Механизм переключения передач многоскоростной коробки с передачей заднего хода и скоростными передачами движения вперед

Реферат

 

Использование: в конструкциях ступенчатых коробок передач. Технический результат: облегчение переключения передач и получение дополнительного ряда скоростных передач. Сущность изобретения: механизм переключения содержит кулачок с фигурными пазами. На нем установлен цилиндрический выступ и дополнительно введены гнезда фиксации второй и третьей нейтрали. Сектор включения кроме фигурного паза перемещения кронштейна с вилками включения заднего хода и скоростных передач имеет радиусные пазы со скосами. Эти пазы и скосы взаимодействуют с цилиндрическим выступом кулачка, устанавливают его в соответсвующее включенной скоростной передаче фиксированное нейтральное положение и блокируют возможность включения других передач. 9 ил.

Изобретение относится к конструкциям ступенчатых коробок передач, а именно к устройствам для управления переключением ступенчатых коробок с передачей заднего хода мотоцикла.

Наиболее близким к изобретению является механизм переключения многоскоростной коробки с передачей заднего хода и скоростными передачами движения вперед, содержащий кулачок с фигурными пазами для перемешивания вилок включения передач переднего хода с гнездами для фиксации включенных основных передач, с гнездом для фиксации нейтрали и с цилиндрическим выступом установки кулачка в нейтральное положение, сектор включения передачи заднего хода с фигурным пазом для перемещения вилки включения заднего хода и фиксатор, расположенный с возможностью взаимодействия с гнездами кулачка.

Недостатком указанного механизма является затруднительное переключение передач и недостаточное количество скоростных передач.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является облегчение переключения передач и получение дополнительного ряда скоростных передач.

Указанный технический результат обеспечивается за счет того, что в механизме переключения многоскоростной коробки с передачей заднего хода и скоростными передачами движения вперед, содержащем кулачок с фигурными пазами для перемещения вилок включения передач переднего хода с гнездами для фиксации включенных основных передач, с гнездом для фиксации нейтрали и с цилиндрическим выступом установки кулачка в нейтральное положение, сектор включения передачи заднего хода с фигурным пазом для перемещения вилки включения заднего хода и фиксатор, расположенный с возможностью взаимодействия с гнездами кулачка, на кулачке выполнены дополнительные гнезда для фиксации второй и третьей нейтралей, расположенные каждое в промежутке между гнездами для фиксации включенных основных передач, а на секторе выполнены радиусные пазы и скосы между ними для установки кулачка в соответствующее включенной скоростной передаче фиксированное нейтральное положение и для блокировки включения других передач, расположенные с возможностью взаимодействия с цилиндрическим выступом кулачка.

На фиг. 1 изображен механизм переключения при включенном первом нейтральном положении; на фиг.2 - положение механизма при включенной первой передаче; на фиг.3 - положение механизма при включенной первой скоростной передаче из положения первой основной передачи; на фиг.4 - положение механизма при включенной второй основной передаче; на фиг.5 - положение механизма при включенной второй скоростной передаче из положения второй основной передачи; на фиг.6 - положение механизма при включенной третьей основной передаче; на фиг.7 - положение механизма при включенных третьей и четвертой основных передачах; на фиг.8 - положение механизма при включенной четвертой основной передаче; на фиг.9 - положение механизма при включенной передаче заднего хода.

Механизм переключения передач содержит педаль 1, сидящую на оси 2 рычага управления храповым механизмом двустороннего действия (не показан), смонтированного на оси 3 кулачка 4 с фигурными пазами 5 перемещения вилок 6 и 7 включения передач переднего хода. На кулачке 4 выполнены гнезда фиксации включенных передач движения вперед, гнездо для фиксации нейтрали, цилиндрический выступ 8 установки кулачка в нейтральное положение и блокировки передачи заднего хода. Сектор 9 имеет фигурный паз 10 для перемещения в вилки включения передачи заднего хода через ее шип 11, пазы 12 для блокировки передач переднего хода, пазы 13 и 14, фиксатор 15, расположенный с возможностью взаимодействия с гнездами кулачка 4.

Для управления дополнительной скоростной передачей и блокировкой ее с другими передачами на кулачке 4 дополнительно выполнены гнезда для фиксации второй и третьей нейтрали. Каждое гнездо расположено в промежутке между гнездами для фиксации включенных основных передач. На секторе 9 выполнены скосы Л, К, И, М для установки кулачка 4 в соответствующее включенной скоростной передаче фиксированное нейтральное положение и для блокировки включения других передач. Имеется возможность взаимодействия с цилиндрическим выступом 8 кулачка 4.

На оси 16 сектора 9 установлена свободно педаль 17 и жестко смонтирован храповой механизм двустороннего действия, содержащий фиксатор 18, храповик 19, собачку 20, поводок 21 и свободно сидящую педаль. В секторе 9 выполнена радиусная поверхность 22, которая, взаимодействуя с цилиндрическим выступом 8, исключает возможность включения передачи заднего хода при включенных основных и скоростных передачах.

Механизм работает следующим образом.

Из положения включенной первой нейтрали (фиг.1) нажатием на плече А педали 1, жестко сидящей на оси 2, несущей рычаг, через храповый механизм двустороннего действия (не показаны) кулачок 4 поворачивается на оси 3 на заданный угол, вилка 6 по фигурному пазу 5 смещается влево и включает первую основную передачу (см. фиг.2). Нажатием на плече "Б" педали 1, кулачок 4, поворачиваясь на оси 3 по часовой стрелке, сместит вилку 6 вправо и включит вторую основную передачу (см. фиг.4). Подобным образом включается третья и четвертая основная передача, но в этом случае работает вилка 7, скользящая по второму фигурному пазу (см. фиг.6, 8). Цилиндрический выступ 8 кулачка 4, взаимодействуя с поверхностью 22 сектора 9, исключает возможность включения передачи заднего хода. Включение основных передач и передачи заднего хода осуществляется в обратной последовательности нажатием на плече А педали 1.

Скоростная передача может быть включена из положения четырех основных передач. Нажатием на плече В педали 17, свободно сидящей на оси 16 и связанной с шипом 21 поводка 20 храпового механизма, поворачивается жестко сидящий на оси 16 храповик 19 и поворачивает ось 16 и сектор 9 на заданный угол по часовой стрелке. В результате этого один из выступов И, К, М, Л, соответствующий включенной основной передаче, через цилиндрический выступ 8 кулачка 4 устанавливает его в соответствующее нейтральное положение, а шип 11 вилки включения скоростной передачи, скользя по пазу 10, смещается вправо, включает скоростную передачу и пазом 13 блокирует включение других передач.

В результате использования в коробке передач ряда скоростных передач от одной скоростной передачи появляется возможность движения с требуемой скоростью при меньших оборотах двигателя, что улучшает его тепловой режим работы за счет сохранения наружного охлаждения цилиндров, экономии топлива на единицу расстояния, уменьшения вредных выбросов в атмосферу, наиболее полного использования характеристик узлов мотоциклов с учетом его нагрузки и дорожных условий, увеличения расстояния между обязательным переключением передач до 50 км, т.е. в этих пределах регулировка частоты вращения двигателя осуществляется карбюраторами.

Дополнительные нейтральные положения кулачка дают возможность экстренного торможения или полной остановки мотоцикла, достаточно выключить скоростную передачу.

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗАДНЕГО ХОДА И СКОРОСТНЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД, содержащий кулачок с фигурными пазами для перемещения вилок включения передач переднего хода, с гнездами для фиксации включенных основных передач, с гнездом для фиксации нейтрали и с цилиндрическим выступом установки кулачка в нейтральное положение, сектор включения передачи заднего хода с фигурным пазом для перемещения вилки включения заднего хода и фиксатор, расположенный с возможностью взаимодействия с гнездами кулачка, отличающийся тем, что на кулачке выполнены дополнительные гнезда для фиксации второй и третьей нейтралей, расположенные каждое в промежутке между гнездами для фиксации включенных основных передач, а на секторе выполнены радиусные пазы и скосы между ними для установки кулачка в соответствующее включенной скоростной передаче фиксированное нейтральное положение и для блокировки включения других передач, расположенные с возможностью взаимодействия с цилиндрическим выступом кулачка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9