Трубное соединение
Реферат
Использование: для соединения неметаллических диэлектрических труб. Сущность изобретения: на концах соединительной муфты с внутренней стороны и на концах с утолщенными стенками труб с наружной стороны выполнены ответные друг другу кольцевые пазы, со стороны торцов труб - кольцевые проточки. В проточках расположена эластичная манжета. Стопорные элементы выполнены в виде отдельных сегментов и установлены с осевым зазором в пазах муфты и труб. В муфте над каждым пазом выполнено отверстие. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трубопроводах высокого давления, в частности для соединения неметаллических диэлектрических труб, предназначенных для транспортировки агрессивных сред.
Известно соединение труб, содержащее эластичную манжету, надвижные фланцы с безрезьбовыми стяжками и защитную обойму. Недостатком известного соединения является невозможность обеспечения транспортировки жидкостей под высоким давлением. Известно также трубное соединение, в котором один конец трубы выполнен гладким, а другой - с раструбом. Между ними расположена эластичная манжета, поджатая с помощью упорного и стопорных элементов, установленных концентрично относительно друг друга. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является трубное соединение, содержащее трубы с утолщенными стенками на концах, соединительную муфту, эластичную манжету и стопорные элементы. Недостатком известных трубных соединений является невозможность обеспечения без специальных устройств компенсации осевого перемещения труб в трубопроводе в условиях циклического колебания температуры, а также сложность демонтажа трубопровода. Цель изобретения - обеспечение компенсации осевого перемещения труб в трубопроводе в условиях циклического колебания температуры, сокращение времени и упрощение демонтажа трубопровода. Поставленная цель достигается тем, что в трубном соединении, содержащем трубы с утолщенными стенками на концах, соединительную муфту, эластичную манжету и стопорные элементы, в утолщенных стенках концов труб выполнены кольцевые проточки со стороны наружных поверхностей, на которых расположена эластичная манжета, а стопорные элементы выполнены в виде отдельных сегментов, установленных с осевым зазором в кольцевых пазах соответствующего профиля, расположенных одновременно в соединительной муфте и в утолщенных стенках труб, при этом в каждом из кольцевых пазов в соединительной муфте размещено входное отверстие для ввода сегментов. Достижение цели обеспечивается следующим образом: кольцевые пазы в муфте изготавливают так, что их суммарная ширина больше суммарной ширины стопорных элементов как минимум на величину, равную величине изменения длины одной трубы в трубопроводе под воздействием эксплуатационного перепада температуры: стопорные элементы изготавливают в виде отдельных сегментов, что дает возможность легко вводить их (или при необходимости извлекать) через входные отверстия в кольцевые пазы; предлагаемая конструкция трубного соединения для монтажа высоконапорных трубопроводов позволяет легко осуществлять их демонтаж, в частности для замены отдельных звеньев, путем простого сдвига двух муфт с одной трубы на смежные трубы, тогда как в случае известных (резьбовых) соединений это сделать или невозможно, например при использовании для герметизации резьбы клеевых паст, или для этого необходимо демонтировать весь участок трубопровода от одного компенсатора до другого; уплотнительная эластичная манжета, расположенная между концами двух соединяемых труб на кольцевых проточках, изолирует муфту, выдерживающую осевую нагрузку, от контакта с агрессивной средой, что устраняет необходимость в футеровочном слое муфты и упрощает процесс ее изготовления; все элементы соединительного узла могут быть выполнены полностью из диэлектрических материалов, например стеклопластика, что позволяет в ряде случаев придать трубопроводу специфические эксплуатационные свойства. На фиг. 1 изображен общий вид трубного соединения, разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1. Трубное соединение состоит из соединяемых труб 1, муфты 2, эластичной манжеты 3 и стопорных элементов 4. Соединение осуществляется следующим образом. Берут две готовые трубы 1, например стеклопластиковые, на одну из них предварительно надевают соединительную муфту 2, после чего на кольцевых проточках на концах труб 1 закрепляют эластичную манжету 3. Затем устанавливают на постоянное место соединительную муфту 2 (при этом кольцевые пазы в муфте 2 и трубах 1 должны совпасть) и поочередно вводят во входные отверстия муфты 2 стопорные элементы 4. При прохождении среды под высоким давлением происходит самогерметизация соединения эластичной манжетой 3 за счет заполнения средой и разжатия ее внутренней полости. Преимущество заявляемого технического решения по сравнению с прототипом заключается в возможности компенсации осевого перемещения труб в трубопроводе на величину 2l в пределах каждого трубного соединения, что позволяет упростить и удешевить трубопровод за счет исключения из его состава температурных компенсаторов. Кроме того, данное соединение является быстроразъемным и сокращает временные затраты на демонтаж отдельных участков трубопровода при ремонтных работах.Формула изобретения
ТРУБНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, содержащее трубы с утолщенными стенками на концах, соединительную муфту, эластичную манжету и стопорные элементы, отличающееся тем, что на концах муфты с внутренней стороны и на концах труб с наружной стороны выполнены ответные друг другу кольцевые пазы, а со стороны торцев труб - кольцевые проточки, в которых расположена эластичная манжета, стопорные элементы выполнены в виде отдельных сегментов и установлены с осевым зазором в пазах муфты и труб, при этом в муфте над каждым из кольцевых пазов выполнено отверстие.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2