Насосная установка

Реферат

 

Использование: в качестве насосов, вакуум-насосов, компрессорных установок для холодильных машин медицинской и бытовой техники. Сущность изобретения: в герметичном кожухе 1 с впускным и выпускным патрубками 2,3 размещены электродвигатель и качающий узел, включающий корпус 6 с торцевыми крышками 8,9, установленными в нем с образованием рабочих камер ротор 10, размещенный на приводном валу 15, подшипниковые опоры 16,17 и каналы 19,20 подвода и отвода рабочей среды. Ротор 10 выполнен с втулкой 14, охватывающей с зазором вал 15. Вал установлен в опорах 16,17, укрепленных в кожухе 1, и кинематически связан с ротором 10 муфтой 18. 3 ил.

Изобретение относится к насосно- и компрессоростроению и может быть использовано в качестве насосов, вакуум-насосов, компрессорных установок для холодильных машин, медицинской и бытовой техники.

Известна компрессорная установка, содержащая герметичный кожух, размещенные в нем электродвигатель и роторный компрессор, включающий корпус с торцевыми крышками, установленный в нем с образованием рабочих камер ротор, закрепленный на приводном валу электродвигателя.

Известна компрессорная установка, содержащая герметичный кожух, размещенные в нем электродвигатель и роторный компрессор, включающий корпус с торцевыми крышками, установленный в нем с образованием рабочих камер ротор, закрепленный на приводном валу, который жестко соединен с якорем электродвигателя.

Недостатками обеих известных компрессорных установок являются высокое энергопотребление и довольно сложная технология сборки компрессорной установки. Эти недостатки обусловлены тем, что при перекосах приводного вала, закрепленного с одной стороны на роторе, а с другой стороны на якоре, последний устанавливается с перекосом относительно статора электродвигателя, что приводит к необходимости увеличения радиального зазора между ротором и статором и снижает КПД электродвигателя и всей компрессорной установки. Установка приводного вала, жестко соединенного в ротором и электродвигателем, соосно статору электродвигателя значительно усложняет процесс сборки компрессора и требует жестких допусков на изготовление деталей компрессорной установки.

Целью изобретения является повышение КПД за счет обеспечения соосной установки якоря электродвигателя относительно его статора и уменьшения радиального зазора между якорем и статором, а также упрощение технологии изготовления за счет расширения допусков на изготовление деталей насосной установки и упрощения сборки элеткродвигателя с приводным валом и ротором.

Это достигается за счет того, что насосная установка, содержащая герметичный кожух с впускным и выпускным патрубками, размещенные в нем электродвигатель и качающий узел, включающий корпус с торцевыми крышками, установленный в нем с образованием рабочих камер ротор, размещенный на приводном валу электродвигателя, подшипниковые опоры и каналы подвода и отвода рабочей среды, снабжена муфтой, ротор выполнен с втулкой, охватывающей с зазором приводной вал, а последний установлен в подшипниковых опорах, укрепленных в кожухе, и кинематически связан с ротором посредством муфты.

На фиг. 1 изображена насосная установка, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.

Насосная установка содержит герметичный кожух 1 с впускным и выпускным патрубками 2 и 3 для рабочей среды. В герметичном кожухе 1 размещены электродвигатель, состоящий из якоря 4 и статора 5, качающий узел, включающий корпус 6 с внутренней поверхностью 7 и торцевыми крышками 8 и 9, установленный в корпусе 6 ротор 10 с пазами 11, в которых размещены разделительные пластины 12 с возможностью возвратно-поступательного перемещения и образования рабочих камер 13.

Ротор 10 выполнен с втулкой 14, охватывающей с зазором приводной вал 15, укрепленный в якоре 4 электродвигателя. Приводной вал 15 установлен в подшипниковых опорах 16 и 17, укрепленных в герметичном кожухе 1, и кинематически связан с втулкой 14 ротора 10 посредством муфты, которая может быть выполнена, например, в виде штифта 18, установленного насквозь во втулке 14 с зазором и жестко укрепленного в приводном валу 15, или какой-либо другой поперечно-компенсирующей муфты, обеспечивающей компенсацию возможной несоосности и перекосов приводного вала 15 и втулки 14 с ротором 10. В торцевой крышке 9 выполнены каналы 19 и 20 подвода и отвода рабочей среды.

Насосная установка в качестве компрессора работает следующим образом.

При включении электродвигателя вращение на ротор 10 передается по приводному валу 15 через муфту по штифту 18 и втулке 14. При вращении ротора 10 разделительные пластины 12 под действием центробежных сил и сил давления в полостях под разделительными пластинами 12 выдвигаются из пазов 11, прижимаются к внутренне поверхности 7 и скользят по ней. При этом изменяются объемы рабочих камер 13 и происходит процесс сжатия и перемещения рабочей среды от канала 19 подвода к каналу 20 отвода. При сборке насосной установки приводной вал 15 с якорем 4 устанавливают соосно статору 5 электродвигателя. Вследствие соединения приводного вала 15 и втулки 14 с ротором 10 посредством муфты, обеспечивающей компенсацию взаимной несоосности и перекосов приводного вала 15 и втулки 14 с ротором 10, последний не оказывает влияния на возможную несоосность и перекосы приводного вала 15 с якорем 4 относительно статора 5, что позволяет уменьшить радиальный зазор между якорем 4 и статором 5 и приводит к повышению КПД электродвигателя и, следовательно, КПД компрессорной установки, а также позволяет упростить сборку компрессорной установки (так как не требуется точной установки ротора 10 относительно приводного вала 15), и снизить требования к допускам на изготовление деталей.

Формула изобретения

НАСОСНАЯ УСТАНОВКА, содержащая герметичный кожух с впускным и выпускным патрубками, размещенные в нем электродвигатель и качающий узел, включающий корпус с торцевыми крышками, установленный в нем с образованием рабочих камер ротор, размещенный на приводном валу электродвигателя, подшипниковые опоры и каналы подвода и отвода рабочей среды, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения технологии изготовления, установка снабжена муфтой, ротор выполнен с втулкой, охватывающей с зазором приводной вал, а последний установлен в подшипниковых опорах, закрепленных в кожухе, и кинематически связан с ротором посредством муфты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3