Устройство для подъема затонувшего объекта
Реферат
Область применения: осуществление подъема любого объекта с любой глубины водоема, когда необходимо спасение экипажа и ядерной силовой установки. Сущность изобретения: устройство содержит установленный на объекте поворотный узел стыковки, а по тросу-проводнику, который с ним соединен, возможно перемещение грузозахватного элемента. 3 ил.
Изобретение относится к подъемным устройствам со дна водоема. Преимущественное использование имеет для подъема затонувших судов, например подводных лоток, с глубин, которые недоступны для контакта с судном.
Известно устройство для судоподъема, содержащее грузозахватный элемент с осевым отверстием для перемещения по тросу-проводнику и узел стыковки, который установлен на объекте. Трос-проводник одним концом соединен с узлом стыковки, другим - с маркером. Недостатки известного устройства следующие. 1. После всплытия маркера образуется площадь контакта воздушной и водной среды снизу, что может привести к растворению воздуха в воде и потере положительной плавучести. 2. Приложение усилия от троса-проводника находится выше, чем приложение силы от подъемной силы. Поэтому необходимо выполнять маркер, который бы имел высоту более диаметра, так как положение его неустойчиво, а если трос-проводник будет иметь слабину, то маркер вообще может повернуться в положение, близкое к горизонтальному, воздух выйдет и маркер затонет. Слабина может появиться при резком падении маркера с гребня волны во время шторма. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства. Это достигается тем, что маркер в форме перевернутого стакана в своей нижней части оснащен перегородкой с закрепленным на ней одним концом тросом-проводником, а сама перегородка имеет клапан, который удерживается в открытом положении концом магистрали от источника высокого давления. На фиг. 1 показано крепление устройства к судну; на фиг. 2 - разрез по углу стыковки; на фиг. 3 - грузозахватное устройство на тросе-проводнике (далее трос). Узел стыковки 1 закреплен на двух осях 2, 3 в подшипниках, которые закреплены в кронштейнах 4, 5. Кронштейн 5 крепится к корпусу судна 6 и желательно вне его габаритов. Кронштейны 4, 5 обеспечивают всегда направление оси грузозахватного элемента вверх. Гpузозахватный элемент 1 содержит корпус 7, в котором размещены барабан 8 и направляющий ролик 9. Корпус 7 имеет узел стыковки в виде стакана, который содержит подпружиненные защелки 10. В узле стыковки размещен маркер 11, имеющий подвижное уплотнение 12 по своей наружной поверхности и два обратных клапана 13, 14. Уплотнение 12 служит для удержания антикоррозионной жидкости во внутренней полости. Маркер 11 выполнен в виде перевернутого стакана и имеет в своей нижней части перегородку 15, к которой крепится трос 16, намотанный на барабан 8. Перегородка 15 имеет клапан 17, который выполнен в виде подпружиненной тарелки. Клапан 17 удерживается в открытом положении концом магистрали 18, соединяющей внутреннюю полость маркера 11 с источником высокого давления 19 через управляемый клапан 20. Клапан 20 управляется от датчика давления 21, а система управления питанием от источника питания 22. Грузозахватный элемент 23 имеет осевое отверстие 24, кольцевой вырез 25 и крепится к тросу 26 плавучего подъемного средства. Магистраль 18 имеет компенсатор 27 в виде сильфона. Снаружи все закрыто крышкой 28 маркера 11. Действует устройство для подъема затонувших объектов следующим образом. Маркер 11 устанавливается в полости грузозахватного элемента 1 и сопрягается с подвижным стандартным уплотнителем 12. Через обратный клапан 14 заполняется вся внутренняя полость маркера 11, антикоррозионной жидкостью, например машинным маслом. Заполнение контролируют по обратному клапану 13. После заполнения оба обратных клапана 13, 14 глушатся. Установка конца магистрали 18 в отверстие клапана 17 с отжимом его тарелки осуществляется либо при открытом дне маркера 11, если она разъемна, либо при снятом одном из обратных клапанов 13, 14. Датчик давления 21 устанавливается на предельную глубину погружения для данного типа подводной лодки. Когда подводная лодка превысит предельную глубину от срабатывания датчика давления 21 открывается клапан 20 и сжатый воздух начинает поступать от источника высокого давления 19 во внутреннюю полость маркера 11, масло вытесняется через клапан 17, а сам маркер 11 поднимается, приобретая положительную плавучесть. Может быть предусмотрен отвод с подпружиненным обратным клапаном для вывода масла. Может просто осуществляться подъем маркера 11 до уплотнения. Когда подъемная сила станет достаточной, чтобы преодолеть вес маркера 11, он начинает всплывать, клапан 17 закрывается после его соскальзывания с конца магистрали 18. Маркер 11 вытягивает трос 16 с барабана 8. Для подъема объекта на трос одевается своим отверстием 24 грузозахватный элемент 23 и под собственным весом опускается по тросу 16 до сопряжения с узлом стыковки 1, при этом грузозахватный элемент 23 отжимает подпружиненные защелки 10, которые затем входят в его кольцевой вырез 25. Конец магистрали 18 находится ниже нижней поверхности грузозахватного элемента 23 либо просто сжимается, если он выполнен из резины. Объект готов к подъему. Клапан 17 предотвращает контакт воздушной среды внутри маркера 11 с водной средой, а крепление троса 16 к перегородке 15 делает маркер 11 устойчивым по приложению сил. (56) Авторское свидетельство СССР N 1579845, кл. B 63 C 7/00, 1987.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА, содержащее грузозахватный элемент, выполненный с осевым продольным отверстием для перемещения по тросу-проводнику с возможностью взаимодействия с закрепленным на затонувшем объекте узлом стыковки, с которым соединен один конец троса-подводника, другой конец которого соединен с маркером, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности в работе путем сокращения времени подъема, узел стыковки поворотно установлен на двух взаимно перпендикулярных осях, при этом в нижней части этого узла установлен барабан с намотанным на нем одним концом троса-проводника, а верхняя часть узла стыковки выполнена по форме стакана, внутренняя поверхность которого выполнена с подпружиненными защелками, установленными с возможностью их взаимодействия с ответным кольцевым вырезом, выполненным на внешней поверхности грузозахватного элемента, причем в стаканообразной полости верхней части узла стыковки установлен с возможностью отделения упомянутый маркер, который выполнен по форме перевернутого стакана и полость которого заполнена антикоррозионной жидкостью и магистрально сообщена через управляемый посредством датчика давления клапан с источником высокого давления, которым снабжено устройство, при этом другой конец троса-проводника соединен с маркером посредством его закрепления на перегородке, установленной в нижней части полости маркера и выполненной с клапаном, установленным с возможностью его удержания в открытом положении посредством конечной части магистрали источника высокого давления.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3