источниками магнитного поля, в этом случае они выполняются из электропроводящих и неэлектропроводящих секторов. Такая конструкция дисков при их вращении периодически в зависимости от скорости вращения модулирует магнитный поток, создаваемый источниками 3 магнитного поля. В другом варианте на дисках 4 источники магнитного поля 3 установлены непосредственно по периферии диска. Устройство работает следующим образом. При посадке летательного аппарата 2 приводом 5 диски 4 приводятся во вращение. Так как при этом изменяется магнитный поток, создаваемый источниками 3, то индуцируют вихревые токи в нижней части летательного аппарата 2. Взаимодействие вихревых токов с магнитным потоком источников 3 приводит к созданию силы торможения летательного аппарата. Так как величина вихревых токов а, следовательно, и сила торможения зависит от скорости изменения магнитного потока, которая определяется скоростью вращения дисков 4 и скоростью летательного аппарата 2, то изменение скорости вращения дисков 4 позволяет силу торможения летательного аппарата поддерживать на максимальном уровне. Таким образом, изобретение в отличие от известных позволяет посредством размещения вращающихся дисков с регулируемой скоростью над источниками магнитного поля изменять силу торможения летательного аппарата и при этом поддерживать ее на максимальном уровне. (56) Заявка ФРГ N 2553064, кл. В 64 F 1/08, 1977. Technolоgy Revier "an Electromaguabic "Slig shof" for Space Propulsion". The massachusetts Institute of Technology, 1977, рр. 9-11.Формула изобретения
1. Устройство для тормажения летательного аппарата, содержащее установленные вдоль взлетно-посадочной полосы под ее покрытием источники магнитного поля, воздействующие на корпус летательного аппарата, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено средством регулирования магнитного потока, выполненным в виде установленных под взлетно-посадочной полосой параллельно ей поворотных дисков с регулируемым приводом, при этом диски образованы чередующимися секторами из электропроводного и неэлектропроводного материала, а источники магнитного поля размещены под плоскостями дисков. 2. Устройство для торможения летательного аппарата, содержащее установленные вдоль взлетно-посадочной полосы под ее покрытием источники магнитного поля, воздействующие на корпус летательного аппарата, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено средством регулирования магнитного потока, выполненным в виде установленных под взлетно-посадочной полосой параллельно ей поворотных дисков с регулируемым приводом, при этом источники магнитного поля размещены на дисках.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3