Способ получения покрытия на изделиях из сплавов железа

Реферат

 

Использование: в машиностроении, в частности при изготовлении пар трения, и других отраслях промышленности. Способ включает обработку изделия в молибдатном расплаве эвтектического состава, дополнительно содержащем 3 - 8 мас. % оксида меди при температуре 490 - 510С в течение 10 - 30 мин, и последующее нанесение на поверхности десульфида молибдена. 1 табл.

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и сплавов, а именно к процессам химического модифицирования поверхности сплавов железа в расплавленных солях для повышения антифрикционных и противозадирных свойств обрабатываемых поверхностей. Преимущественная область использования - технология изготовления контактирующих деталей машин из сплавов на основе железа для предотвращения задиров, схватывания и заедания, а также фреттинг-коррозии.

Известен способ упрочнения поверхности стальных изделий, подвергающихся истиранию, включающий нанесение на стальную поверхность слоя дисульфида молибдена (1).

Недостаток способа - пониженные адгезионные и антифрикционные свойства покрытия и большая продолжительность процесса (до 3-7 ч).

Цель изобретения - повышение адгезионных и антифрикционных свойств покрытия при сохранении геометрических размеров изделия.

Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе, включающем нанесение слоя дисульфида молибдена, новым является то, что перед нанесением слоя дисульфида молибдена изделие обрабатывают в молибденоввом расплаве эвтектического состава, дополнительно содержащем 3 - 8 мас. % оксида меди, при температуре 490 - 510оС в течение 10 - 30 мин.

Для экспериментальной проверки способа нанесения покрытия были приготовлены пять составов расплавов. Образцы из сплавов ЭИ 347 в виде роликов с 9 классом шероховатости рабочей поверхности предварительно обезжиривались бензином "калоша". После просушки образцы на нихромовой подвеске погружали в расплав и выдерживали 10 - 30 мин при температуре 490 - 510оС. Далее образцы вынимали из расплава, охлаждали на воздухе, отмывали в воде от остатков расплава и после просушки наносили дисульфид молибдена. Для нанесения дисульфида молибдена применяли натирку хлопчатобумажной салфеткой, также можно применять галтовку в специальных устройствах или магнитопорошковые методы нанесения твердых смазок (Бродский С. И. , Дроздов Ю. Н. , Павлов В. Т. Применение магнитоактивных порошкообразных твердых смазочных материалов при трении. М. , Наука, 1981, с. 125-128).

Испытания образцов проводили на машине трения СМТ-1.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Испытания проводили по схеме "диск - диск" при удельной нагрузке 260 МПа и скорости скольжения 0,078 м/с в условиях сухого трения.

Результаты испытаний показали, что наилучшими антифрикционными свойствами обладает покрытие с подслоем, полученным в расплаве оксид меди П - молибдатная эвтектика (6: 94) мас. % при температуре обработки 500оС и изотермической выдержке в течение 20 мин (опыт 9). Начальный и конечный коэффициенты трения составили соответственно 0,12 и 0,30. При этом время испытания составило 70 мин. В пределах заявленных концентраций и режимов обработки начальный и конечный коэффициенты трения принимают значения 0,12 - 0,16 и 0,30 - 0,35 соответственно. (56) Заявка ФРГ N 2530642, кл. C 23 C 9/00, 1977.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗА, включающий нанесение слоя дисульфида молибдена, отличающийся тем, что, с целью повышения адгезионных свойств покрытия при сохранении геометрических размеров изделия, перед нанесением слоя дисульфида молибдена изделие обрабатывают в молибдатном расплаве эвтектического состава, дополнительно содержащем 3 - 8 мас. % оксида меди, при 490 - 510oС в течение 10 - 30 мин.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2