Траверса опоры воздушной линии электропередачи

Реферат

 

Использование: воздушные линии электропередачи. Сущность изобретения: на траверсу надевается накладка прямоугольной формы. Накладка имеет продольное ребро с пазами, а верхняя плоскость ее выполнена рифленой из чередующихся выпуклостей-вогнутостей. Рифления могут быть выполнены в виде полуцилиндров, соединенных боковыми сторонами. Выпуклые участки накладки могут иметь плоскую поверхность. 6 з. п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к строительству воздушных линий электропередачи, а более конкретно к защите птиц от поражения электрическим током при посадке на траверсы опор.

Известна траверса опоры воздушной линии электропередачи, содержащая закрепленные на ней отпугивающие приспособления, препятствующие посадке птиц [1] .

Основной недостаток данной траверсы - недостаточная надежность в процессе эксплуатации и необходимость постоянного технического обслуживания (контроля) отпугивающих приспособлений.

Наиболее близким технологическим решением по отношению к предложенному является траверса опоры воздушной линии электропередачи, содержащая несущие элементы с защитным кожухом из диэлектрического материала и изоляторы, на которых закреплены проволочной вязкой провода [2] .

Это техническое решение имеет следующие недостатки: низкая надежность работы; не обеспечивает стопроцентной защиты птиц от поражения электрическим током при их посадке на траверсы опор линии; недостаточная надежность работы в условиях возможных повреждений, например, трещин, проколов и т. п. ; высокая вероятность повреждений траверсы в случаях падения провода на нее; малая длина пути утечки и недостаточная электрическая прочность в условиях загрязнения и увлажнения.

Цель изобретения - повышение надежности работы предотвращение гибели птиц.

Поставленная цель достигается совокупностью существенных признаков, в пяти пунктах формулы на заявленное техническое решение.

На фиг. 1 изображена траверса опоры воздушной линии электропередачи, выполненная согласно настоящему изобретению, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - один из вариантов выполнения защитного кожуха; на фиг. 4 - еще один вариант выполнения защитного кожуха; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 4.

Траверса 1 опоры 2 воздушной линии электропередачи имеет несущие элементы 3,4 с защитным кожухом из диэлектрического материала и изоляторы 5, закрепляемые на штырях 6 на траверсе 1. Провода 7 линии крепятся на изоляторах 5 с помощью, например, проволочной вязки (не показана). Птицы, как правило, садятся на горизонтальный элемент 3 траверсы 1 и, находясь на нем, перемещаются в сторону изолятора 5, чистят клюв о провод 7. Если траверса 1 не изолирована, то во время касания клювом или телом провода 7 или изолятора 5, птица попадает под напряжение. Через тело птицы протекает электрический ток поражающего действия и она гибнет. То же самое происходит, когда птица, располагаясь на горизонтальном несущем элементе 3 траверсы 1 и чистя клюв, касается провода 7 или проволочной вязки. Реже происходят поражения птиц от касания провода 7 и лучей траверсы 1 крыльями при взлете и посадке. Для предотвращения поражения птиц электрическим током на траверсу 1 надевается изолирующий (диэлектрический материал) кожух, который выполняется в виде накладки 8 прямоугольной формы. Накладка 8 надевается на горизонтальный несущий элемент 3 траверсы 1. Накладка 8 выполняется с продольным ребром 9, на котором предусмотрены пазы 10 (ребро 9 предназначается для предотвращения перемещения провода 7). Верхняя плоскость накладки 8 может быть рифленой из чередующихся выпуклостей-вогнутостей 11, что помогает эффективно фиксировать провод 7 при его падении в случае обрыва крепления и повышает электрическую прочность всего устройства. Как вариант, плоскости накладки 8 выполняются в виде полуцилиндров 12, соединяемых смежными образующими выступами (ребрами) 13 на нижних образующих 14. При этом, образующие выступы 13, соединяющие полуцилиндры 12 накладки 8, могут выполняться плоскими. Для более четкой фиксации накладки 8 на ее конце располагается паз 15, в котором размещается вертикальный штырь 6 изолятора 5. Траверса 1 снабжается ребром 16, располагаемым по касательной к крайней юбке 17 изолятора 5. Накладка 8 может выполняться составной, устанавливаемой на 1/3 до 2/3 длины траверсы 1, что уменьшает расход металла, снижает вес и упрощает технологию изготовления, при этом также снижается расход пластиков на км воздушной линии электропередачи. Толщина накладки 8 выбирается расчетным путем и на основе механико-электрических испытаний (порядка 2-10 мм). Здесь учитываются возможные технологические нарушения, отклонения и повреждения в ходе изготовления, монтажа, а также эксплуатации. Кроме того, принимаются во внимание параметры электрической прочности различных изолирующих материалов, используемых для указанных целей. Накладка 8 устанавливается на траверсу 1 различными доступными способами: путем напыления диэлектрического материала или посадкой заранее изготовленного экструзией или прессованием материала.

Промышленное использование данной траверсы с защитным кожухом заявленной конструкции позволит обеспечить эффективную защиту птиц, занесенных в Красную книгу, от поражения электрическим током при их посадке на опоры воздушных линий электропередачи. Конструкция защитного кожуха в виде накладки достаточно проста и технологична, поэтому легко найдет применение на воздушных линиях электропередачи. (56) 1. Бунин И. А. Птичьи аварии на линиях электропередачи 110 кВ, "Электрические станции", 1975, N 8, с. 15.

2. Авторское свидетельство СССР N 1081328, кл. Е 04 Н 12/24, 1982.

Формула изобретения

1. ТРАВЕРСА ОПОРЫ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ, включающая несущие элементы с защитным кожухом из диэлектрического материала в виде надетой на горизонтальную часть несущего элемента накладки и изоляторы, с закрепленными на них проволочной вязкой проводами, отличающаяся тем, что накладка имеет продольное ребро с пазами, а верхняя плоскость накладки выполнена рифленой из чередующихся выпуклых и вогнутых участков.

2. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что накладка выполнена прямоугольной.

3. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что рифления накладки выполнены в виде соединенных между собой боковыми сторонами полуцилиндров.

4. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что выпуклые участки накладки выполнены с плоской поверхностью.

5. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что накладка выполнена с пазом на конце для размещения вертикального штыря изолятора.

6. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что накладка снабжена ребром, размещенным по касательной к нижней юбке изолятора.

7. Траверса по п. 1, отличающаяся тем, что накладка выполнена составной из участков, размещенных на 1/3 - 2/3 длины траверсы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5