Тренажер механика-водителя танка

Реферат

 

Использование: технические средства обучения. Сущность изобретения: для выдачи обучаемому зрительной информации неожиданного ухудшения (прекращения) видимости через смотровой прибор механика-водителя и для отработки навыков в действиях при нестандартных часто повторяющихся случаях тренажер снабжен блоком имитации системы гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя и дополнительными элементами, имитирующими прекращения видимости через прибор наблюдения механика-водителя. 2 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для подготовки водителей танков и других военных гусеничных машин.

Известны тренажеры водителей транспортных средств, представляющие собой кабину, снабженную органами управления аналогично реальной машине. На таком тренажере водители проходят курс начальной подготовки, приобретая навыки в пользовании органами управления.

Наиболее близким к изобретению техническим решением, принятым в качестве прототипа, является тренажер водителя танка, содержащий блок динамики движения, блок имитации визуальной обстановки, устройство считывания информации, кабину, блок датчиков положения органов управления, пульт управления, привод поворота, поворотную платформу, блок регистрации ошибок, привод горизонтального перемещения, электрогидропривод поворота кабины в вертикальной плоскости, экран и платформу горизонтального перемещения.

Эта конструкция обеспечивает возможность обучения вождению танков с имитацией практически всех условий, имеющих место в процессе возбуждения реальных машин. В то же время она обладает весьма существенным недостатком, заключающимся в невозможности обучения пользованию системой гидропневмоочистки смотрового прибора водителя. В реальном танке, когда смотровой прибор загрязняется пылью, снегом и т. п. водитель путем нажатия на электрокнопку (рычаг включения на танец Т-72) системы гидропневмоочистки включает в работу систему, которая путем направления на смотровой прибор струи воздушно-водяной эмульсии очищает его. В связи с отсутствием в конструкции тренажера имитатора такой системы он обладает недостаточными дидактическими свойствами.

Целью изобретения является расширение дидактических свойств тренажера за счет обеспечения возможности обучения на нем пользованию системой гидропневмоочистки смотрового прибора водителя.

Для этого тренажер механика-водителя танка, содержащий кабину, которая расположена на снабженной электрогидравлическими приводами поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях поворотной платформе, установленной на платформе горизонтального перемещения с индивидуальным гидроприводом, блок динамики движения, первый вход которого подключен к пульту управления, взаимосвязанному с кабиной, второй вход - к размещенному в кабине блоку датчиков положения органов управления, третий вход - к выходу узла считывания информации, а выходы - к входу блока имитации визуальной обстановки, соединенного с входом узла считывания информации, к электрогидравлическим приводам поворота кабины в вертикальной и горизонтальной плоскостях, через блок регистрации ошибок к пульту управления, а через электрогидравлический привод поворота кабины в вертикальной плоскости к гидроприводу платформы горизонтального перемещения и гидроприводам изменения радиуса кривизны экрана, согласно изобретению снабжен блоком имитации системы гидропневмоочистки смотрового прибора, содержащим прерыватель с двигателем, входные цепи которых связаны с выключателем пульта управления, контактор, вход которого через кнопку управления подключен к выходу прерывателя, одна из выходных цепей - к индикаторной лампе пульта управления, а другая - к обмотке электромагнита, и шторку, установленную на головке смотрового прибора и связанную со штоком электромагнита.

На фиг. 1 представлена блок-схема тренажера; на фиг. 2 - схема имитатора системы гидропневмоочистки смотрового прибора водителя танка.

Тренажер содержит блок 1 динамики движения, блок 2 имитации визуальной обстановки, устройство 3 считывания информации, кабину 4, блок 5 датчиков положения органов управления, пульт управления 6, привод поворота 7, поворотную платформу 8, блок 9 регистрации ошибок, привод 10 горизонтального перемещения кабины, электрогидропривод 11, экран 12, платформу 13 горизонтального перемещения и блок 14 имитации системы гидропневмоочистки смотрового прибора водителя, который соединен входом с пультом управления 6, первым выходом с кабиной 4, а вторым выходом с пультом управления 6.

Блок 14 имитации системы гидропневмоочистки имеет последовательно соединенные прерыватель 15, кнопку управления 16, блок управления 17 и исполнительный механизм 18. Прерыватель 15 своей подвижной частью (ротором) соединен с двигателем 19, а входом электрически связан с выключателем 20 пульта. Блок управления 17 выполнен в виде силового реле (контактора), а исполнительный механизм 18 - в виде электромагнита, механическая часть которого (шток) соединена со шторкой 21, установленной на головке смотрового прибора водителя в тренажере. Шторка при этом выполнена в виде стекла, на поверхность которого нанесена матовая пленка, затрудняющая видимость через прибор. Для контроля работы блока 14 индикаторная лампа 11 на пульте управления 6 подсоединена в цепь контактора 17.

Тренажер работает следующим образом.

Обучаемый, находясь в кабине 4, через смотровой прибор наблюдает за изображением местности, воспроизводимой на экране 12 кинопроектором блока 2 имитации визуальной обстановки, и, воздействуя на органы управления, управляет движением.

Инструктор, находясь на пульте управления 6, выключателем 20 включает в работу блок 14 имитации системы гидропневмоочистки смотрового прибора водителя. При этом включается двигатель 19 прерывателя 15, приводя во вращение ротор прерывателя, который принципиально выполнен аналогично автомобильному прерывателю-распределителю. Частота вращения ротора прерывателя должна находиться в пределах 0,4 - 0,5 об/мин, что может достигаться путем включения в конструкцию двигателя 19 соответствующего редуктора. При замыкании контактами ротора прерывателя 15 электрической цепи на контактор 17 через нормально замкнутые контакты кнопки управления 16 поступает электрический сигнал, ставящий контактор 17 на "самоподхват" и замыкающих его силовые контакты. В результате срабатывает электромагнит 18, шток которого, втягиваясь, приводит в движение шторку 21, закрывающую поле зрения обучаемого. Одновременно со срабатыванием контактора 17 на индикаторную лампу 22 пульта 6 также подается электрический сигнал, что позволяет инструктору контролировать срабатывание блока 14. Для "очистки" смотрового прибора обучаемый должен нажать кнопку 16, расположенную в кабине как в танке, обесточив при этом удерживающую обмотку контактора 17. В результате блок 14 имитации приходит в исходное состояние и только после последующего замыкания контактов ротора электрической цепи он вновь срабатывает. Выключателем 20 блок 14 может быть отключен.

Данное техническое решение расширяет дидактические свойства тренажера за счет обеспечения возможности обучения на нем пользованию системой гидропневмоочистки смотрового прибора водителя. (56) Авторское свидетельство СССР N 1153706, кл. G 09 B 9/04, 1983.

Формула изобретения

ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА , содеpжащий кабину механика-водителя, котоpая pасположена на снабженной электpогидpавлическими пpиводами повоpота в веpтикальной и гоpизонтальной плоскостях повоpотной платфоpме, установленной на платфоpме гоpизонтального пеpемещения с индивидуальным гидpопpиводом, блок динамики движения, пеpвый вход котоpого подключен к пульту упpавления, взаимосвязанному с кабиной, втоpой вход - к pазмещенному в кабине блоку датчиков положения оpганов упpавления, тpетий вход - к выходу узла считывания инфоpмации, а выходы - к входу блока имитации визуальной обстановки, соединенного выходом с входом узла считывания инфоpмации, к электpогидpавлическим пpиводам повоpота кабины в веpтикальной и гоpизонтальной плоскостях, чеpез блок pегистpации ошибок - к пульту упpавления, а чеpез электpогидpавлический пpивод повоpота кабины в веpтикальной плоскости - к гидpопpиводу платфоpмы гоpизонтального пеpемещения и гидpопpиводам изменения pадиуса кpивизны экpана, отличающийся тем, что он снабжен блоком имитации системы гидpопневмоочистки смотpового пpибоpа, содеpжащим пpеpыватель с двигателем, входные цепи котоpых связаны с выключателем пульта упpавления, контактоp, вход котоpого чеpез кнопку упpавления подключен к выходу пpеpывателя, одна из выходных цепей - к индикатоpной лампе пульта упpавления, а дpугая - к обмотке электpомагнита, и штоpку, установленную на головке смотpового пpибоpа и связанную со штоком электpомагнита.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2