Пусковая установка для активного воздействия на облака, устанавливаемая на самолетах
Реферат
Изобретение относится к гидрометеорологии, в частности к регулированию осадков в интересах народного хозяйства для повышения урожайности, увеличения стока вод для ирригации, гидроэнергетики или сохранения и стабилизации водных запасов природных водоемов. Технической задачей изобретения является увеличение ширины зоны обработки и времени непрерывной работы пусковой установки. Пусковая установка содержит емкость 1, насос 2, испаритель 3, аккумулятор 4 давления, ресиверы 5, пушки 6 и пульт 7 подачи снарядов 8. 2 ил.
Изобретение относится к гидрометеорологии, в частности к регулированию осадков в интересах народного хозяйства для повышения урожайности, увеличения стока вод для ирригации, гидроэнергетики или сохранения и стабилизации водных запасов природных водоемов.
В качестве средств воздействия, применяемых с самолета, используются аэрозольные генераторы [1] и кассетные устройства отстреливающие пиропатроны (снаряды) с льдообразующими реагентами [2] . Эти средства являются линейными (шторными) источниками засева облаков ядрами кристаллизации. Ширина распространения льдообразующего аэрозоля при этом не превышает 2-8 км от одного пролета самолета по линии обработки облака. Время непрерывной обработки не превышает 1,5 ч из-за фиксированного количества пиропатронов на борту, что существенно снижает возможности широкого применения разработанных методов искусственного увеличения осадков при засеве больших площадей. Известна конструкция кассетного пускового устройства КДС-155 [3] , выбранная в качестве прототипа. В состав пускового устройства входят пульт управления и кассеты. Каждая кассета имеет 15 стволов и устанавливается и крепится в специальных балочных держателях, смонтированных под фюзеляжем (самолеты Ан-12 и Ил-18) или по бокам фюзеляжа (самолеты Ан-26 и Ан-30). Каждый ствол кассеты заряжается одним пиропатроном ПВ-50. Полная зарядка всех кассет устройства КДС-155 составляет 240 пиропатронов ПАВ-50. Перезарядка кассет осуществляется на земле. Недостатком известной конструкции является низкая эффективность использования самолета при обработке больших облачных массивов вследствие небольшого времени непрерывной работы пускового устройства и малой (около 4500 кв. км) площади засева за один вылет самолета. Конструкция кассетного пускового устройства не предусматривает автоматическую перезарядку и дополнительный запас пиропатронов (снарядов) на борту самолета. Технической задачей изобретения является увеличение ширины зоны обработки и времени непрерывной работы пусковой установки. Эта задача достигается тем, что пусковая установка снабжена источников рабочего тела для пневматического выстрела снарядов (пиропатронов) и системой автоматической перезарядки. В качестве источника рабочего тела используется установка газификации с емкостью сжиженного газа, позволяющая получать рабочий газ с давлением 40 МПа и температурой 273-303 К. Для обеспечения циклического пикового потребления газа при выстреле пневмосистема установки снабжена промежуточной емкостью сжатого газа (аккумулятором давления) откуда газ распределяется в ресиверы стволов пушек. За счет пневматического выстрела снаряды с льдообразующими реагентами доставляются вправо и влево от самолета на необходимую дальность и создают несколько параллельных полос засева за один пролет. В зависимости от типа применяемых снарядов (пиропатронов) заявляемая пусковая установка обеспечивает засев полосы облаков шириной 16-24 км. Применение в пусковой установке системы автоматической подачи снарядов и перезарядки стволов пушек увеличивает до 6 ч время непрерывной работы. На фиг. 1 представлена схема размещения пусковой установки для активного воздействия на облака в грузовом отсеке самолета Ан-12; на фиг. 2 - поперечное сечение грузового отсека самолета. Пусковая установка состоит из емкости с жидким газом (ЦТК) 1 и смонтированного на ней нагнетателя (насоса) 2, испарителя 3, аккумулятора давления 4, ресиверов 5, стволов пневматических пушек 6, пульта управления стрельбой 7 и системой хранения, подачи и перезарядки 8 снарядов. Заявляемая пусковая установка работает следующим образом. Жидкий газ из ЦТК 1 с помощью нагнетателя 2 подается в испаритель 3, который подсоединен к магистрали отбора горячего воздуха от двигателей самолета. В испарителе жидкий газ нагревается, испаряется и при давлении 40 МПа и температуре 273-303 К подается в аккумулятор давления 4, откуда сжатый и нагретый газ распределяется в ресиверы 5. С помощью устройства подачи конвейерного типа 8 снаряды с льдообразующими реагентами подаются в стволы 6. Через быстродействующие электропневмоклапаны сжатый газ из ресиверов 5 поступает в стволы 6 и производится выстрел. Перезарядка стволов, открытие электропневмоклапанов и подача сжатого газа осуществляются автоматически с пульта управления 7 в соответствии с заданной циклограммой работы. Сравнительно небольшие скорости подачи снарядов и простота конструкции системы перезарядки позволяют размещать в них большое количество боеприпасов и обеспечивать необходимое время работы заявляемой пусковой установки для активного воздействия на облака. Использование предлагаемой установки обеспечивает по сравнению с существующим устройством увеличение до 40000-60000 кв. км площади облаков, обрабатываемых одним самолетом за вылет, что приводит к уменьшению в 5-6 раз потребного количества самолетов для обработки больших (до 200000 кв. км) площадей облаков и уменьшению в 2-3 раза стоимости обработки одного кв. км площади облаков. (56) 1. Труды ГГО, вып. 439, Л. , Гидрометеоиздат, 1981, с. 69-73. 2. Труды ГГО, вып. 457, Л. , Гидрометеоиздат, 1982, с. 133-140. 3. Автоматическое устройство КДС-155, Техническое описание и инструкция по эксплуатации.Формула изобретения
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЛАКА, УСТАНАВЛИВАЕМАЯ НА САМОЛЕТАХ, включающая блок стволов, устройство хранения снарядов с льдообразующими реагентами, пульт управления стрельбой, отличающаяся тем, что она снабжена источником рабочего тела, содержащим емкость с жидким газом и испаритель, аккумулятором давления, блоком ресиверов, устройством подачи снарядов и перезарядки стволов, причем емкость с жидким газом через нагреватель соединена трубопроводом с испарителем, соединенным с магистралью отбора горячего воздуха от двигателя самолета и пневмопроводом с аккумулятором давления, который соединен пневмопроводом с блоком ресиверов, соединенных через электропневмоклапаны со стволами пневматических пушек, которые конвейерной цепью соединены с устройством подачи снарядов и перезарядки стволов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2