Способ регулировки гипоидной передачи

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению (станкостроение, автомобилестроение и т. п. ). Цель изобретения - повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости регулировки передачи. Новым является то, что регулировочные прокладки (кольца, шайбы) устанавливают толщиной, вычисленной по предложенной зависимости. Использование данного способа позволяет выполнить регулировку передачи согласно поставленной цели и без необходимости последующей переборки.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, тракторостроению, станкостроению и пр. , и направлено на повышение качества гипоидных передач.

В промышленности, при производстве автомобилей качество сборки обуславливает кинематическую погрешность и виброактивность передачи, которые непосредственно связаны с отклонениями пятна контакта и бокового зазора в зацеплении от номинала [1] .

На практике, когда гипоидная передача собрана в картере, имеющем погрешности гипоидного Е и углового смещений осей расточек под опоры шестерни и колеса, и каким-то образом отрегулирована, проведенные замеры показывают отклонение от номинала бокового зазора So и пятна контакта по длине хо и высоте yo зубьев. Необходимо минимизировать эти величины.

Известен способ регулировки гипоидной передачи, заключающийся в компенсации отклонения величины бокового зазора в зацеплении So от номинального значения и величины смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по длине хо и высоте зуба yоподбором толщины регулировочных прокладок.

Недостатком является то, что последние подбираются опытным путем, методом последовательных приближений, что является трудоемкой операцией, и не достигаются необходимые виброакустические параметры передачи.

Целью изобретения является повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости процесса регулирования.

Это достигается тем, что в способе регулировки гипоидной передачи, содержащей шестерню, колесо, подшипники и корпус, заключается в компенсации отклонения величины бокового зазора в зацеплении So от номинального значения и величины смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по длине хо и высоты зуба yoподбором толщины регулировочных прокладок, с целью повышения кинематической точности передачи, снижения ее шума, вибрации и трудоемкости регулировки предварительно измеряют Soxoyo при последовательном изменении осевых смещений шестерни xш и колеса хк, составляет систему уравнений вида: (1) измеряют виброактивность и кинематическую точность при последовательном изменении So, хо, yо, после чего по величине допусков на виброактивность и кинематическую точность устанавливают допуск на отклонение величины бокового зазора [ S] и смещение центра пятна контакта [ xo] , [ yo] , по которым из уравнения (1) определяют параметры хш, хк, удовлетворяющие условиям S [ S] , xo [ xo] , yo [ yo] , а регулировочные прокладки устанавливают толщиной, равной, хш, хк.

При замере виброактивности и кинематической точности используют известные методы и аппаратуру. Изменение So, хо и yo в ходе этих замеров обеспечивается теми же прокладками, которые были использованы при составлении системы уравнений (1).

Достижение положительного эффекта обусловлено тем, что допуски на отклонение бокового зазора и смещение пятна контакта обеспечивают минимальную виброактивность и высокую кинематическую точность.

Эффективность способа растет с ростом серии выпускаемых изделий.

Решение уравнения (1) может быть осуществлено различными способами.

Сущность способа поясняется на примере регулировки главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ-2410.

Выполненное исследование чувствительности главной передачи на погрешности взаимного положения зубчатых колес позволило составить следующую систему линейных уравнений (2) знак минус перед So, хо и yо указывает на необходимость так подобрать осевые смещения шестерни хш и колеса хк, чтобы были скомпенсированы замеренные после сборки величины, So и хо и yо.

Как следует из (2) двумя независимыми смещениями зубчатых колес хк и хш не удается свести к нулю все три параметра So, хо и yo, поэтому необходимо принимать компромиссные решения, обеспечивающие попадание этих параметров в поле допуска, для чего правая часть (2) должна иметь вид Выражая допустимые осевое и радиальное смещение пятна контакта через допустимое изменение бокового зазора S: x = = -Kx S и y = K y S, получим систему уравнений (2) в виде (3) В (3) коэффициент Kv взят с противоположным к S и Ky знаком. Это связано с тем, что допускается смещение пятна контакта к малому модулю (-Кх) и на вершину зуба (Кy), а отклонение зазора в зацеплении от номинала 0,35 мм возможно только в плюс.

Последнее имеет однозначное решение S = (4) Значения Кх и Кy могут меняться в широких пределах. Можно рекомендовать следующий подход для их определения по проведенным измерениям.

По допустимым отклонениям положения пятна контакта определяют величину К = [ xo] /[ yo] . В ходе замеров было получено К = 2/0,67 = 3, откуда по принимаемому значению S [ S] находим Ky и Кх = 3Кy. Так для So = 0,3; хо = 2,0; yо = 1,8 получим хш = -0,111 мм, хк = 0,0814 мм Таким образом, использование данного способа позволит выполнить регулировку передачи без необходимости последующей переборки с достижением высокой кинематической точности и минимальной виброактивности гипоидной передачи. (56) Калашников С. Н. и Калашников А. С. Контроль производства конических зубчатых колес. М. : Машиностроение, 1978, с. 154.

Формула изобретения

СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ , заключающийся в компенсации отклонения величины бокового зазоpа в зацеплении So от номинального значения и величины смещения центpа пятна контакта от сpедней точки боковой повеpхности зуба по длине X0 и высоте зуба Y0 подбоpом толщины pегулиpовочных пpокладок, отличающийся тем, что, с целью повышения кинематической точности пеpедачи, снижения ее шума, вибpации и тpудоемкости pегулиpовки, пpедваpительно измеpяют So , Xo , Yo пpи последовательном изменении осевых смещений шестеpни Xш и колеса Xк, составляют систему pавнений вида: (1), измеpяют вибpоактивность и кинематическую точность пpи последовательном изменении S , Xo , Yo , после чего по величине допусков на вибpоактивность и кинематическую точность устанавливают допуск на отклонение величины бокового зазоpа [S] и смещение центpа пятна контакта [Xo] , [Yo] , по котоpым из уpавнения (1) опpеделяют паpаметpы Xш, Xк, удовлетвоpяющие условиям S [S] , Xo [X0] , Y0 [Yo] , а pегулиpовочные пpокладки устанавливают толщиной, pавной Xш , Xк .