Колесное гравитационное транспортное средство

Реферат

 

Использование: для перевозки грузов на ограниченное расстояние. Сущность изобретения: поступательное движение нагруженного кузова вниз преобразовывается в ступенчатом ускорителе во вращательное движение колес транспортного средства. Расстояние, на которое нужно переместить грузы, рассчитывается и подбирается набором шестерен и зубчатых колес в ускорителе. 4 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для перевозки грузов на ограниченное расстояние.

Известно колесное гравитационное транспортное средство, содержащее раму, установленный на ней подвижно в вертикальном направлении кузов, связанный с механизмом его вертикального подъема, и кинематически связанный через передаточный механизм, преобразующий вертикальное опускание кузова под действием сил гравитации в крутящий момент, с редуктором для передачи крутящего момента на колеса транспортного средства, и механизм управления.

Недостаток такого транспортного средства - сложность кинематический связи кузова с приводом на колеса.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в колесном гравитационном транспортном средстве, содержащем раму, установленный на ней подвижно в вертикальном направлении кузов, связанный с механизмом его вертикального подъема и кинематически связанный через передаточный механизм, преобразующий вертикальное опускание кузова под действием сил гравитации в крутящий момент на колеса транспортного средства, и механизм управления. Кузов со стороны переднего борта установлен на раме шарнирно. Передаточный механизм образован поводком, шарнирно закрепленным в кронштейне кузова к связанным через храповик с храповым колесом, установленным на входном валу редуктора.

На фиг. 1 показано транспортное средство, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сзади; на фиг.3 и 4 - тормозное устройство, устройство подъема кузова, реверс и рычаг переключения реверса.

На раме крепится вся конструкция транспортного средства. Передние колеса 17 на оси 16 - ведомые. Кузов тележки 2 служит для загрузки перевозимого груза. Передней частью своими проушинами кузов, шарнирно 18 на осях 0 соединен с рамой. В задней части рамы 1 размещен двухступенчатый цилиндрический ускоритель с параллельным расположением валов. На оси 3 напрессовано храповое колесо 6, состоящее из зубчатого колеса и двух силовых плашек, с косыми зубьями по всему венцу. Зубчатое колесо храповика скреплено силовыми плашками болтами. Храповое колесо 6 зубчатым колесом связано с валом - шестерней 4. На вал-шестерню 4 напрессовано зубчатое колесо 7. Проушинами 13 силовых поводков 9, которые сидят на оси 3 с двух сторон храпового колеса, соединены шарнирно с проушинами силового кронштейна 11, который через узел 12, шарнирно связан с кузовом 2. На вал шестерни 5 насажены ведущие колеса самоката 8. Промежуточная шестерня 33 на своей оси постоянно в зацеплении с валом-шестерней 5. Силовая связь зубчатого колеса 7 с валом-шестерней 5 колес самоката происходит через шестерни 31 и 32 реверса и промежуточной шестерни 33. Чтобы рассчитанные обороты сохранить, шестерни, участвующие в передаче от зубчатого колеса 7 к валу-шестерне 5, 31, 32 и 33, имеют одинаковый диаметр и одинаковое число зубьев. Направление движения транспортного средства изменяется переключением рычага реверса 34 в верхнее положение при движении самоката вперед, в нижнее положение, при движении назад и среднее, нейтральное положение, при котором шестерни 31 и 32 в зацеплении на участвуют, и самокат можно перемещать в нужном направлении толканием. Если возникла необходимость переместить (вытолкать) пустой кузов, опущенный на раму, когда ускоритель без нагрузки и не работает, переключение в нейтральное положение не требует подготовки. Но если кузов с грузом и ускоритель в напряжении, необходимо, чтобы снять нагрузку с шестерен ускорителя, остановить опускание кузова, застопорив рейку подъема кузова 14, вставив стопор 14.1 в конусное отверстие 14.2 в задней стенке рейки подъема кузова 14. Иметь в виду, чтобы снять со стопора, необходимо предварительно включить рычаг реверса в верхнее или нижнее положение потом вынуть стопор 14.1 из стопорного отверстия 14.2 Работу с рычагом реверса 34 производить только, когда самокат стоит на тормозе или когда под колесами стоят башмаки 36. В движении переключение реверса не производится. Рычаг реверса 34 в трех положениях стопорится стопором, находящимся на рычаге, стопор заходит в вырезы стопорной планки 35.

Движение транспортного средства управляется торможением, манипулированием рычагом тормоза 28. Тормоз представляет собой простое устройство, состоящее из тормозного кольца 23, которое четырьмя болтами 26, крепится с тыльной стороны правого (левого заднего колеса. Вместе с ним при движении вращается и тормозное кольцо, которое охватывает стальная лента 25 с прикрепленными на ней со стороны тормозного кольца, набором деревянных (текстолитовых) или других тормозных колодок 24. Концы стальной ленты крепятся на силовой узле 27, прикрепленном болтами (или сваркой) к боковой стойке рамы 1. Нижний конец стальной ленты крепится в нижней части силового узла 27 неподвижно. Верхний конец стальной ленты крепится к короткому концу колена рычага тормоза 28, который шарнирно соединен в верхней части силового узла 27. Концовкой стальной ленты является приваренный болт 25, который заканчивается резьбой для регулировки натяжения ленты гайкой 30. Для ослабления натяжения ленты в нерабочем положении служит возвратная пружина 28. Для фиксирования заторможенности колеса служит фиксатор-гребенка 29, за зубья которой происходит зацепление зубьев рычага тормозного 28.2. Для снятия с фиксированного состояния рычаг тормозной сместить до упора к стенке скобы 29.1 и двигать в нужном направлении вдоль стенки скобы.

Поднятие пустого кузова происходит за счет подъемного устройства, находящегося на задней стенке рамы 1, в средней ее части.

На оси маховика 19 крепится шестерня 20, которая входит в зацепление с зубчатым колесом 21, которое находится на одной оси с шестерней 22. Шестерня 22 входит в зацепление с зубьями рейки подъема 14, которая своим верхним концом крепится шарнирно к силовому узлу 15 кузова 2. Плотно прижимает рейку подъема 14 к шестерне 22 валик упора 14.3, находящийся на своей оси. Для подъема пустого кузова перед загрузкой необходимо утопить (от себя) маховик 19, преодолев возвратную пружину 19.1, войдя в зацепление шестерни 20 с зубчатым колесом 21 и вращая маховик против часовой стрелки. По мере подъеме кузова поднимаются силовые кронштейны 11 с силовыми поводками 9, одновременно храповик 10 переходит вверх по зубьям плашек храпового колеса и по достижении верхней точки подъема - храповик станет в зацеплении с косыми зубьями плашек. Отпустив маховик, его возвратная пружина поставит в нейтральное положение, а кузов станет в верхнее положение.

Подъем кузова производится только при заторможенных колесах.

Если на кузов, поднятый в верхнее положение, самоката, стоящего на тормозе, положить груз, то вследствие давления веса G вниз и через силовые кронштейны 11 на силовые поводки 9 и храповик 10, происходит нагрузка на детали конструкции передач ускорителя и отвала шестерни 5 на колеса 8 самоката. При этом возникает избыточная сила F, способная совершать работу. Самокат, снятый с тормоза, приходит в движение и будет двигаться до тех пор, пока кузов с грузом ляжет на раму 1. Самокат остановится. При этом самокат пройдет расстояние, рассчитанное и заложенное в схему двух или трехступенчатого ускорителя путем подбора шестерен и зубчатых колес.

Достоинства изобретения - возможность перевозки грузов на расчетное, ограниченное расстояние без применения топлива и внешних сил. Груз сам себя везет. Простота конструкции и обслуживания.

Широкое применение в закрытых помещениях (базы, склады, цеха, коровники) и как малая механизация в небольших хозяйствах.

Формула изобретения

КОЛЕСНОЕ ГРАВИТАЦИОННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее раму, установленный на ней подвижно в вертикальном направлении кузов, связанный с механизмом его вертикального подъема, и кинематически связанный через передаточный механизм, преобразующий вертикальное опускание кузова под действием сил гравитации в крутящий момент, с редуктором для передачи крутящего момента на колеса транспортного средства, и механизм управления, отличающееся тем, что кузов со стороны переднего борта установлен на раме шарнирно, а передаточный механизм образован поводком, шарнирно закрепленным в кронштейне кузова и связанным через храповик с храповым колесом, установленным на входном валу редуктора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4