Способ профилактики неблагоприятного воздействия гравитационных перегрузок на организм оператора

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, а именно к авиационно-космической медицине. Сущность изобретения: проводят динамический контроль за состоянием кровообращения головного мозга, прикладывают давление к нижней половине тела с учетом состояния кровообращения по типу обратной связи, При перегрузке "голова-ноги" используют положительное давление, а при противоположном векторе перегрузки - отрицательное, при этом давление прикладывают на нижнюю половину тела.

Изобретение относится к медицине, преимущественно авиационно-космической, и может быть использовано при эволюциях летательного аппарата с человеком на борту.

Известен способ профилактики неблагоприятного воздействия гравитационных перегрузок на организм оператора тренировки на центрифуге, недостатком которого является необходимость выполнять изометрические упражнения при перегрузках, на что пилот не всегда может найти время.

Наиболее близким техническим решением является способ профилактики неблагоприятного воздействия гравитационных перегрузок на организм оператора, по которому при перегрузках более 1,75 ед к нижней половине тела оператора прикладывают давление, которое регулируется в зависимости от величин перегрузки.

К недостаткам известного способа относится невозможность использования его при знакопеременных нагрузках, отсутствие связи величины прилагаемого давления с состоянием жизнедеятельности пилота, отсутствие аварийного сигнала о приближающихся серьезных для жизни нарушений функционирования жизненно важных систем организма оператора, могущих привести к неспособности управления летательным аппаратом.

Недостатки устраняются за счет того, что у оператора осуществляют динамический контроль состояния кровообращения головного мозга, прикладывают давление к нижней половине тела с учетом состояния кровообращения по типу обратной связи, при этом при перегрузке "голова-ноги" используют положительное давление, а при противоположном векторе - отрицательное. При этом величину давления на область живота осуществляется с учетом переносимости максимальных смещений стенки живота.

Способ осуществляют следующим образом. При снаряжении оператора (пилота) к полету поперек живота в области пупка одевают датчик растяжения передне-боковых отделов живота с выведенными от него электроконтактами. Затем на область живота помещают малую емкость (в ней может быть смонтирован указанный датчик), края которой герметично прилегают к коже в области лобка, крыльев подвздошной части костей таза, нижней части грудной клетки и по линии, соединяющей их так, что вне малой полости остается задняя стенка живота - поясничная область спины.

На нижнюю часть тела пилота и малую емкость одевают большую емкость, замкнутую и герметично фиксированную к коже туловища. Каждая полость соединена патрубком с персональным генератором давления.

У пилота, сидящего на рабочем месте, создают в малой емкости отрицательное давление до предела комфортного состояния (ощущения) и по сигналу с датчика растяжения определяют максимальную величину выпячивания живота. Аналогичным образом, но подавая положительное давление, определяют предел вдавления живота.

На голову пилота одевают симметрично расположенные плетизмографические датчики для оценки кровенаполнения головного мозга с помощью реографического показателя.

Перед началом полета, проводя необходимые предполетные действия, оператор подсоединяет электроды датчиков к разъему медконтроля, а штанги емкостей - к источникам давления. Указанное снаряжение не мешает пилотировать.

Электроды из разъемов блока медконтроля и источников давления функционально связаны между собой и с датчиком ускорения летательного аппарата "голова-ноги" оператора через автоматическое устройство, управляющее давлением в емкостях и подачей сигналов. Это устройство подает в емкости давление, соответствующее величине указанной перегрузки при пилотировании, ограничивая при этом давление в малой емкости пределами величины смещения стенки живота, увеличивает указанное давление в 1,3-1,35 раза от сиюмоментного при снижении реографического показателя в 1,3-1,5 от полученного перед полетом. Оно же включает непрерывный сигнал при достижении критических значений давлений в емкостях и включает прерывный сигнал, если при этом достиг критического значения плетизмографический показатель. Под контролем и воздействием при необходимости указанной системы пилот проводит нужные режимы эволюции самолета в уверенности, что у него имеется запас прочности для более жестких режимов пилотирования.

П р и м е р 1. У утомленного пилота, выводящего самолет из пикирования, перегрузка "голова-таз" составляет 1,7 ед. Автомат, работающий в зависимости от величины перегрузки, еще не включил подачу давления в емкости, хотя пилот - в предобморочном состоянии. Однако показатели реограммы показали снижение реографического индекса ниже критической величины и по этому сигналу автомат показал давление в емкости 50 мм рт. ст. Реограмма нормализовалась и давление в емкостях исчезло. Продолжая выход из пикирования, пилот подвергся перегрузке 2 ед. и автомат поднял в емкостях давление до 100 мм рт. ст. Но реографический индекс вновь опустился ниже критического и давление в емкостях возросло до 130 мм рт. ст. Через некоторое время, поскольку реографическая характеристика осталась прежней, давление поднялось до 170 мм рт. ст. После этого реографическая характеристика стала выше критической и, поскольку перегрузка осталась прежней, давление вернулось к 100 мм рт. ст.

П р и м е р 2. У пилота при выполнении "горки" появились перегрузки "таз-гоолова" величиной 1,5 ед. Автомат создал в емкостях отрицательное давление 15 мм рт. ст. При достижении перегрузки 8 ед. отрицательное давление достигло предельной величины. При дальнейшем увеличении перегрузки величина давления возрастает лишь в малой емкости до достижения максимального ожидаемого выпячивания живота, одновременно с чем раздается непрерывный сигнал. После дальнейшего увеличения перегрузки реограмма стала хуже критической и пилот услышал прерывистый звонок, что заставило его уменьшить крутизну "горки". (56) Авиационная медицина. М. : 1980, с. 119.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГРАВИТАЦИОННЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ ОПЕРАТОРА, включающий приложение давления к нижней половине тела, отличающийся тем, что, с целью расширения возможностей действия оператора, осуществляют динамический контроль за состоянием кровообращения головного мозга, прикладывают давление к нижней половине тела с учетом состояния кровообращения по типу обратной связи, при этом при перегрузке голова-ноги используют положительное давление, а при противоположном векторе перегрузки-отрицательное.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью профилактики осложнений при воздействии на область живота, предельно допустимое давление на стенку живота ограничивают давлением, обеспечивающим максимально возможное смешение стенки живота.