Кресло-коляска
Реферат
Использование: в транспортных средствах для перевозки больных или инвалидов. Сущность изобретения: кресло-коляска состоит из сиденья 1, силовых элементов 2, двух направляющих 3 и двух ведущих 4 колес в виде ободьев, установленных с возможностью вращения на опорных 5 и направляющих 6 роликах, размещенных на внутренней поверхности колес 4 и закрепленных на силовых элеметах 2. В каждом колесе 4 установлен один опорный ролик 5 в плоскости Б, проходящей через ось вращения колеса 4 и перпендикулярной плоскости В, касательной к наружным поверхностям ведущих 4 и направляющих 3 колес. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к средствам для перевозки больных или инвалидов, а именно к креслам-коляскам для инвалидов.
Известно кресло-коляска, состоящая из сиденья, спицевых колес, соединенных трубчатой рамой [1] . Недостатком данной конструкции является большая масса коляски, высокая трудоемкость сборки колес, а также необходимая частая регулировка и замена спиц в колесах. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является кресло-коляска, состоящая из сиденья, силовых соединительных элементов, двух направляющих и двух ведущих колес в виде ободьев, установленных с возможностью вращения на опорных и направляющих роликах, размещенных на внутренней поверхности ободьев и закрепленных на силовых соединительных элементах [2] . Данная коляска по сравнению с указанной выше имеет меньшую массу и трудоемкость изготовления ввиду отсутствия ступицы и спиц. Однако из-за нерациональной схемы расположения опорных роликов ободья работают на изгиб и сжатие, поэтому должны иметь высокую жесткость, а, следовательно, значительную массу, не удовлетворяющую предъявляемым в настоящее время требованиям к данному виду изделий. Изобретение обеспечивает возможность работы колес только на сжатие. Это достигается тем, что в кресле-коляске, состоящей из сиденья, силовых соединительных элементов, двух направляющих и двух ведущих колес в виде ободьев, установленных с возможностью вращения на опорных и направляющих роликах, размещенных на внутренней поверхности ободьев и закрепленных на силовых соединительных элементах, опорным в каждом колесе является один из роликов, установленный в плоскости, проходящей через ось вращения колеса и перпендикулярной плоскости, касательной к наружным поверхностям ведущих и направляющих колес. Кроме того, в каждом колесе направляющим может являться один ролик, установленный противоположно опорному ролику в той же плоскости. Установка в каждом колесе в качестве опорного одного из роликов в плоскости, проходящей через ось вращения колеса и перпендикулярной плоскости, касательной к наружным поверхностям ведущих и направляющих колес, позволяет перераспределить нагрузки таким образом, что колеса в виде ободьев в зоне контакта обода с роликом и опорной поверхностью работают лишь на сжатие. Установка в каждом колесе одного направляющего ролика противоположно опорному ролику в той же плоскости позволит снизить массу колеса за счет уменьшения количества роликов. В новой совокупности существенных признаков у объекта изобретения появляется новое свойство - возможность работы колес только на сжатие за счет рациональной схемы размещенных опорных роликов, что позволит снизить массу колес, уменьшая площадь поперечного сечения ободьев. Это в конечном счете приводит к снижению массы кресла-коляски в целом. На фиг. 1 изображено кресло-коляска; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3, 4 - варианты кресла-коляски. Кресло-коляска состоит из сиденья 1, силовых соединительных элементов 2, двух направляющих 3 и двух ведущих 4 колес в виде ободьев, установленных с возможностью вращения на опорных 5 и направляющих 6 роликах, размещенных на внутренней поверхности колес 4 и закрепленных на силовых элементах 2. В каждом колесе 4 установлен один опорный ролик 5 в плоскости Б, проходящей через ось вращения колеса 4 и перпендикулярной плоскости В, касательной к наружным поверхностям ведущих 4 и направляющих 3 колес. На фиг. 3 представлено кресло-коляска с другим вариантом расположения направляющих роликов 6 и выполнения силовых соединительных элементов 2. На фиг. 4 изображен вариант кресла-коляски, колеса 3, 4 которого имеют один направляющий ролик 6. При работе кресла-коляски крутящий момент передается через поручень 7 непосредственно на колесо-обод 4. Статические и динамические нагрузки от веса коляски и человека через силовые соединительные элементы, опорный ролик 5 передается на колеса 4 (или 3, 4 по варианту на фиг. 3) и далее на поверхность, по которой катятся колеса 3, 4, т. е. в точке соприкосновения ролика 5 и колеса 4 (или 3, 4 по варианту на фиг. 3) последнее работает лишь на сжатие, т. е. является менее нагруженным, чем в прототипе. В результате появляется возможность снизить массу колеса без шины на 20 - 25% , а следовательно, и всего кресла-коляски в целом на 10 - 15% . (56) 1. Патент США N 4515383, кл. A 61 G 5/02, 1984. 2. Моделист-конструктор. - 1990, N 10, с. 32.Формула изобретения
1. КРЕСЛО-КОЛЯСКА, состоящая из сиденья, силовых соединительных элементов, двух направляющих и двух ведущих колес в виде ободьев, установленных с возможностью вращения на опорных и направляющих роликах, размещенных на внутренней поверхности ободьев и закрепленных на силовых соединительных элементах, отличающаяся тем, что опорным в каждом колесе является один из роликов, установленный в плоскости, проходящей через ось вращения колеса и перпендикулярной к плоскости, касательной к наружным поверхностям ведущих и направляющих колес. 2. Кресло-поляска по п. 1, отличающаяся тем, что направляющим в каждом колесе является один из роликов, установленный противоположно опорному ролику в той же плоскости.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4