Противоугонное устройство для транспортного средства

Реферат

 

Использование: в системах предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит аккумулятор 1, выключатель 2 зажигания, катушку 3 зажигания, дистанционный переключатель 4, ограничительный резистор 5, светодиодный индикатор 6, герконовый выключатель 7, звуковой сигнализатор 8, охранные выключатели 9 - 12 капота, багажника, дверей и стекол, маятниковый выключатель 13 и выключатель 14. Герконовый выключатель 7 может быть размещен за пластиковыми элементами кузова или за стеклом в салоне автомобиля. Устройство имеет два основных режима - режим объемной эксплуатации автомобиля и режим охраны. Сигнализация о несанкционированном использовании осуществляется подключением минусовой клеммы звукового сигнализатора 8 к корпусу автомобиля через выключатели 9 - 13. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для предотвращения несанкционированного использования или хищения транспортных средств.

Известные противоугонные устройства для транспортных средств основаны: на блокировании рулевого вала транспортного средства; на воздействии на тормозную систему; на блокировании двигателя; на блокировании цепи питания и подачи звукового сигнала; на блокировании топливной системы; на использовании кодового замка.

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является противоугонное устройство для транспортного средства, которое и выбрано в качестве прототипа.

Однако указанное устройство при достаточной сложности обладает рядом недостатков, снижающих его надежность. Обмотка реле при запущенном в работу двигателе постоянно должна находиться под напряжением, что может явиться причиной возгорания устройства и самого автомобиля. При низком напряжении аккумуляторной батареи, при окислении клемм аккумулятора, в случае бросков (падения) напряжения в бортовой сети, особенно в момент включения стартера при запуске в работу двигателя, реле прототипа может разомкнуть контакты, и запуск двигателя оказывается невозможным. Кнопки охраны капота, багажника должны быть изолированы от корпуса автомобиля и требуют для подключения прокладки двухпроводной линии, хотя бортовая сеть однопроводна, а в качестве второго провода обычно используется корпус автомобиля.

Цель изобретения - повышение надежности работы противоугонного устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве дистанционный переключатель выполнен с обмотками прямого и обратного включения, сфазированными с возможностью управления контактами соответственно первой и второй групп. Цепи обмоток прямого и обратного включения дистанционного переключателя соединены с аккумуляторной батареей через последовательно включенные герконовый выключатель и соответственно третий контакт второй группы и второй контакт первой группы.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство содержит аккумулятор 1, выключатель зажигания 2, катушку зажигания 3, дистанционный переключатель 4, ограничительный резистор 5, светодиодный индикатор 6, герконовый выключатель 7, звуковой сигнализатор 8, первый, второй, третий и четвертый охранные выключатели 9-12 капота, багажника, дверей и стекол соответственно, маятниковый выключатель 13, выключатель устройства 14. Маятниковый выключатель 13 и охранные выключатели 9-12 капота, багажника, дверей и окон включены параллельно и через последовательно включенные звуковой сигнализатор 8 и второй контакт 422 второй обмотки 42 дистанционного переключателя соединены с аккумулятором 1 транспортного средства. К аккумулятору 1 последовательно подключены первая обмотка 41 дистанционного переключателя 4, первый контакт 421 второй его обмотки 42, герконовый выключатель 7 и выключатель устройства 14. К аккумулятору 1 подключена вторая обмотка 42 дистанционного переключателя 4, которая через второй контакт 412 первой его обмотки 41 соединена с герконовым выключателем 7. К аккумулятору 1 последовательно подключены ограничительный резистор 5 и светодиодный индикатор 6, который через третий контакт 423 второй обмотки 42 дистанционного переключателя 4 соединен выключателем устройства 14. К аккумулятору 1 подключен выключатель зажигания 2, который через первый контакт 411 первой обмотки 41 дистанционного переключателя 4 соединен с катушкой зажигания 3.

Дистанционный переключатель 4 представляет собой электромагнитный механизм с контактной системой и двумя управляющими обмотками: одна (41) для прямого включения, а другая (42) - для отбоя. Указанные обмотки имеют противофазные включения. Якорь и контактная система переключателя имеют два фиксированных положения. Якорь из одного положения в другое переходит при подаче импульса тока в каждую из обмоток. Конструкция переключателя обеспечивает фиксированное положение контактной системы в любом из крайних положений якоря при отсутствии тока в обмотках. В качестве указанного переключателя могут быть использованы дистанционные переключатели типа РПС 23, 24, 26, 28, (например Томас Р. К. Коммутационные устройства. М. : Радио и связь, 1982, с. 64-71).

Устройство имеет два основных режима - режим обычной эксплуатации автомобиля и режим охраны, в которых оно работает следующим образом.

В режиме обычной эксплуатации автомобиля противоугонное устройство отключено. Это достигается переводом дистанционного переключателя в положение, когда оказываются замкнутыми его контактные группы 411 и 412, а 421, 422, 423 - разомкнутыми. Тогда через замкнутые контакты группы 411 катушка зажигания 3 может быть подключена к аккумулятору 1 выключателем зажигания 2. Через разомкнутые контакты 422 охранные выключатели 9 N 13 оказываются отключенными от звукового сигнализатора 8. Разомкнутые контакты 423 отключают светодиодный индикатор 6. Замкнутые контакты 412 готовят к работе обмотку 42, переводящую дистанционный переключатель во второе устойчивое состояние. Перевод дистанционного переключателя из одного устойчивого состояния в другое осуществляется путем кратковременного подключения соответствующей обмотки через контактные группы 421 или 412 с помощью герконового выключателя 7 при замкнутом выключателе 14 к корпусу автомобиля.

Для перехода во второй - охранный режим необходимо: замкнуть выключатель 14, закрыть двери, капот, багажник. При этом выключатели 9 - 14 оказываются разомкнутыми. Необходимо поднести магнит к герконовому выключателю 7 так, чтобы он оказался замкнутым. Обмотка 42 оказывается подключенной к аккумулятору обоими выводами и переводит дистанционный переключатель во второе устойчивое состояние, при котором оказываются замкнутыми контактные группы 421, 422 и 423, а 411 и 412 - разомкнутыми. В этом режиме катушка зажигания 3 не может быть подключена к аккумулятору через разомкнутые контакты 411, что препятствует возможности завести двигатель, чем обеспечивается выполнение основной функции противоугонного устройства. Сигнализация о несанкционированном открывании дверей, багажника, капота, съема стекол автомобиля или приведение его в движение каким-либо способом, осуществляется подключением минусовой клеммы звукового сигнализатора 8 к корпусу автомобиля через соответствующий выключатель 9 - 13 и замкнутые контакты 422. Включение сигнализации при движении автомобиля осуществляется маятниковым выключателем 13, срабатывающим при изменении статического состояния автомобиля. Индикация перевода устройства в режим охраны осуществляется светодиодным индикатором 6, подключенным к источнику питания контактной группой 423 в этом режиме. Замкнутые контакты 421 готовят обмотку 41 к переводу устройства в первый режим. Для этого необходимо вновь поднести магнит к герконовому выключателю так, чтобы он замкнулся. При этом обмотка 41 окажется подключенной к аккумулятору 1 и переведет дистанционный переключатель в первое устойчивое состояние, соответствующее режиму обычной эксплуатации автомобиля. Светодиодный индикатор 6 отключится, станет возможным подключение катушки зажигания 3 к аккумулятору 1 через контакты 411, а охранные выключатели 9 - 13 будут отключены контактами 422. Необходимость включения резистора 5 обусловлена требованием ограничения тока через светодиодный индикатор 6.

Особенности конструктивного исполнения противоугонного устройства состоят в том, что герконовый выключатель 7 может быть размещен за пластмассовыми элементами кузова или за стеклом в салоне автомобиля, в месте, известном лишь хозяину. Использование герконового выключателя позволяет управлять устройством - переводить его в требуемый режим, находясь с внешней стороны салона и не требует обязательного включения и устройство блока задержки срабатывания сигнализации. Контроль перевода устройства в требуемый режим работы осуществляется по светодиодному индуктору 6, размещаемому в удобном для владельца автомобиля месте.

Схема сигнализирующей части устройства позволяет использовать достоинства существующей однопроводной системы бортовой сети автомобиля и удобно сочитается с нею. Так, для подключения охранных выключателей 9 - 13 достаточна прокладка лишь одного провода, а в качестве охранных выключателей дверей и капота могут быть использованы стандартные выключатели освещения салона, и подкапотной лампы, к которым осуществляется подключение провода, соединяющего эти выключатели с выводом контактной группы 422. В качестве охранных выключателей стекол могут использоваться кнопки или концевые выключатели, установленные с помощью кронштейнов у охраняемых салонных стекол и срабатывающие при их вскрытии.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность работы противоугонного устройства транспортного средства за счет использования дистанционного переключателя, имеющего два устойчивых состояния, которые сохраняются при отключенном напряжении от его обмотки. Кроме того, предлагаемое устройство позволяет использовать достоинства однопроводной бортовой сети транспортного средства, а в качестве выключателей охранной сигнализации применить стандартные выключатели освещения салона и подкапотной лампы. Использование выключателя маятникового типа позволяет контролировать изменение статического положения транспортного средства.

Формула изобретения

1. ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее герконовый выключатель, установленный с возможностью коммутации переносным постоянным магнитом, аккумуляторную батарею, минусовый вывод которой соединен с массой транспортного средства, дистанционный переключатель с двумя группами контактов, в первой из которых первый контакт включен последовательно с выключаталем зажигания в цепь связи катушки зажигания с аккумуляторной батареей, узел тревожной сигнализации и узел индикации режима охраны, подключенные к аккумуляторной батарее через соответственно первый и второй контакты второй группы контактов дистанционного переключателя, отличающееся тем, что в нем дистанционный переключатель выполнен с обмотками прямого и обратного включения, сфазированными с возможностью управления контактами соответственно первой и второй групп, при этом цепи обмоток прямого и обратного включения дистанционного переключателя соединены с аккумуляторной батареей через последовательно включенные герконовый выключатель и соответственно третий контакт второй группы и второй контакт первой группы.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что узел тревожной сигнализации выполнен в виде звукового сигнализатора, в цепь питания которого включены параллельно маятниковый выключатель и охранные выключатели дверей, окон, капота и багажника.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что узел индикации режима охраны выполнен в виде последовательно включенных светодиода и токоограничивающего резистора.

РИСУНКИ

Рисунок 1