Транспортное средство
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Сущность изобретения: транспортное средство содержит источник образования сжатого воздуха, сообщенный с по крайней мере, одним баллоном сжатого воздуха. Последний через распределитель сообщен с приводом колес. Распределитель выполнен кранового типа и разделен на две секции для прохождения холодного и горячего воздуха, поступающего на элементы с формой памяти привода колес. Элементы формируют усилия на гибкое колесо привода, обеспечивающее вращение валов колес. 3 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественное применение на равнинных дорогах, полевых станах и судах.
Известно транспортное средство, содержащее источник образования сжатого воздуха, сообщенный с по крайней мере одним баллоном сжатого воздуха, который через управляемый распределитель связан с приводом колеса. Известное транспортное средство не обладает достаточной экологической чистотой и дальностью пробега. Целью изобретения является улучшение экологических показателей при обеспечении возможности дальних пробегов, в результате достижения которой может быть получен экономический эффект в народном хозяйстве. Поставленная цель достигается выполнением привода каждого колеса в виде конического гибкого колеса с валом, связанным с колесом транспортного средства, и размещенного внутри гибкого колеса жесткого колеса - конического диска с возможностью осевого перемещения относительно полого гибкого конического колеса и корпуса, в котором они размещены, размещением в корпусе вокруг гибкого колеса силовых камер с ползунами снаружи и элементами с памятью формы внутри камер. При этом распределитель выполнен кранового типа с приводом вращения подвижного элемента и разделен на две секции для холодного и подогретого воздуха соответственно. При том нагреватель выполнен в виде камеры с нагревательными элементами вдоль магистрали прохождения воздуха и горячей секции распределителя, связанными с источниками энергии, а выходы секций распределителя сообщены с камерами привода колес. На чертеже (а, б, в, г) изображено предлагаемое транспортное средство (приводная часть). Оно содержит смонтированный на раме мотор-вариатор, в корпусе 1 которого установлено конусное гибкое колесо 2 с валом 3, внутри гибкого колеса установлен служащий жестким колесом конический диск 4 на винтовой опоре 5, снабженной маховичком 6 (или приводом дистанционного управления), два штыря 7, укрепленных на корпусе и удерживающих жесткое колесо - конический диск от проворота, шесть крышек 8, закрепленных на корпусе и образующих круговой ряд силовых камер с мембранами 9, ползунами 10 и жестко соединенными с ними обладающими памятью формы силовыми элементами 11, установленными в пневмокамерах между крышкой и мембраной; установленный внутри каждого указанного силового элемента памяти с упором в его дно (или в мембрану), пьезоэлектрический линейный привод 12, закрепленный на указанной крышке. Каждая пневмокамера мотор-вариатора соединена трубопроводами Аi с холодной стороной распределителя 13 холодного и горячего воздуха (закрепленного на раме транспортного средства) также трубопроводами Бi с горячей (верхней) стороной распределителя. Холодная (нижняя) часть распределителя трубой 14 соединена с золотником 15, который в свою очередь соединен с золотником 16 горячего воздуха и баллоном 17 сжатого воздуха, закрепленным на раме транспортного средства и связанным с электрокомпрессором 18, закрепленным на раме транспортного средства и получающим электропитание от закрепленной на той же раме батареи аккумуляторов 19 электроэнергии, смонтированной на раме источников электроэнергии различного типа ( солнечные батареи, ветровые электрогенераторы, пьезоэлектрогенераторы и сверхпроводящий электроаккумулятор). Горячеая (верхняя) часть распределителя соединена трубой 20 с золотником горячего воздуха, при том указанная труба проходит через нагреватель 21, включающий ряд тенов 22, подключенных к различного типа источникам электроэнергии (непосредственно и-или посредством батареи аккумуляторов), например к сетевому току (на постах подзарядки), солнечной батарее, ветроэлектрогенератору, аккумуляторной батарее 23, амортизаторам-пьезоэлектрогенераторам 24 с пьезоэлементами 25, размещенными между имеющими относительные (вибрационные) перемещения частями транспортного средства, а также к сверхпроводниковому электроаккумулятору (не изображен). Кроме того, нагреватель содержит аккумулятор тепла - отсек 26 с нагреваемой вне мотор-вариатора (на транспортном средстве или вне его, даже на костре) средой 27 (металл, камни, вода). Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом. Электрокомпрессор 18 работает от батареи электроаккумуляторов 19 (и от электросети на постах подзарядки баллона сжатого воздуха) и подзаряжает на ходу баллон 17 сжатого воздуха, откуда сжатый воздух под разными давлениями поступает в трубы 14 и 20 через золотники 15-16. В трубе 20 воздух обогревается нагревателем 21 и поступает в горячую часть распределителя 13. Холодный же воздух по трубе 14 поступает в нижнюю часть распределителя 13. При том поступление воздуха в трубы 14 и 20 может быть осуществлено на ходу и от воздухозаборника встречного потока воздуха. Распределитель 13 подает по заданной схеме горячий и холодный воздух в пневмокамеры мотор-вариатора (холодный воздух по каналам Аi, горячий - по каналам Бi. При этом в диаметрально противоположные пневмокамеры холодный или горячий воздух подается одновременно. Этот цикл подачи сначала холодного, потом горячего воздуха (или наоборот) происходит сначала с одной парой силовых камер, затем с соседней и т. д. В результате поочередного выдвижений ползунов 10 парных камер гибкое колесо 2 поочередно прижимается к жесткому колесу 4 в различных радиальных сечениях, вследствие чего по жесткому колесу катится гибкое колесо, вращаясь вместе с валом 3, от которого вращение передается на колеса или на гребной винт в зависимости от исполнения транспортного средства. На ходу транспортного средства нагреватель и подача сжатого воздуха могут быть выключены для экономии ресурса сжатого воздуха - ресурса батареи электроаккумуляторов. При этом работа мотор-вариатора обеспечивается пьезоэлектрическими линейными приводами 12 (если эти приводы установить между элементами 10 и 11, то возможна одновременная более эффективная работа мотор-вариатора от давления сжатого воздуха, изменения размеров элементов 11 от нагрева-охлаждения и от элемент 12). Кроме того, мотор-вариатор может работать и без сжатого воздуха, забором встречного потока воздуха воздухозаборником Ж, поочередной подачей холодного и нагретого потоков его через трубы 14 и 20 в распределитель 13, а из него в силовые камеры. Благодаря этому обладающие памятью формы силовые элементы 11 сообщают возвратно-поступательные перемещения ползунам 10 посредством мембран 9, а потому указанным выше образом гибкое колесо 2 вращается вместе с валом 3. (56) Авторское свидетельство СССР N 1273268, кл. В 60 К 3/00, 1984.Формула изобретения
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее источник образования сжатого воздуха, сообщенный с по крайней мере одним баллоном сжатого воздуха, который через управляемый распределитель связан с приводом колеса, отличающееся тем, что, с целью улучшения экологических показателей при обеспечении возможности дальних пробегов, привод каждого колеса представляет собой размещенный в корпусе на жестком, установленном с возможностью осевого перемещения диске полый конус в виде гибкого колеса, имеющего вал, связанный с колесом транспортного средства, и размещенные по окружности гибкого колеса ползуны с камерами, в которых размещены элементы с памятью формы, при этом распределитель выполнен кранового типа с приводом вращения подвижного элемента и разделен на две секции для холодного и подогретого воздуха соответственно, причем нагреватель выполнен в виде камеры с нагревательными элементами вдоль магистрали прохождения воздуха к горячей секции распределителя, связанными с источниками энергии, а выходы секций распределителя сообщены с камерами привода колес.РИСУНКИ
Рисунок 1