Устройство для подачи электрокабеля на судно
Реферат
Сущность изобретения: устройство для подачи электрокабеля на судно содержит приемный узел электроразъема, выполненный в виде вмонтированного в борт судна клюза из диэлектрического материала с кольцевыми контактами, передающий узел электрического разъема, выполненный с ответными контактами, с гибким кабелем, лебедку с ходовым тросом, пропущенным соединенными сквозь приемный узел и связанным посредством разъемного замка с передающим узлом. Устройство снабжено метательным грузом, выполненным по форме обоймы передающего узла с возможностью соединения с ходовым тросом, а также метательным механизмом, установленным в клюзе с возможностью взаимодействия с метательным грузом или обоймой передающего узла. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области эксплуатации флота, в частности к устройствам электроснабжения судов от береговых или иных посторонних источников электроснабжения.
Известны способы и приспособления для подачи электрокабеля на борт судна с помощью гибких тросов. Известно устройство для подачи электрокабеля с берега на судно, содержащее разъемный замок для захвата электрокабеля и транспортер для перемещения электрокабеля на судно. Недостаток аналогов - значительное неудобство в обслуживании, связанное с большой трудоемкостью выполнения операции передачи и подсоединения электрокабеля к судовому щиту питания с берега. Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является устройство для передачи электроэнергии с берега на судно, которое содержит приемный узел электрического разъема, выполненный в виде вмонтированного в борт судна клюза из диэлектрического материала с кольцевыми контактами, передающий узел электрического разъема, выполненный в виде обоймы с ответными контактами, связанными с береговым гибким кабелем, лебедку с ходовым тросом, пропущенным сквозь приемный узел и соединенный посредством разъемного замка с передающим узлом. Для подъема электрокабеля и передающего узла предусмотрена телескопическая штанга, расположенная на промежуточном плавсредстве. Недостатки прототипа - сложность, громоздкость и, как следствие, отсутствие удобства в эксплуатации. Устройство не приспособлено для передачи электрокабеля с одного судна на другое во время хода и в условиях волнения моря. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации устройства для подачи электрокабеля на судно с берега или с другого судна. Поставленная цель достигается за счет того, что устройство, содержащее приемный узел электрического разъема, выполненный в виде вмонтированного в борт судна клюза из диэлектрического материала с кольцевыми контактами, передающий узел электрического разъема, выполненный в виде обоймы с ответными контактами, связанными с переносным гибким кабелем, а также лебедку с ходовым тросом, пропущенным сквозь приемный узел и связанный посредством разъемного замка с передающим узлом, снабжено метательным грузом, выполненным по форме обоймы передающего узла и с возможностью соединения с ходовым тросом лебедки, и накопителем ходового троса, а приемный узел электрического разъема выполнен с метательным механизмом. Метательный механизм выполнен в виде пружины, установленной в клюзе приемного узла электрического разъема с возможностью взаимодействия с метательным грузом или передающим узлом электрического разъема. Метательный механизм может быть выполнен в другом варианте, например в виде пневмопривода с цилиндрическим пневмотолкателем, установленным в клюзе приемного узла электрического разъема с возможностью взаимодействия с метательным грузом или передающим узлом электрического разъема. На фиг. 1 показан вариант устройства для подачи электрокабеля на судно с берега, причем устройство снабжено метательным механизмом, выполненным в виде пружины; на фиг. 2 - вариант подачи электрокабеля с одного судна на другое и аварийный сброс электрокабеля за борт (стрелками показаны направления перемещения передающего узла и метательного груза в пространстве); на фиг. 3 - устройство с метательным механизмом, выполненным в виде пневмопривода; на фиг. 4 - борт судна, оборудованного устройством для подачи электрокабеля, вид сбоку; на фиг. 5 - передающие узлы электрического разъема для одножильного и трехжильного кабелей. В борту 1 судна размещен приемный узел 2 электрического разъема, выполненный в виде клюза из диэлектрического материала с кольцевым контактом 3, соединенным через шину 4 и выключатель 5 со щитом 6 питания судна с берега. В узел 2 вложен метательный груз 7, соединенный с ходовым концом троса 8, заведенным на лебедку 9. Устройство снабжено метательным механизмом 10, например пружиной, для выбрасывания метательного груза 7 из приемного узла 2 за борт 1 судна на берег 11 или на другое судно, снабженное передающим узлом 12, который соединен с гибким электрокабелем 13 собранным на вьюшке 14. Передающий узел 12 представляет собой обойму из диэлектрического материала с кольцевым контактом, выполненным с возможностью плотного соприкосновения с контактом 3 приемного узла. Груз 7 снабжен стопорным механизмом 15, например соленоидного типа, с кнопкой 16. Метательный механизм 10 снабжен чекой 17, управление которой также может быть выполнено с помощью соленоида, получающего питание через кнопку 18. Пружина метательного механизма 10 расположена в клюзе приемного узла с возможностью взаимодействия с метательным грузом 7 или с передающим узлом 12 электрического разъема. Трос 8, соединенный с метательным грузом 7, собран в накопитель 19 троса. В качестве метательного механизма может быть использован пневмопривод, например, с цилиндрическими пневмотолкателями 20, связанными пневматически посредством воздуховодов и клапана 21 с системой сжатого воздуха. На входе в клюзовое отверстие предусмотрен горизонтальный роульс 23, уменьшающий трение троса 8 о борт 1 судна при втягивании электрокабеля 13 в клюзовое отверстие приемного узла 2. Буквами А, Б, С обозначены элементы, соответствующие фазам переменного трехфазного тока судовой электроэнергетической системы. Устройство работает следующим образом. До начала операции передачи электрокабеля трос 8 с метательным грузом 7 расположены на судне, принимающем электрокабель 13, а сам электрокабель собран на вьюшке 14, установленной на берегу или на другом судне 11. Судно, принимающее электрокабель, становится бортом 1 к судну 11 или к береговому причалу 11. После этого нажатием кнопки 16 отключают стопорный механизм 15, фиксирующий метательный груз 7 в клюзовом отверстии 2, а затем нажатием кнопки 18 сдвигают чеку 17 освобождая сжатую пружину 10 метательного механизма. Метательный механизм выбрасывает груз 7 за борт судна, который, увлекая за собой ходовой конец троса 8, доставляет груз 7 на другое судно 11 или на берег, где расположен электрокабель 13 и соединенный с ним передающий узел 12 электрического разъема. В случае использования пневмопривода 20 через воздуховоды и клапан 21 подают сжатый воздух на цилиндрические пневмотолкатели выбрасывающие груз 7. На берегу или на стоящем (идущем) рядом судне 11 метательный груз 7 отсоединяют от троса 8 и заменяют его передающим узлом 12, который с помощью лебедки 9 втягивают в клюзовое отверстие 2 приемного узла электрического разъема. При этом пружину метательного механизма 10 (или пневмотолкатели) возвращают в исходное положение и включают стопорный механизм 15, фиксирующий передающий узел электрического разъема в приемном узле. При движении троса 8, нагруженного массой электрокабеля 13, вращается роульс 23. После окончания передачи электроэнергии с одного судна на другое электрокабель 13 вместе с передающим узлом 12 возвращают к месту постоянного хранения, сматывая электрокабель на вьюшку 14, отсоединяют передающий узел 12 от троса 8, вновь подсоединяют метательный груз 7 и возвращают его на борт 1 судна с помощью лебедки 9. Грузом 7 обеспечивают герметизацию корпуса судна, защищая клюзовое отверстие и электрические контакты от заливания водой. Для обеспечения повторного выброса метательного груза 7 трос 8 укладывают в накопитель 19 троса. В случае необходимости экстренного освобождения судна от гибкой связи с берегом или другим судном 11 гибкую связь разрывают путем выбрасывания электрокабеля 13 вместе с передающим узлом 12 за борт 1, предварительно отсоединив ходовой конец троса 8 от передающего узла 12 (фиг. 2). Для осуществления этой операции сначала кнопкой 16 отключают стопорный механизм 15, а затем нажатием кнопки 18 оживляют цепь дистанционного управления чекой 17. Силовая пружина метательного механизма 10, распрямляясь в пространстве между корпусом приемного узла 2 и торцом обоймы передающего узла, выталкивает передающий узел 12 и кабель 13 за борт 1 судна.Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ЭЛЕКТРОКАБЕЛЯ НА СУДНО, содержащее приемный узел электроразъема, выполненный в виде вмонтированного в борт судна клюза из диэлектрического материала с кольцевыми контактами, передающий узел электрического разъема, выполненный в виде обоймы с ответными контактами, соединенными с гибким кабелем, а также лебедку с ходовым тросом, пропущенным сквозь приемный узел и связанным посредством разъемного замка с передающим узлом, отличающееся тем, что оно снабжено метательным грузом, выполненным по форме обоймы передающего узла и с возможностью соединения с ходовым тросом, а также накопителем для ходового троса, при этом приемный узел электрического разъема выполнен с метательным механизмом. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что метательный механизм выполнен в виде пружины, установленной в клюзе приемного узла электрического разъема с возможностью взаимодействия с метательным грузом или передающим узлом электрического разъема. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что метательный механизм выполнен в виде пневмопривода с цилиндрическим пневмотолкателем, установленным в клюзе приемного узла электрического разъема с возможностью взаимодействия с метательным грузом или передающим узлом электрического разъема.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5