Устройство для автоматического регулирования положения фар транспортного средства
Реферат
Использование: устройство относиться к авиационной технике и предназначено для повышения технического ресурса самолетных посадочно-рулежных фар, которые выдвигаются на требуемый угол и убираются с помощью электромеханического привода. Сущность изобретения: устройство для автоматического регулирования положения фар транспортного средства содержит задатчик 5 и переключатель 1 положения фар, управляющее реле 3, электродвигатель 4 привода. Введены элемент ИЛИ 8, датчик 6 положения шасси самолета и два триггера 2 и 7. 1 ил.
Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для повышения технического ресурса самолетных посадочных-рулежных фар (ПРФ), которые выдвигаются на требуемый угол и убираются с помощью электромеханического привода.
Известны самолетные ПРФ, состоящие из электродвигателя, редуктора, коробки концевых выключателей, подвижного корпуса лампы-фары. Коробка концевых выключателей имеет три микровыключателя, два из которых предназначены для выключения электродвигателя в крайних положениях, а третий выключает нить накала. Управление электромеханизмами осуществляется с помощью двухпозиционного переключателя "Выпуск - Уборка". Технический результат заключается в расширении области применения путем возможности использования на самолетах. Для этого в устройство для автоматического регулирования положения фар транспортного средства, содержащее управляющее реле, соединенное выходом с одним из выводов электродвигателя, переключатель положения фаз и задатчик положения фар, дополнительно введены первый триггер, первый вход которого подключен к первому выходу переключателя положения фар, а выход соединен с входом управляющего реле, и последовательно соединенные датчик положения шасси самолета, второй триггер и схема ИЛИ, второй вход которой подключен к второму выходу переключателя положения фар, а выход соединен с вторыми входами первого триггера и электродвигателя, при этом выход задатчика положения фар подключен к второму входу второго триггера. На чертеже представлена структурная схема устройства. Устройство для автоматического регулирования положения фаз содержит переключатель 1 положения фар, первый триггер 2, управляющее реле 3, электродвигатель 4, задатчик 5 положения фар, датчик 6 положения шасси самолета, второй триггер 7 и схему ИЛИ 8. Устройство работает следующим образом. УК-триггеры 2, 7 предварительно устанавливаются в состояние, когда на их прямых выходах устанавливаются сигналы логического "0". а) нормальный взлет. Перед взлетом летчик устанавливает переключатель 1 положения фар в положение "Посадка" и на его втором выходе появляется сигнал логической "1", а на первом выходе - сигнал логического "0". После отрыва от взлетно-посадочной полосы с выхода задатчика 5 положения фар самолета на первый вход второго триггера 7 поступает сигнал логического "0". В случае неуборки фар летчиком, при достижении самолетом скорости большей, чем предельная по условиям прочности конструкции фар скорость, сигнал логической "1" поступит с выхода задатчика 5 на первый вход второго триггера 7. Комбинация сигнала "1-0" на входах триггера 7 приводит к появлению на его выходе, а значит и на втором входе логической схемы ИЛИ 8 сигнала логической "1". В результате этого сигнал поступает с его выхода на первый вход первого триггера 2 и второй вывод электродвигателя 4. Комбинация сигналов "1-1" на входах первого триггера 2 приводит к появлению логического "0" на его выходе. Управляющее реле 3 обесточивается, фара убирается, а посадочная нить накала, ракурс которой ограничен, гаснет. б) Проверка фары наземным экипажем. При проверке систем аэрометрических приборов на герметичность в полостях камер измерительного комплекса задатчика 5 создается перепад давлений, приводящих к появлению на его выходе сигнала логической "1", который поступает на первый вход УК-триггера 7. Поскольку шасси обжаты, с выхода датчика 6 положения шасси самолета на второй вход УК-триггера 7 поступает аналогичный сигнал логической "1", комбинация сигналов "1-1" на входах этого триггера приводит к появлению на его выходе сигнала логического "0", поступающего на второй вход логической схемы ИЛИ 8, на первом входе которого присутствует сигнал логического "0". Комбинация сигналов 0-0 на входах схемы 8 приводит к появлению на его выходе, а также на первом входе первого триггера 2 и втором выходе электродвигателя 4 сигнала логического "0". При установке переключателя 1 положения фар в положение "Выпуск" (Посадка) со второго выхода переключателя 1 на второй вход первого триггера 2 приходит сигнал логической "1", что приводит к появлению на его выходе сигнала логической "1". Управляющее реле 3 срабатывает и подвижная часть фары выпускается, так как на первый выход электродвигателя 4 поступает сигнал логической "1". Летчик может убрать фары самостоятельно, установив переключатель 1 положения фар в положение "Уборка". При этом на втором выходе переключателя 1 будет сигнал логического "0", а на первом выходе - сигнал логической "1", который через логическую схему ИЛИ 8 поступает непосредственно на обмотку уборки электродвигателя 4. При традиционном способе взлета и посадки выпуск ПРФ летчик осуществляет вручную установкой переключателя управления (ПУ) в положение "Выпуск" ("Посадка"). После взлета летчик устанавливает переключатель ПРФ в положение "Уборка" выдвижная часть ПРФ убирается, посадочная нить накала гаснет. Таким образом очевидно, что отсутствие блокировки органов управления ПРФ, а также автоматизированного контроля за исходным состоянием отдельных систем самолета (шасси, закрылки) может привести к ошибке летчика, связанной с неуборкой ПРФ после ее выпуска; с установкой тpехпозиционного переключателя ПРФ в промежуточное положение ("Рулетка"), в результате чего ПРФ не убирается. В этом случае при наборе самолетом скорости, превышающей по условиям прочности конструкции ПРФ допустимую, может произойти разрушение лампы-фары и подвижных кинематических соединений. При этом становятся равновероятными ситуации попадания осколков разрушенной конструкции в авиадвигатель, столкновение с птицами, посадка в условиях плохой видимости. (56) Воскресенский Ю. Е. , Давидов П. Д. , Дедаев Ю. Н. Авиационный электропривод. М. : Военное издательство М. О. СССР, 1971, с. 351.Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее управляющее реле, соединенное выходом с одним из выводов электродвигателя, переключатель положения фаз и задатчик положения фаз, отличающееся тем, что в него дополнительно введены первый триггер, первый вход которого подключен к первому выходу переключателя положения фар, а выход соединен с входом управляющего реле, и последовательно соединенные датчик положения шасси самолета, второй триггер и схема ИЛИ, второй вход которой подключен к второму выходу переключателя положения фар, а выход соединен с вторыми входами первого триггера и электродвигателя, при этом выход задатчика положения фаз подключен к второму входу второго триггера.РИСУНКИ
Рисунок 1