Медицинская шина
Реферат
Использование: в медицине для иммобилизации и санитарной обработки различных частей тела больного. Сущность: шина медицинская содержит основу из 3 надувных секций индивидуального наполнения. Ширина секций уменьшается от нижней секции к верхней. Верхняя секция связана со средней с возможностью съема и фиксации замковыми узлами. Торцевые поверхности нижней и средней секций снабжены элементами фиксации в виде тесьмы. Каждый замковый узел включает гофрированные полосы в виде открытых и закрытых петель и отдельных петель на боковых поверхностях конических валиков. Одна из полос расположена на нижней поверхности днища, а другая - на верхней поверхности средней секции. Закрытые петли гофрированных полос и отдельные петли связаны между собой шнуром. 1 з. п. ф - лы, 6 ил.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к приспособлениям для иммобилизации и санитарной обработки различных частей тела больного.
Известна медицинская шина, которая является наиболее близким прототипом к заявляемому решению. Шина состоит из нескольких секций индивидуального наполнения. Днище верхней секции ограничено с боковых сторон коническими валиками, соединенными со стороны большого диаметра цилиндрическим валиком, а с другой стороны - емкостью для сбора промывной жидкости. Секции выполнены с шириной, уменьшающейся от нижней секции к верхней. Раны на конечностях, находящихся на верхней секции шины, отмываются антисептической жидкостью, которая стекает по наклонному желобу через запорное устройство по трубке в заборную емкость. Известное техническое решение имеет ряд недостатков. Эта шина не обладает универсальностью - она применима лишь для обработки повреждений стопы и голени, однако в хирургической практике возникает потребность в иммобилизации и хирургической обработке других частей тела, когда требуется различная высота, угол наклона желоба верхней секции и изменяемое расстояние между коническими валиками. Целью изобретения является устранение указанных недостатков, расширение функциональных параметров шины путем обеспечения обработки различных частей тела за счет изменения взаимного расположения верхних конических валиков и изменения угла наклона секций шины. Цель достигается тем, что предлагаемая медицинская шина выполнена в виде комплекта надувных секций (трех, как минимум) индивидуального наполнения из газонепроницаемого материала, причем днище верхней секции ограничено с боковых сторон коническими валиками, соединенными со стороны большого диаметра цилиндрическим валиком, а с другой стороны днище верхней секции соединено с емкостью для сбора промывной жидкости. Секции выполнены с шириной, уменьшающейся от нижней секции к верхней. Верхняя секция съемно присоединена к средней секции замковыми устройствами из гофрированных полос, например, в виде открытых гофр и закрытых петель и шнуровки, состоящими из трех частей, одновременно взаимодействующих между собой. Система элементов первой замковой части расположена на нижней поверхности днища верхней секции, в ряду параллельно расположению цилиндрического валика и ближе к коротким сторонам секции. Система элементов второй замковой части расположена в ряд на верхней поверхности средней секции под системой элементов первой замковой части и параллельно ей. Третья замковая часть расположена на боковых поверхностях конических валиков над элементами первой и второй замковой части в виде отдельных петель. Такое расположение замковых устройств позволяет кроме присоединения и фиксации в определенном положении верхней секции и средней секции, выбирать складки на днище верхней секции, образующиеся при сближении конических валиков друг к другу, закрепляя третью замковую часть с одним из элементов закрытых петель первой и второй частей замкового устройства. Для обеспечения изменения взаимного расположения верхних конических валиков каждый элемент третьей замковой части устройства в виде отдельных петель одновременно взаимодействует с одним из элементов закрытых петель ряда в первой и второй частей замкового устройства. Цилиндрический и конические валики верхней секции для оптимальной подготовки к обрабатываемым частям тела больного выполнены каждый с индивидуальным узлом наполнения. Для изменения угла наклона секций шины торцевые поверхности нижней и средней секций имеют элементы крепления, взаимодействующие между собой через гибкую связь, выполненные, например, в виде тесьмы, прикрепленной к рантовым швам нижней и средней секций. На фиг. 1 изображен общий вид медицинской шины в аксонометрическом изображении; на фиг. 2 - частичная схема поперечного сечения шины; на фиг. 3 - шина с уложенной на нее нижней конечностью, вид сверху; на фиг. 4 - схема расположения конических валиков шины при операции на височно-теменной области головы, вид сверху; на фиг. 5 - операция на верхней конечности с изменением угла наклона секций шины и днища верхней секции, вид сбоку; на фиг. 6 - схема узла соединения средней секции с днищем верхней секции и с коническими валиками. Шина медицинская состоит из нижней 1, средней 2 и верхней 3 секций индивидуального наполнения. Верхняя секция съемно присоединена к средней секции замковыми устройствами, состоящими из трех частей, в одном из вариантов, выполненных, например, из гофрированных полос, в виде открытых гофр и закрытых петель и гибкой связи, например шнура 4. Система элементов первой замковой части 5 расположена на нижней поверхности днища 6 верхней секции, система элементов второй замковой части 7 расположена на верхней поверхности средней секции под и параллельно системе элементов первой замковой части, а система элементов третьей замковой части в виде отдельных петель расположена на боковых поверхностях конических валиков над и параллельно системе элементов второй замковой части. Цилиндрический валик 9 и конические валики 10 верхней секции имеют индивидуальные узлы наполнения 11. Торцевые поверхности нижней и средней секций имеют элементы, взаимодействующие между собой через гибкую связь 12, например, в виде тесьмы, прикрепленной к рантовым швам нижней и средней секций. Для исключения смещения верхней секции по отношению к средней секции ближе к зоне расположения цилиндрического валика расположен либо аналогичный ряд замковых устройств, состоящих из трех частей, либо на торцевых поверхностях верхней и средней секций прикреплены гибкие связи аналогично поз. 12 для соединения их между собой. Днище верхней секции выполнено заодно с карманом-сборником 13 для сбора промывной жидкости, которая через запорное устройство 14 и трубку 15 выводится в заборную емкость 16. Карман-сборник 13 имеет в верхней части упругий каркас, например в виде стальной проволоки, заделанной в верхний срез кармана. Работа медицинской шиной осуществляется следующим образом: для выполнения операции хирургической обработки раны, одним из существенных моментов которой является отмывание ее, больного укладывают на операционный стол, часть тела больного (нога, голова, рука - фиг. 3, 4, 5) укладывают на шину с секциями, максимально наполненными воздухом. Затем, плавно выпуская воздух из нижней 1 и средней 2 секций, затягивая гибкие связи-тесьмы 12, производят индивидуальную подгонку шины по высоте с учетом размеров оперируемой части тела, передвигая конические валики 10 и выбирая складки днища, соединяя гибкой связью элементы всех трех частей замкового устройства. Изменяя степень наполнения цилиндрического 9 и конического 10 валиков, добиваются оптимальной иммобилизации поврежденной части тела и регулировки комфортной упругости опорных поверхностей верхней секции шины. При обработке ран челюстно-лицевой области укладка производится следующим образом. Шейный отдел позвоночника помещают на поперечный цилиндрический валик 9 верхней секции, степень наполнения которого будет определять запрокидывание головы. При этом затылочная область располагается на днище верхней секции 3. При выполнении операций на теменно-височной области голову поворачивают на бок, при этом конический валик 10, находящийся под затылком, надувают максимально, а на стороне головы соименной ее повороту, и цилиндрический валик, на который располагают шею, надувают слабее. Антисептическая жидкость после стекания ее с орошаемой раневой поверхности перемещается по образующемуся желобоватому днищу в эластичный карман-сборник 13, откуда через запорное устройство 14 выводится по трубке 15 в заборную емкость 16. При операциях на верхних конечностях подвижные концы конических валиков сводятся для плотной фиксации нижних отделов предплечья, кисть при этом располагается на них, а локоть в глубине между ними. Цилиндрический валик приходится на уровень подмышечных впадин. Циркуляция промывной жидкости идет от операционного поля к области локтевого сгиба и в карман сборника, а далее в емкость. При проведении операции на наружной стороне верхних конечностей рука, согнутая в локтевом суставе под углом более 90о, в зависимости от необходимого оперативного доступа, за счет равной степени наполнения валиков будет занимать разное положение. Положение ротации нижней конечности достигается перемещением конических валиков соосно оси голени, при этом конический валик с одной стороны может наполняться воздухом до большего давления, а противоположный конический валик - до меньшего давления. После окончания работы шины производят демонтаж верхней секции для дезинфекции и санитарной обработки ее (отсоединяя части замкового устройства поз. 12, 4). Положительный эффект от предлагаемого технического решения - обеспечение индивидуальной подгонки шины медицинской для пациентов с разными антропологическими данными и индивидуальная подгонка для обработки различных частей тела.Формула изобретения
1. МЕДИЦИНСКАЯ ШИНА, содержащая основу из двух надувных секций индивидуального наполнения, ширина которых уменьшается от нижней секции к верхней, верхняя секция включает днище, ограниченное с боковых сторон коническими валиками, которые соединены со стороны большого диаметра цилиндрическим валиком, с другой стороны - емкостью для сбора промывной жидкости, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения иммобилизации и санитарной обработки различных частей тела больного, верхняя секция связана со средней с возможностью съема и фиксации замковыми узлами, при этом торцевые поверхности нижней и средней секций снабжены элементами фиксации в виде тесьмы, а конические и цилиндрический валики верхней секции выполнены в виде изолированных одна от другой камер индивидуального наполнения. 2. Шина по п. 1, отличающаяся тем, что каждый замковый узел включает гофрированные полосы в виде открытых и закрытых петель, при этом одна из полос расположена на нижней поверхности днища, а другая - на верхней поверхности средней секции, и отдельных петель на боковых поверхностях конических валиков, причем закрытые петли гофрированных полос и отдельные петли связаны между собой шнуром.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6