Многоразрядный цифровой пьезопривод

Реферат

 

Использование: в высокоточных приводах механики и адаптивной оптики. Сущность: устройство содержит совокупность сдвоенных разрядов, в каждой отдельной половине каждой из которых в зависимости от порядкого номера разряда n содержится по 2n-1 пар пьезоэлектрических конденсаторов и инвертирующий и неинвертирующий для сигналов управления в дополнительном двоичном цифровом параллельном коде. Устройство позволяет обеспечить рабочие перемещения привода в обе стороны относительно начального положения привода, повысить электрическую прочность, а также расширить функциональные возможности раздельного цифроаналогового преобразования двух независимых знакопеременных сигналов управления с неинвертирующим вкладом одного и инвертирующим вкладом другого в выходе привода. Для этого в пьезопривод введен старший знаковый разряд, кроме того, каждый разряд, включая знаковый, содержит 2n-1 дополнительных пар плоскопараллельных конденсаторов, причем в основных парах каждого разряда пьезоэлектрические конденсаторы имеют встречное направление векторов начальной поляризации, а в дополнительных парах - противоположное. Внутренние электроды основных пар пьезоэлектрических конденсаторов поразрядно параллельно подключены к соответствующим разрядным кодовым шипам подачи инвертирующего сигнала управления, а внутренние электроды дополнительных пар - к соответствующим шинам подачи неинвертирующего сигнала управления, внутренние электроды основных пар пьезоэлектрических конденсаторов старшего знакового разряда подключены к соответствующей старшей знаковой разрядной шине подачи неинвертирующего сигнала управления, внутренние электроды дополнительных пар старшего знакового разряда - к старшей знаковой шине подачи инвертирующего сигнала, а внешние электроды всех пар соединены между собой и подключены к заданной шине. 1 ил.

Изобретение относится к пьезоэлектрическим преобразователям и может быть использовано в высокоточных электрических приводах точной механики и адаптивной оптики.

Известны пьезоэлектрические преобразователи - приводы линейного перемещения, выполненные в виде одного пьезоэлектрического конденсатора, возбуждаемого сигналом переменного напряжения.

В этих устройствах использован протяженный цилиндрический начально поляризованный пьезоконденсатор.

Однако использование данных пьезоконденсаторов для обеспечения требуемого рабочего перемещения имеет недостаток, заключающийся в необходимости использования высоковольтных аналоговых усилителей сигнала возбуждения, поскольку используемый пьезоэлектрический эффект прямо зависит как от длины активного элемента, так и от напряженности электрического поля вдоль него. Другим недостатком является непостоянство коэффициента передачи выход-вход из-за гистерезиса пьезоэлектрического эффекта, что ведет к ошибке отработки сигнала. Кроме того, функциональные возможности преобразователей такого типа ограничены аналоговой техникой и не имеют согласующих устройств для работы с более информативными цифровыми системами управления. Поэтому такие пьезоэлектрические преобразователи имеют ограниченное применение.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является многоразрядный цифровой пьезопривод линейного перемещения, управляемый сигналом в виде позиционной комбинации одинаковых разрядных уровней напряжения, содержащий в каждом своем разряде в зависимости от его порядкового номера n (n=1,2,3...N) по 2n плоскопараллельных пьезоэлектрических конденсаторов, объединенных один под другим и электрически последовательно соединенных между собой при одинаковой направленности их начальной поляризации между каждой разрядной кодовой шиной входа сигнала и шиной заземления данного разряда.

В этом устройстве задающий сигнал управления определен двоично-кодовой комбинацией одинаковых уровней напряжения, что упрощает устройство цифрового управления пьезоприводом и устраняет необходимость аналогового усилителя сигнала. Недостатком этого устройства является нереверсивность выходного перемещения относительно начального положения из-за того, что одинаковые уровни напряжения при одинаковой направленности начальной поляризации последовательно соединенных пьезоконденсаторов возбуждают в них рабочие перемещения в одном направлении относительно начального положения. Из нереверсивности поразрядной отработки следует невозможность отработки реверсивного задающего сигнала управления.

В описании устройства не содержится каких-либо сведений о коде знака задающего сигнала управления и способе его цифроаналогового преобразования в выход устройства.

Невозможность отработки реверсивного (знакопеременного) сигнала управления в этом устройстве сужает область применения устройства. Кроме того, ошибка пьезопривода из-за гистерезиса пьезоэлектрического эффекта в этом устройстве имеет место. В связи с ошибкой можно отметить ограниченные функциональные возможности этого устройства, которые вследствие его нереверсивности и отсутствия вычитающей отработки знакопеременного сигнала ошибки управления не позволяют встроить это устройство в высокоточные адаптивные системы управления с вычитаемым сигналом ошибки управления.

Недостатками конструкции этого устройства являются также пониженные электрическая и механическая прочности. Пониженная электрическая прочность в нем из-за того, что шины входа сигнала и заземления присоединены к смежным электродам соседних разрядов пьезопривода, что ведет к электрическому пробою между ними. Кроме того, из-за неполноты описания механической связи, показанной схематически стрелкой, нельзя сделать определенное заключение о степени механической прочности устройства. Поэтому, цифровые пьезоприводы этого типа также имеют ограниченное применение.

Целью изобретения является, во-первых, обеспечение выходного перемещения многоразрядного цифрового пьезопривода в обе стороны относительно его начального положения и повышение электрической прочности, а также расширение функциональных возможностей для обеспечения раздельного цифроаналогового преобразования первого и второго знакопеременных независимых один от другого сигналов управления с суммированием первого и вычитанием второго из них в выходе устройства и во-вторых, повышение точности и механической прочности.

С этой целью в него введен (N+1)-й старший знаковый сдвоенный разряд (N+1)Р, (N+1)P* из четного количества пар пьезоэлектрических конденсаторов, в каждой половине которого, например в первой (N+1)Р, расположено на 2N пар пьезоэлектрических конденсаторов, а каждый n-ый младший разряд с порядковым номером n от 1 до N расширен до состава соответствующего n-го младшего сдвоенного разряда np, nр*, содержащего в каждой своей отдельной половине, например, второй np*, по 2n-1 пар пьезоэлектрических конденсаторов, при этом каждая пара пьезоэлектрических конденсаторов П, входящих в состав первой половины любого названного сдвоенного разряда, выполнена из двух одинаковых плоскопараллельных начально поляризованных пьезоэлектрических конденсаторов, расположенных один над другим при векторе начальной поляризации одного пьезоконденсатора во встречном направлении к вектору начальной поляризации другого, как например, в паре IP, а каждая пара пьезоэлектрических конденсаторов П*, входящих в состав второй половины каждого сдвоенного разряда, выполнена зи двух одинаковых плоскопараллельных начально поляризованных пьезоэлектрических конденсаторов, расположенных один над другим при векторе начальной поляризации одного пьезоконденсатора в противоположном направлении к вектору начальной поляризации другого, как, например, в паре IP*, при этом тыльные электроды пар пьезоконденсаторов у первой половины каждого из N младших сдвоенных разрядов, например электроды Э2 у половины 2Р, параллельно присоединены к соответствующей младшей разрядной кодовой шине, в примере к шине G2 неинвертирующего входа одноименного младшего цифрового разряда, например разряда второго для шины G2 первого знакопеременного независимого сигнала управления в дополнительном двоичном цифровом коде при параллельном соединении тыльных электродов ЭN+1* пар пьезоконденсаторов второй половины (N+1)Р* указанного знакового сдвоенного разряда К (N+1)-й старшей разрядной кодовой шине GN+1* неинвертирующего входа (N+1)-ого старшего знакового цифрового разряда первого знакопеременного независимого сигнала управления в названном дополнительном двоичном цифровом коде, а тыльные электроды пар пьезоконденсаторов у второй половины каждого из N младших сдвоенных разрядов, например электроды Э2* у половины 2Р*, параллельно присоединены к соответствующей младшей разрядной кодовой шине, в примере к шине G2* , инвертирующего входа одноименного младшего (в примере второго) цифрового разряда знакопеременного независимого сигнала управления в указанном дополнительном двоичном цифровом коде при параллельном соединении тыльных электродов ЭN+1 пар пьезоконденсаторов первой половины (N+1)Р старшего знакового сдвоенного разряда К(N+1)-й старшей разрядной кодовой шине GN+1 инвертирующего входа (N+1)-го старшего знакового цифрового разряда второго знакопеременного независимого сигнала управления в том же дополнительном двоичном цифровом коде при электрическом параллельном соединении пограничных электродов пар пьезоконденсаторов на границах раздела всех названных сдвоенных разрядов между собой и с общей заземленной шиной устройства.

На чертеже представлена электромеханическая структурная схема предлагаемого устройства.

Многоразрядный цифровой пьезопривод содержит совокупность сдвоенных разрядов: Ip, Ip*, 2p, 2p*, 3p, 3p*; ... Np, Np*; (N+1)P, (N+1)P*, механически стянутых шпилькой 2, прокладками 4, 6, 7, пайками 3, 5, 8 к основанию 1.

В состав половин сдвоенного разряда входит в зависимости от номера разряда n(n = 1,2,3 ... N, N+1) по 2n-1 пар пьезоконденсаторов, т.е. поразрядное соответствие количества в половинах выглядит как ; Все сдвоенные разряды из пьезоконденсаторов склеены между собой, например, эпоксидным клеем.

При этом первая половина каждого сдвоенного разряда, например 2р, составлена из пар плоскопараллельных начально поляризованных пьезоконденсаторов П, обращенных друг к другу в каждой паре своими векторами начальной поляризации встречно, а вторая половина сдвоенного разряда (отмеченная звездочкой), например 2р*, составлена из пар плоскопараллельных начально поляризованных пьезоконденсаторов П*, обращенных друг к другу в каждой паре своими векторами начальной поляризации противоположно. При помощи своих тыльных электродов Э1, Э2, Э3 ... ЭN, ЭN+1* и общих заземляющих электродов Эо пары пьезоконденсаторов первых половин N сдвоенных младших разрядов и второй половины (N+1)-го сдвоенного старшего знакового разряда поразрядно параллельно соединены между собой, а также с разрядными кодовыми шинами неинвертирующего входа первого сигнала управления G1, G2, G3 . . . GN, GN+1* и общей заземленной входной шиной 0. При помощи тыльных электродов Э1*, Э2*, Э3*, ... ЭN*, ЭN+1 и общий заземляемых электродов Эо пары пьезоконденсаторов вторых половин N сдвоенных младших разрядов и первой половины (N+1)-го сдвоенного старшего знакового разряда поразрядного параллельно соединены между собой, а также с разрядными кодовыми шинами инвертирующего входа второго сигнала управления G1*, G2*, G3* ... GN*, GN+1 и общей заземленной входной шиной 0.

Цифровой пьезопривод работает следующим образом.

Два знакопеременных сигнала управления, указанные своими входами Х, Х*, кодированы в дополнительном параллельном двоичном цифровом коде.

Источником знакопеременных сигналов Х, Х* является внешний источник типа цифровых вычислительных устройств, работающих с одинаковыми двоичными уровнями постоянного напряжения управления при кодировании их в дополнительном параллельном двоичном цифровом коде.

При этом внешний источник типа указанного цифрового вычислительного устройства непосредственно подключен ко входам Х, Х* описываемого устройства.

При положительных значениях сигналов Х, Х* на старшине знаковые разрядные кодовые шины (GN+1* и GN+1) действует по нулевому уровню постоянного напряжения относительно общей заземленной входной шины 0 на остальных N младших разрядных кодовых шинах каждого входа сигнала (соответственно G1, G2, G3 ... GN и G1*, G2*, G3* ... GN*) также относительно общей шины 0 действует по отдельной комбинации одинаковых уровней постоянного напряжения, представляющей каждая модуль значения своего сигнала управления в двоичном цифровом коде, при отрицательных значениях сигналов Х, Х* на старшие знаковые разрядные кодовые шины (GN+1 и GN+1*) действует относительно общей заземленной шины 0 по возбуждающему уровню постоянного напряжения, в то время, как на N младших разрядных кодовых шинах каждого входа сигнала действует относительно общей заземленной шины 0 по двоичной кодовой комбинации уровней постоянного возбуждающего напряжения, представляющей каждая дополнение модуля отрицательного сигнала до значения максимального модуля (N+1)-го старшего двоичного разряда.

Значение (N+1) старшего знакового двоичного разряда числа в дополнительном двоичном коде в зависимости от знака числа равно -2N и 0.

Вследствие независимости сигналов управления, поступающих на входы Х, Х* кодовые комбинации уровней возбуждающего напряжения на этих входах Х, Х* также независимы.

Возможны поэтому следующие случаи сигналов Х, Х* в зависимости от их величин: Х > 0, Х* > 0 ... (1); Х < 0, Х* < 0 ... (2); Х < 0, Х* > 0 ... (3); Х > 0, Х* < 0 ... (4).

Каждая разрядная единица сигналов Х, Х* связана с уровнем постоянного напряжения на соответствующей разрядной кодовой шине, отрабатывается цифровым пьезоприводом или вверх (положительно) или вниз (отрицательно) в зависимости от того, с какой половиной сдвоенного разряда связана данная разрядная кодовая шина. Отработка первой половины сдвоенного разряда осуществляется вверх, второй половины - вниз.

Различная отработка двух половин сдвоенного разряда происходит из-за того, что направления электрического поля возбуждения в них относительно начальной поляризации пьезоэлементов различны в этих половинах. Для примера в сдвоенном разряде 2р, 2р* направление электрического поля возбуждения половины 2р между шинами G2 и 0 направлено навстречу векторам начальной поляризации, а направление электрического поля возбуждения половины 2р* между шинами G2* и 0 направлено противоположно векторам начальной поляризации. Поэтому и перемещения при возбуждении будут противоположными. Следует отметить, что в предлагаемом устройстве возбуждение одной половины сдвоенного разряда не зависит от возбуждения другой его половины.

Нулевые уровни напряжения на разрядных кодовых шинах относительно общей заземленной шины 0 снимают электрические поля возбуждения в соответствующих половинах сдвоенных разрядов. Например, нулевой уровень напряжения на разрядной кодовой шине GN+1* относительно общей заземленной шины 0 снимает электрическое поле возбуждения на связанной с ней второй половине (N+1) р* сдвоенного разряда. При работе все половины со снятыми возбуждениями устанавливаются в свои начальные нулевые рабочие положения.

Таким образом, обеспечивается рабочее перемещение всех сдвоенных разрядов в обе стороны относительно начального положения многоразрядного цифрового пьезопривода, что является отличием от прототипа.

При работе пьезопривода заземленные электроды Эо пар пьезоконденсаторов осуществляют электростатическое экранирование пограничных сдвоенных разрядов, что исключает их электрические взаимовлияния при невозбужденных и возбужденных их состояниях. Это повышает электрическую прочность многоразрядного цифрового пьезопривода по сравнению с прототипом.

Стяжка сдвоенных разрядов посредством шпильки 2 наряду со склейкой всех пьезоэлектрических конденсаторов в одну сторону повышает механическую прочность многоразрядного цифрового пьезопривода по сравнению с прототипом. Кроме того, регулировка стяжки двумя гайками 3, 5 на концах шпильки, пропущенной через отверстия пьезоконденсаторов, обеспечивает оптимальное начальное сжатие самих пьезоконденсаторов для симметрирования петли гистерезиса, что повышает точность отработки знакопеременных перемещений.

Следует отметить в этой связи, что несимметричность петли гистерезиса пьезоэффекта является следствием анизотропии пьезоэлектрического материала из-за начальной диэлектрической поляризации его в технологическом процессе. Оптимальное усилие начального сжатия компенсирует анизотропию и симметрирует петлю гистерезиса пьезоэффекта, что и повышает точность.

Дискретные рабочие вклады половин сдвоенных разрядов как 2n-1 (n - номер сдвоенного разряда) определяют результирующую отработку цифрового пьезопривода как механическую суперпозицию поразрядных составляющих выходных сигналов. Рассмотрим частые случаи (1) - (4). В случае (1) знакопеременные сигналы равные, например Х = 00, ... 101 и Х* = 00...011, возбуждают уровнями постоянного напряжения на кодовых шинах G1, G3(x) и кодовых шинах G1*, G3* (Х*) соответствующие связанные с ними половины сдвоенных разрядов: 1Р, 3Р и 1Р*, 2Р*, при этом результирующая отработка сигналов Х, Х* определяется суперпозицией дискретных перемещений возбужденных половин сдвоенных разрядов 1Р + 3Р + 1P* + 2P* = 3P + 2P* = = 22 - 2 = 2, т.е. разностью Х - Х*: 00...101 - 00 ... 011 = 5 - 3 = 2. В случае (2) знакопеременные сигналы Х, Х* равные, например, ) возбуждают уровнями постоянного напряжения на кодовых шинах G1, G2, G4 ... GN, GN+1* (X) и шинах G1*, G3*, G4* ... GN*, GN+1 (X*) соответствующие связанные с ними половины сдвоенных разрядов: 1Р, 2Р, 4Р...Nр, (N + 1)P* и 1Р*, 3Р*, 4Р* ... Nр*, (N+1)P, при этом результирующая отработка сигналов Х, Х* определяется как суперпозиция возбужденных половин сдвоенных разрядов: 1Р + 2Р + 4Р + ... +Np + (N+1)P* + + 1P* + 3P* + 4P* + ... NP* + (N + 1)P = = 2P + 3P* = 2 - 22 = - 2, т.е. разностью сигналов Х - Х*: - 00 ... 0101 - (- 00 ... 0011) = - 5 + 3 = -2.

В случае (3) знакопеременные сигналы Х, Х* равные, например, Х = T1 ... 1011 (-00. ..0101) и Х* = 00 ... 0011 возбуждают уровнями постоянного напряжения на кодовых шинах G1, G2, G4 ... GN, GN+1* (X) и кодовых шинах G1*, G2* (Х*) соответствующие связанные с ними половины сдвоенных разрядов: 1Р, 2Р, 4Р, . .., Np, (N+1)Р* и 1Р*, 2Р*, при этом результирующая суперпозиция выходов этих половин равна 1Р + 2P + 4P + ... + Np + (N+1) P* + + 1P* + 2P*= 4P + . . . + NP + (N+1) P*= = 23 + ... + 2N-1 - 2N = = = 2N - 23 - 2N = - 8, т.е. разностью сигналов Х -Х*: -00 ... 0101-00 ... 011 = -5-3 = -8. В случае (4) знакопеременные сигналы Х, Х* равные, например, возбуждают уровнями постоянного напряжения на кодовых шинах G1, G2, G3 (X) и кодовых шинах G1*, G3*, G4* ... GN*, GN+1 (X*) соответствующие связанные с ними половины сдвоенных разрядов: 1Р, 2Р, 3Р и 1Р*, 3Р*, 4Р*, ... NP*, (N+1)P, при этом результирующая обработка сигналов Х, Х* определяется суперпозицией половин сдвоенных разрядов: 1Р + 2P + 3P + 1P* + 3P* + 4P* + + ... + NP* + (N+1)P = 2P + 4P* + + ... + NP* + (N+1) P = 2 - 23 - ... - 2N-1 + + 2N = = 2+ +2N= 2 - - 2N + 23 + 2N = 2 + 23 = 10, т.е. разностью сигналов Х -Х*: 00 ... 0111 + 00 ... 0011 = 7+3 = 10.

Таким образом, в цифровом пьезоприводе обеспечивается как неинвертирующая, так и инвертирующая отработка двух независимых знакопеременных сигналов управления, определенных в дополнительном двоичном цифровом коде, что расширяет функциональные возможности предлагаемого устройства.

Формула изобретения

МНОГОРАЗРЯДНЫЙ ЦИФРОВОЙ ПЬЕЗОПРИВОД, выполненный в виде набора одинаковых плоскопараллельных начально поляризованных конденсаторов, расположенных один над другим, и содержащий в каждом n-м разряде, где N=1,2,...N, по 2n-1 пар пьезоэлектрических конденсаторов, подключенных к шинам подачи управляющего сигнала, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения электрической прочности, в него введен (N+1)-й старший знаковый разряд и каждый разряд, включая знаковый, содержит 2n-1 дополнительных пар одинаковых плоскопараллельных начально поляризованных пьезоэлектрических конденсаторов, при этом в основных парах каждого разряда пьезоэлектрические конденсаторы имеют встречное направление векторов начальной поляризации, а в дополнительных парах - противоположное, внутренние электроды основных пар пьезоэлектрических конденсаторов поразрядно параллельно подключены к соответствующим n-м разрядным кодовым шинам подачи инвертирующего сигнала управления, а внутренние электроды дополнительных пар пьезоэлектрических конденсаторов поразрядно подключены к соответствующим n-м разрядным кодовым шинам подачи неинвертирующего сигнала управления, внутренние электроды дополнительных пар пьезоэлектрических конденсаторов (N+1)-го старшего знакового разряда подключены к (N+1)-й старшей знаковой разрядной шине подачи инвертирующего сигнала управления, а внутренние электроды основных пар пьезоэлектрических конденсаторов (N+1)-го старшего знакового разряда подключены к (N+1)-й старшей знаковой разрядной шине подачи неинвертирующего сигнала управления, причем внешние электроды всех пар пьезоэлектрических конденсаторов соединены между собой и подключены к заземленной шине.

РИСУНКИ

Рисунок 1