Устройство для автоматического заряда тяговой аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическил

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 21с, 51/01

21b, 26/02

Заявлено 01.И1.1964 (№ 908750/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 081Х.1967. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 20.XI.1967

МПК H Olm

Н 02р

УДК 621.355.16.078 (088.8) Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Э. Я. Бернхард, А. С. Каушанский, И. П. Квасневский, И. А. Лаур, В. И. Пинский, И. Б. Шредер и Н. И. Краснобаев

Рижский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАРЯДА

ТЯГОВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Известны устройства для автоматического регулирования электротока заряда тяговой аккумуляторной батареи, выполненные на электромагнитных реле. Регулирование осуществляется путем переключения электросопротивлсний, в цепи зарядного тока, которые шунтируются контактами реле, управляемых сигналами датчика, контролирующего величину зарядного тока. Релейно-контактная аппаратура,,применяемая в этих устройствах, имеет следующие недостатки: низкий коэффициент возврата, что приводит к уменьшению точности регулирования тока; чувствительность к загрязнению, требует постоянного ухода и регулировки.

В предлагаемой автоматической схеме управления зарядом тяговой аккумуляторной ба тареи, с целью повышения точности регулирования, электроток заряда контролируется электромагнитным датчиком, сигналы которого подаются на две электронные схемы, на выходе которых подсоединены реле, переключающие активные электросопротивления в цепи тока заряда.

На чертеже изображена электросхема .предлагаемого устройства.

При подаче электронапряжения на схему и отсутствии тока заряда, сигнал на выходе датчика ЗМД не возникает. Напряжение на сопротивлении R>, являющемся входом, элемента установки ЗУ1 меньше напряжения стабилизации стабилитрона Ст1 и положительный потенциал через сопротивление Ра полностью приложен к базе триода Т, Триод Т, открыт и через него и коллекторную нагрузку R3 протекает ток. Отрицательный потенциал с коллектора триода Т1 подается через сопротивление R< линии задержки J731 на конденсатор

10 С1. После того, как конденсатор С> зарядится, поступает сигнал с линии задержки Л31 на усилитель У1. Этот сигнал черед диод Дт и сопротивление R.; поступает на базу триода Т,.

Сопротивления Яо и Rт служат для надежного

15 запирания триода Т2 при отсутствии сигнала на базе и изменении температуры окружающей среды. Сопротивление Rg является коллекторной нагрузкой триода Т2. Сигнал, поступающий на базу триода Т, отпирает его и по

20 цепи сопротивление R — триод Т2 — сопротивление R8 начинает протекать ток. Падение напряжения на сопротивление R-, отпирает триод Та, подключающий обмотку управляющего реле Р,. Сопротивление Р9 служит для надежного запирания триода Т, а диод Д2 шунтирует индуктивную нагрузку — обмотку реле Р, для снятия перенапряжения с триода

Та при отключении. Управляющее реле Р, своим нормально открытым контактом зашун30 тирует сопротивление RIz в цепи заряда

201494

35

При подаче электронапряжения и отсутствии тока заряда во второй элсктронной схеме возникают следующие процессы. Напряжение на входном сопротивлении R» элемента уставки тока срабатывания З72 меньше напряжения стабилизации стабилитрона Ст2 и триод

Т4 открыт положительным смещением на базе, подаваемом через сопротивление R . Сопротивление Rip является коллекторной нагрузкой триода Т . Отрицательный потенциал через открытый триод Т, сопротивление замкнутый блок — контакт управляющего реле Р, поступает на входной диод Д усилителя

У1 и через диод Д„на линию задержки Л32 и входной диод Д: усилителя У, Сигнал на усилитель У2 поступает через входной диод Дб от элемента уставки Э71 и через сопротивление R<: ???????????????? ???? ???????? ???????????? ??„. ?????????????????????????? r>p и R» подсоединены для надежного запирания триода Т; при отсутствии сигнала на базе. При появлении сигнала на базе триод Т,- отпирается и подает сигнал на базу триода Т„подключающего обмотку управляющего реле Р>. Сопротивление R

Управляющее реле Р. зашунтирует свопм нормально открытым контактом сопротивление R.p в цепи заряда тяговой батареи, и включает блок-контакт P. в цепи между сопротивлением R» и входным диодом Д-, усилителя У2.

Элемент уставки тока срабатывания ЗУi отрегулирован на срабатывании при токе заряда равном низкому пределу допустимого тока заряда, а элемент ЗУ2 отрегулирован на срабатывание при I„р. 1„«„с т, е. при верхнем пределе допустимого тока заряда.

При изменении тока заряда напряжение с выхода датчика ЗАИД через выпрямительный мост В, сглаживающую емкость С>, нагрузочное сопротивление R» и разделительные диоды

Д8 и Д подается на входы элементов ЗУ1 и

ЗУ2. При превышении зарядным током величины уставки ЗУ1 напряжение íà R, становится больше напряжения стабилизации стабилитрона Ст1, последний переходит в проводящее состояние и запирает триод Т,. При этом исчезает сигнал на выходе Э71 и соответственно на входных диодах Д усилителя

У1 и диод Дб усилителя 72. Но усилители остаются в прежнем (включенном) состоянии, так как поступают сигналы от ЗУ2 на диоды

Д усилителя У1 и на диоды Д.- и Д о усилителя У2Если ток заряда превысит значения I„„, т. е. величину уставки элемента ЭУ2, то напряжение на R», поступающее с датчика ЗЛ4Д, становится больше напряжения стабилизации стабилитрона Ст2, последний переходит в проводящее состояние и запирает триод Т4. Пропадает сигнал на выходе З72 и, следовательно, на входе усилителей У1 и У2. Триод Т усилителя У1 запирается положительным смещением, подаваемым на базу через сопротивление Rp. Запирается триод Т, и возбуждает управляющее реле Р„которое размыкает свой контакт и вводит в цепь заряда сопротивление

Rip. Сигнал на входном диоде Д.- усилителя У2 исчезает не сразу, а с выдержкой времени, обусловленной параметрами линии задержки

Л32. Если после срабатывания реле Р> ток заряда станет меньше значения I то появится сигнал на выходе ЭУ2, и через сопротивление R», блок-контакт реле Рр и входной диод

Д о этот сигнал удержит усилитель У2 в открытом состоянии, и реле Р не отключится.

Если me после срабатывания реле Р, ток заряда по-прежнему будет превышать значение

1ыакс,> то с выдержкой времени разомкнется контакт реле Р., и введет в цепь заряда сопротивление Rpp. При снижении тока заряда ниже значения 1„„., т. е. тока установки элемента

ЗУ2, процессы возникают как при включении электросхемы.

Злсктронапряжение на схему подается от стабилизированного преобразователя напряжения ПН.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического заряда тяговой аккумуляторной батареи, содержащее преобразователь электронапряжения, измерительный датчик электротока заряда и соединенные последовательно,B цепь заряда электрические сопротивления, замыкаемые в процессе регулирования накоротко контактами двух управляющих релейных схем, составленных из блоков уставки тока, настроенных, соответственно, на максимальное и минимальное значение зарядного тока, усилителей и электромагнитных реле, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности регулировки путем увеличения числа ступеней переключения сопротивлений, в обе релейные схемы гвсдень; линии задержки времени, причем ко входу каждой из релейных схем через блокировочнис контакты реле подсоединен дополните, ьно блок уставки другой релейной схемы.

2Р1494

Составитель Ю. Драгомирова

Редактор А. Морозова Текред Т. П. Курилко Корректоры: Л. В. Яаделяева.и С. А. Башлыкова

Заказ 3396(9 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2