Колейное сборно-разборное покрытие для устройства временных дорог на слабых грунтах
Реферат
Область использования: строительство временных колейных дорожных покрытий. Сущность изобретения: покрытие состоит из продольных элементов, собранных в секции, элементы соединены потайными замками и поперечными шарнирными валами, Г-образными фланцами с отверстиями и промежуточными шайбами. Секции смежных колей соединены телескопическими регулирующими штангами. 4 ил.
Изобретение относится к области временных дорожных покрытий и может быть использовано при быстром возведении временных дорог, путей движения по заболоченной, переувлажненной местности или в других неблагоприятных условиях, например по рыхлому снегу и др.
Известны различные конструкции сборочных дорожных покрытий как отечественного, так и зарубежного производства. Известна конструкция западногерманского сборно-разборного дорожного покрытия [1] , включающего литую пустотелую панель, серьгу и стыковочные пальцы. Покрытие позволяет собирать его в пакеты в виде гармошки или штабелевать различной высоты. Основным недостатком такой конструкции является низкая работоспособность из-за наличия шарнирных стыков между секциями, которые приводят к образованию неровностей покрытия на препятствии и снижении скорости движения машин за счет выбоин под стыками и замками. Известно также дорожное покрытие [2] , которое выполнено в виде щитов, по всей ширине проезжей части уложенных в пакет и последовательно соединенных между собой поперечными стержнями. Покрытие имеет чередующиеся полужесткие и шарнирные стыки. Недостатками конструкции являются также низкая работоспособность покрытия, транспортабельность и большая материалоемкость. Наиболее близкой к заявляемой конструкции является сборно-разборное дорожное покрытие, состоящее из секций, которые шарнирно соединены между собой. Каждая из секций выполнена составной из отдельных элементов, соединенных посредством поперечного вала с зазорами между собой, а каждый элемент секции заведен в зазор между элементами смежной секции со смещением их в одну сторону. Покрытие авторами выбрано за прототип. Недостатками этого сборно-разборного дорожного покрытия являются низкая работоспособность (надежность) из-за наличия шарнирных стыков между секциями, большой материалоемкости вследствие устройства покрытия в виде сплошного перекрытия по всей ширине проезжей части, а также трудоемкости укладки на преодолеваемом препятствии. Кроме того, как показывает опыт, преодолеваемый участок местности имеет не ровную поверхность движения. Поэтому раскладка покрытия усложняется тем, что секции выступающими элементами будут цеплять грунт, кочки и т. д. Следовательно на тросовую систему, детали крепления и раскладки дополнительно будут действовать нагрузки. Целью изобретения является увеличение работоспособности покрытия, снижение трудоемкости укладки и материалоемкости. Цель достигается тем, что покрытие выполнено в виде колей, продольные элементы секций которых соединены с торцовых сторон (плоскостей) относительно продольной оси потайными свободно скользящими замками овальной формы, а смежные секции в рядах смещены относительно друг друга уступом на половину длины элемента и соединены в поперечной оси скользящими центральными шарнирными валами, причем ширина продольного элемента равна или меньше ширины отпечатка колеса автомобиля. При этом симметричное размещение свободно скользящих замковых соединений в смежных рядах относительно продольной оси обеспечивает складывание дорожного покрытия гармошкой, а в разложенном состоянии один стык работает чисто как жесткий шарнир за счет упора торцов щитов друг в друга, а смежный стык, уходящий вниз при складывании, в разложенном состоянии будет также работать как жесткий, т. е. за счет удержания поперечными свободно вращающимися центральными валами. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое дорожное покрытие отличается тем, что элементы колей с торцовых сторон (плоскостей) соединены относительно продольной оси между собой потайными свободно скользящими замками овальной формы, обеспечивающие покрытию складывание в виде гармошки, а смежные секции в рядах смещены относительно друг друга уступом на половину длины элемента и соединены относительно поперечной оси скользящими шарнирными валами, причем ширина продольного элемента равна или меньше ширины отпечатка колеса автомобиля. Таким образом, заявляемое дорожное покрытие соответствует критерию "Новизна". Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаков, отличающих заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "Существенные отличия". На фиг. 1 изображено дорожное покрытие на препятствии; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - колея дорожного покрытия; фиг. 4 - потайной замок. Дорожное покрытие состоит из двух самостоятельных колей 1, каждая из которых собрана из секций 2 в виде отдельных продольных элементов 3, соединенных между собой с торцов замками 4 овальной формы с отверстиями на концах, через которые посредством стержней 5 соединяются с отверстиями в углах продольных элементов 3. Торцовые потайные замки 4 входят заподлицо в выборки элементов 3 (фиг. 4). Смежные продольные элементы секций 2 собраны в колеи 1 посредством поперечных валов 6, свободно посаженных в центральные отверстия элементов 3, причем с наружных сторон со свободным скольжением посажены Г-образные фланцы 7 с отверстиями для пропуска троса, а между продольными элементами 3 имеются шайбы 8, обеспечивающие зазор в поперечной оси. В межколейном пространстве для регулирования ширины колеи к отверстиям на концах поперечных валов 6 посредством пальца крепится телескопическая штанга 9 с регулировочной муфтой 10. Дорожное покрытие в транспортном положении при перевозке в кузове автомобиля укладывается в виде гармошки. Укладка дорожного покрытия на грунт со слабой несущей способностью производится с автомобиля или после его разгрузки и складирования блоков на грунт. В дальнейшем с использованием тросовых систем и лебедки (машины) колеи натаскиваются на участок местности. Затем устанавливаются телескопические штанги 9 и регулируется ширина проезда муфтой 10. Сборка дорожного покрытия осуществляется в следующей последовательности. Первоначально демонтируются межколейные телескопические штанги 9. Затем трос последовательно с каждой стороны блоков соединяется с отверстиями Г-образных фланцев и закрепляется на фланцах последних продольных секций. Под действием наматывания троса колеи складываются и стягиваются в пакет. В дальнейшем с помощью кранового оборудования покрытие укладываются в кузов автомобиля. Использование дорожного покрытия позволяет уменьшить трудоемкость укладки (сборки) и снизить материалоемкость конструкции.Формула изобретения
КОЛЕЙНОЕ СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ, включающее брусья размещенные друг относительно друга с зазором, объединенные поперечными шарнирными связями с образованием секций и расположенные вдоль оси трассы, отличающееся тем, что брусья снабжены дополнительными связями, выполненными в виде потайных свободно скользящих замков овальной формы, которые расположены по торцам брусьев с возможностью сборки покрытия в гармошку, причем секции смежных колей соединены между собой регулирующимися телескопическими штангами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4