Устройство для измерения угла наклона тела вращения

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения, например, углов развала передних колес автомобилей. Цель изобретения - повышение точности и производительности. Это достигается тем, что установочный узел содержит барабан, закрепленный в корпусе посредством шарового пальца и регулировочного винта с возможностью поворота в вертикальной плоскости, причем барабан снабжен неподвижно прикрепленной к нему шкалой и стрелкой, закрепленной подвижно с возможностью сохранения отвесного положения при отклонениях в вертикальной плоскости барабана со шкалой, на котором нанесена риска, сопрягаемая с каждой из двух рисок, выполненных с шагом 180. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерению углов наклона, например к горизонту осей вращающихся тел.

Известно устройство, предназначенное для измерения углов установки колес автомобиля и содержащее корпус с захватом для крепления к ступице колеса, а также выдвижную вилку для соединения с индикатором. Конструкция выдвижной вилки, выполненная в виде зеркал, является громоздкой, что не позволяет использовать такие установки в индивидуальных условиях и дорожной обстановке. На практике такие устройства применяются только в стационарных условиях автосервиса [1] .

Наиболее близким техническим решением является устройство для измерения угла наклона тела вращения, содержащее корпус, установочный узел, закрепленный на корпусе и предназначенный для скрепления с телом вращения, и индикатор [2] .

Недостатком устройства является то, что измерение углов с помощью этого устройства не является точным, так как при малых углах развала указатель в виде воздушного пузырька в жидкостном уровне не может занять точное положение по отношению к конкретному делению шкалы.

Цель изобретения - повышение точности и производительности.

Устройство содержит корпус 1, установочный узел, закрепленный на корпусе, предназначенный для скрепления с телом вращения и выполненный в виде барабана 2, закрепленного в корпусе 1 посредством шарового пальца 3 и регулировочного винта 4 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, индикатор, который выполнен в виде шкалы 5 с риской, неподвижно скрепленной с барабаном 2, стрелки 6, ориентированной в вертикальной плоскости и установленной на барабане 2 с возможностью измерения углового положения, две риски 7 и 8, расположенные на шаровом пальце 3 с шагом 180o.

Измерение угла наклона оси осуществляется следующим образом.

Устpойство закрепляется в исходном положении на объекте 9, например на ступице колеса, затем, ослабляя регулировочный винт 4 поворотом шарового пальца 3, обеспечивают совмещение рисок 7 и 8, далее, поворачивая барабан 2 в вертикальной плоскости, устанавливают стрелку 6 на деление "0" шкалы 5. Это означает, что ось барабана установлена по горизонту, затем вновь закрепляют палец 3 в корпусе 1 винтом 4.

В этом случае ось пальца 3 устанавливается на угол развала к оси вращения колеса, который необходимо измерить. После установки устройства в начальное положение поворачивают объект 9 на 180o до совмещения риски 7 с риской, расположенной зеркально по отношению к риске 8. В результате совместно с колесом совершает поворот на180o палец 2. В связи с тем, что стрелка 6 сокращает свое первоначальное значение при всех отклонениях барабана 2 обеспечивается возможность произвести отсчет отклонившегося деления шкалы 5 от стрелки 6, так как поворот осуществляется на 180o, отклонение деления шкалы означает двойной угол отклонения оси объекта от горизонтали. (56) 1. Борц Н. D. Диагностика технического состояния автомобиля. М. : Транспорт, 1979, с. 83-96.

2. Там же, с. 98 и 99.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ, содержащее корпус, установочный узел, закрепленный на корпусе и предназначенный для скрепления с телом вращения и индикатор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения и производительности, установочный узел выполнен в виде барабана, закрепленного в корпусе посредством шарового пальца и регулировочного винта с возможностью поворота в вертикальной плоскости, индикатор выполнен в виде шкалы с риской, неподвижно скрепленной с барабаном, стрелки, ориентированной в вертикальной плоскости и установленной на барабане с возможностью изменения углового положения, а устройство снабжено двумя рисками, расположенными на шаровом пальце с шагом 180o.

РИСУНКИ

Рисунок 1