Дистиллятное топливо

Реферат

 

Использование: в нефтехимии, в частности в топливных композициях. Сущность изобретения: дистиллатное топливо на основе нефтяных фракций, выкипающих в интервале 120-500°С содержит 0,005-0,5 мас.% смеси присадок, улучшающих текучесть и фильтруемость топлива. Смесь состоит из 25-95 мас.% маслорастворимого азотсодержащего соединения (соль продукта реакции алифатической C4-дикарбоновой дикарбоновой или фталевой кислоты, или их ангидридов со вторичным амином, имеющим две С1424- группы группы, ингибирующего рост кристаллов парафина (С30300) и 5-75 мас.% этиленвинилацетатного сополимера, с содержанием винилацетата 13,5-36 мас.%, сред.мол.м 1000-6250 и степенью разветвления молекулярной цепи в пределах 210 алкилметильных групп на 100 метиленовых групп, определенных с помощью спектра ядерного магнитного резонанса. 2 табл., 14 ил.

Изобретение относится к использованию некоторых смесей присадок, улучшающих характеристики текучести и фильтруемости дистиллятных нефтетоплив при низких температурах, к нефтетопливам, содержащим эти смеси, и к концентратам присадок, предназначенных для ввода в нефтетопливо.

В частности, изобретение относится к системе присадок, состоящей из ингибитора роста кристаллов парафина, представляющего собой азотсодержащее соединение, и определенной категории сополимера этилена-винилацетата.

В опубликованной литературе описаны различные присадки, улучшающие характеристики текучести средних дистиллятных нефтетоплив. Комбинации присадок, которые выполняют функцию как инициаторов кристаллизации парафина, и/или стимуляторов роста кристаллов парафина, так и ингибиторов роста кристаллов парафина, уже хорошо известны и описаны, например, в патенте США N 3961916, опубл. 1976 г Ilnyckyj и др. в этом патенте описывается комбинация присадки, включающей этилен, сополимеризованный со сложными алкиловыми эфирами моно- или дикарбоновой кислоты с ненасыщенными этиленовыми связями, или со сложным виниловым эфиром насыщенной жирной кислоты, содержащей 1-17 атомов углерода.

Системы присадок, включающие азотсодержащие амидные или аминовые соли, используемые в изобретении, описываются в патенте США N 4211534, опублик. 1980 (Feldman); в этом патенте описывается трехкомпонентная повышающая текучесть присадка, состоящая из этиленового полимера или сополимера, второго полимера, растворимого в нефтетопливе сложного эфира и/или олефинового полимера (С3) и высшего олефинового полимера, и азотсодержащего соединения в качестве третьего компонента. Эта трехкомпонентная система имеет преимущества перед комбинациями, состоящими из любых двух компонентов присадки, повышающими характеристики текучести дистиллятных нефтетоплив при низкой температуре.

В патенте США N 3982909, опублик. 1976, (Hollyday), описывается система присадки, включающая амидные, диамидные и аммонивые соли в отдельности или в комбинации с некоторыми углеводородами, такими как микрокристаллические парафины или петролатумы и/или полимеры с основной этиленовой цепью, служащие для понижения температуры застывания, причем такая комбинация обеспечивает повышение текучести средних дистиллятных нефтетоплив.

Растворимая в нефтетопливе азотосодержaщая янтарная кислота или ее производные описаны в патенте США N 4147520, опублик. 1975 (Hnyckyj). В этом патенте описаны указанные материалы в сочетании с этиленвинилацетатным сополимером, являющимся инициатором кристаллизации парафина.

Изобретение основано на том открытии, что двухкомпонентная система присадки, состоящая в основном из аминовой соли, представляющей собой алкиламмониевое или амидное соединение с содержанием от 30 до 200, предпочтительно от 50 до 150 атомов углерода, которое является производным некоторых карбоновых кислот или ангидридов, в сочетании с определенным этиленвинилацетатным сополимером, проявляет чрезвычайно высокую эффективность действия при относительно слабой обработке, повышая характеристики текучести и фильтруемости дистиллятных средних нефтетоплив при температуре ниже их точек помутнения.

Согласно изобретению были найдены улучшенные содержащие парафин композиции нефтяных топлив, состоящие из содержащего парафин среднего дистиллятного нефтетоплива, выкипающего в пределах примерно 120-500оС, обладающие улучшенными низкотемпературными свойствами за счет введения в них 0,005-0,5 мас. предпочтительно 0,005-0,25 мас. присадки, улучшающей характеристики текучести и фильтруемости, состоящей из: (а) 25-95 мас. предпочтительно 50-90 мас. (в расчете от общего массового количества присадки, повышающей текучесть) растворимого в нефтетопливе азотистого соединения с содержанием 30-300 атомов углерода, являющегося ингибитором роста кристаллов парафина, имеющего по крайней мере одну прямую алкильную цепь, включающую 8-40 атомов углерода, выбранного из числа алкиламмониевых солей и/или амидов ароматических или циклоалифатических поликарбоновых кислот или их ангидридов, либо из числа амидов/аминовых солей неполных сложных эфиров многоатомных спиртов, например, сложных моноэфиров указанных поликарбоновых кислот, таких как дикарбоновая кислота; и (б) 75-5 мас. предпочтительно 50-10 мас. этиленвинилацетатного сополимера, имеющего содержание винилацетата примерно 10-40 мас. предпочтительно 10-35 мас. и среднечисловой молекулярный вес (Mn) примерно 1000-30000, например 1500-7000, предпочтительно 1500-5500, со степенью разветвления молекулярной цепи примерно 1-20, предпочтительно 2-12 метильных групп на 100 метиленовых групп, иных чем ацетатные группы, при анализе с помощью спектра ядерного магнитного резонанса (1Н ЯМР).

Соответствующая изобретению система присадки, повышающей текучесть, находит полезное применение для широкого класса дистиллятных топлив с температурами кипения в пределах примерно 120-500оС (согласно методике АСТМ D 1160), предпочтительно для дистиллятных топлив с температурами кипения в пределах примерно 150-400оС. Изобретение особенно применимо для топлив, имеющих относительно высокую конечную точку кипения, FBP, а именно выше 360оС.

Использование этих топлив недавно стало более распространенным и наблюдается тенденция к использованию топлив, содержaщих более длинную н-парафиновую цепь и имеющих обычно более высокие точки помутнения. Эти топлива труднее подвергаются эффективной обработке обычными присадками, повышающими текучесть. Наиболее известными нефтяными дистиллятными топливами являются керосин, топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо и топливо коммунально-бытового назначения. Низкотемпературные свойства обычно представляют важность для дизельных топлив и топлив коммунально-бытового назначения.

Хотя при обработке топлива присадка может использоваться в количестве более 0,25 мас. например, вплоть до примерно 0,5 мас. прекрасные результаты обычно получаются при обработке с использованием присадки в пределах от 0,005 до 0,25 мас. и предпочтительно в пределах примерно от 0,005 до 0,05 мас. в расчете от весового количества дистиллятного топлива.

Азотосодержащие ингибиторы роста кристаллов парафина, используемые в изобретении, обычно представляют собой соединения с общим содержанием атомов углерода от 30 до 300, предпочтительно от 50 до 150 и эти соединения являются растворимыми в нефти аминовыми солями и амидами, образующимися в результате химического взаимодействия не менее, чем 1-молярной части амина, содержащего гидрокарбильный заместитель, с 1-молярной частью ароматической или циклоалифатической поликарбоновой кислоты, например кислоты, содержащей 2-4 карбоксильных групп, предпочтительно дикарбоновой кислоты, или ее ангидрида, либо неполного сложного эфира дикарбоновой кислоты, например сложного моноэфира дикарбоновой кислоты.

Амины могут быть первичными, вторичными, третичными или четвертичными, но предпочтительно вторичными. Третичные и четвертичные амины могут образовывать лишь аминовые соли. Примерами аминов являются тетрадециламин, кокоамин, гидрированный амин говяжьего жира и так далее. Примерами вторичных аминов являются кокометиламин, диоктадециламин, метилбензениламин и так далее. Могут использоваться также смеси аминов и в числе таких смесей могут быть амины, полученные из природных материалов. Предпочтительным амином является вторичный гидрированный амин говяжьего жира формулы HNR1R2, где R1 и R2 представляют собой алкильные группы, полученные из говяжьего жира с содержанием примерно 4% С14, 31% С16, 59% С18.

Примерами используемых для данной цели карбоновых кислот (и их ангидридов) являются циклогександикарбоновая кислота, циклогексендикарбоновая кислота, циклопентадикарбоновая кислота, нафталиндикарбоновая кислота и так далее. Обычно эти кислоты содержат примерно 5-13 атомов углерода в циклической группе. Предпочтительными кислотами согласно изобретению являются бензолдикарбоновые кислоты, такие как фталевая кислота, терефталевая кислота и изофталевая кислота. Изофталевая кислота или ее ангидрид являются особенно предпочтительными.

Желательно, чтобы азотсодержащее соединение включало по меньшей мере одну прямую алкильную цепь, идущую от соединения, содержащего 8-40 атомов углерода, предпочтительно 14-24 атома углерода. Такое азотсодержащее соединение содержит предпочтительно не менее трех алкильных цепей, каждая из которых включает от 8 до 40 атомов углерода, и предпочтительно не менее двух таких цепей являются нормальными углеродными цепями. Кроме того, необходимо, чтобы в молекуле присутствовала по меньшей мере одна аммониевая соль, аминовая соль или амидная связь. Наиболее предпочтительным аминовым соединением является амидоаминовая соль, образующаяся в результате химического взаимодействия 1 молярной части фталевого ангидрида с 2 молярными частями дигидрированного амина говяжьего жира. Другим предпочтительным соединением является диамин, образующийся в результате дегидратирования этой амидоаминовой соли.

Пригодными для данного использования соединениями являются также амиды или аминовые соли сложных моноэфиров указанных дикарбоновых кислот, в которых алкильная цепь сложного эфира содержит примерно 8-40 атомов углерода. Могут использоваться также моноэфиры с более низким содержанием атомов углерода в алкильной цепи, при условии, что азотсодержащее соединение является растворимым в нефтетопливе веществом и содержит примерно от 30 до 300, и предпочтительно от 50 до 150 атомов углерода. Примером предпочтительного соединения данной группы является октадециловый сложный эфир аминовой соли фталевого ангидрида.

Согласно изобретению, как тип азотсодержащего соединения, так и тип этиленового-винилацетатного сополимера, имеют очень важное значение для получения эффективно действующей двухкомпонентной системы, являющейся непревзойденной присадкой, улучшающей характеристики текучести. Так, например, было установлено, что система присадки, улучшающей характеристики текучести, соответствующая настоящему изобретению, является чрезвычайно эффективной по сравнению с трехкомпонентными системами, описанными, например, в патенте США N 4211534, которые при обработке топлив используются в относительно больших концентрациях.

При разработке изобретения было установлено, что в случае многих топлив использование в присадке к этим топливам третьего компонента, влекущего за собой дополнительные денежные расходы, необязательно.

Можно утверждать, что азотосодержащие соединения, соответствующие изобретению, являются чрезвычайно эффективными в отношении ингибирования роста кристаллов парафина. Обычно по мере того как дистиллятное топливо охлаждается, кристаллизуются алканы с нормальной углеродной цепью, содержащие примерно 14-32 атомов углерода, причем в первую очередь кристаллизуются алканы с более длинной молекулярной цепью, обычно содержащей максимум примерно 20-22 атома углерода. Как было обнаружено, аз- отосодержащие соединения являются чрезвычайно эффективными в отношении регулирования роста общей массы алкановых парафинов, но они являются малоэффективными в отношении регулирования начальной стадии осаждения парафина.

Хотя оптимальные характеристики полимера будут различными для различных топлив, желательно, чтобы этиленовый-винилацетатный сополимер содержал 10-40 мас. еще более желательно 10-35 мас. и самое желательное 10-20 мас. винилацетата; чтобы он имел среднечисловой молекулярный вес (Мn), измеренный методом осмометрии в паровой фазе, в пределах примерно от 1000 до 30000, предпочтительно 1500 до 7000, наиболее предпочтительно от 1500 до 5500, и самое предпочтительное от 2500 до 5500; и чтобы он имел степень разветвления молекулярной цепи в пределах от 1 до 20, и предпочтительно от 2 до 12.

Степень разветвления представляет собой число метильных групп (иных чем группы от винилацетата), в молекуле полимера, на 100 метиленовых групп, при определении их по спектру протонно-ядерного магнитного резонанса, с использованием, например, спектрометра Первин-Эльмера R-34, и с использованием 20% -ного (вес/вес) раствора ортодихлорбензола при 100оС; действие спектрометра осуществляется при 220 Мгц в режиме незатухающей волны.

Хотя степень разветвления полимерной цепи может изменяться в указанных пределах, было установлено, что наиболее важной характеристикой сополимера является содержание в нем винилацетата. Было обнаружено, что использование этиленовых-винилацетатных сополимеров различной степени растворимости, которая обусловлена структурой полимера, особенно с содержанием винилацетата вне указанного предела, может привести в результате к тому, что топливо будет иметь нежелательные характеристики текучести и фильтруемости.

Авторами изобретения было обнаружено также, что взаимосвязанные пропорции азотосодержащего соединения и этиленового-винилацетатного сополимера, имеют очень важное значение для достижения улучшенных характеристик текучести и фильтруемости. Было определено, что должно использоваться (в расчете от общего массового количества присадки в топливе) не менее 25% предпочтительно не менее 50 мас. азотосодержащего соединения, причем наиболее желательно 25-90 мас. предпочтительно 50-95 мас. и более предпочтительно 60-90 мас. и особенно предпочтительно 60-80 мас. и остальная часть баланса (от 100%) должна приходиться на этиленовый/винилацетатный сополимер.

Системы присадок, соответствующие изобретению, обычно используются в виде концентратов смеси азотосодержащего соединения и этилен-винилацетатного сополимера в нефтетопливе (или масле) или каком-либо другом подходящем инертном растворителе для ввода в общую массу дистиллятного топлива. Эти концентраты при желании могут содержать и другие присадки. Концентраты, содержащие 3-90 мас. предпочтительно 3-60 мас. и наиболее предпочтительно 10-50 мас. присадки в нефтетопливе (масле) или другом растворителе, также охватываются сферой действия настоящего изобретения.

Изобретение далее иллюстрируется на примерах, которые не следует, однако, рассматривать как ограничение сферы действия изобретения. В этих примерах все части являются весовыми, за исключением случаев, где оговаривается особо.

В нижеследующих примерах оценку характеристик топлива осуществляли путем испытания дистиллята на текучесть (Испытание ДОТ); это испытание осуществлялось при медленном охлаждении топлива и показало довольно высокую точность по сравнению с испытанием во внелабораторных условиях.

Испытание ДОТ.

Испытание дистиллята на повышенную текучесть осуществляется с медленным охлаждением с тем, чтобы установить взаимосвязь с перекачкой печного топлива из хранилища. Низкотемпературные характеристики текучести описанных топлив, содержащих присадки, определяются путем испытания с медленным охлаждением потока следующим образом.

Топливо в количестве 300 мл охлаждают с линейной скоростью 1оC/ч до заданной температуры испытания и затем эту температуру держат постоянной. По прошествии 2 ч выдержки заданной температуры испытания поверхностный слой удаляют путем отсасывания с тем, чтобы не допустить влияние на ход испытания чрезмерно больших кристаллов парафина, которые имеют тенденцию образовываться на границе раздела нефтепродукт/воздух в процессе охлаждения. Парафин, который осаждается в бутыли, диспергируется при слабом перемешивании, и затем вводится система фильтра CF PP, как описано ниже. Создается вакуум 300 мм вод. ст. и через этот фильтр пропускают 200 мл топлива, которое собирается в градуированном приемнике. Регистрируется либо показатель "ПРОХОЖДЕНИЕ", если 200 мл этого топлива проходит через фильтр с заданным размером отверстий в течение 60 с и собирается в приемнике, либо показатель "НЕПРОХОЖДЕНИЕ", если фильтр становится забитым и скорость потока топлива слишком маленькая.

Используются системы фильтрующих сеток с размерами отверстий 20, 30, 40, 60, 80, 100, 120, 150, 200, 250, 350 меш (соответственно 0,84; 0,59; 0,42; 0,25; 0,177; 0,149; 0,125; 0,105; 0,074; 0,06; 0,04 мм), с целью определения минимального размера отверстия, через которое будет проходить содержащее парафин топливо.

Чем меньше размер кристаллов парафина и следовательно размер отверстия сетки фильтра, тем выше эффективность действия присадки, повышающей текучесть топлива. Следует отметить, что никакие два топлива не дадут абсолютно одинаковых результатов испытания при обработке одинаковым количеством одинаковой присадки, повышающей текучесть и следовательно, фактические пределы показателей обработки присадками будут несколько различаться от топлива к топливу.

"Азотистое соединение А" Амид(диалкиламмониевая соль), являющаяся продуктом реакции одного моля фталевого ангидрида с двумя молями вторичного ди (гидрированного) амина говяжьего жира.

"Полимер EVA 1".

Данный полимер представляет собой этиленовый-винилацетатный сополимер со среднечисловым молекулярным весом "М 3400" V.P.O.", с содержанием винилацетата 17 мас. и со степенью разветвления 8,0, то есть 8 оканчивающихся метилом алкильных боковых цепей, иных чем винилацетат, на 100 метиленовых групп.

Характеристики топлив, использующихся в следующих примерах приведены в табл. 1.

П р и м е р 1. Топливо 1 анализируют при осуществлении испытания ДОТ с использованием улучшающей текучесть присадки, состоящей из 75 мас. азотистого соединения А и 25 мас. полимера EVA 1. Результаты, полученные при -12оС, приводятся ниже: COLUMNS(2), DIMENSION(IN), HGUTTER(.056), VGUTTER(.056), KEEP(OFF) CENTER, CENTER Концентрация присадки в топливе 100 ч/млн 150 ч/млн 200 ч/млн, Минимальный размер отверстия сетки фильтра, через которое прошло топливо 80 меш (0,177 мм) 350 меш (0,04 мм) 350 меш (0,04 мм) П р и м е р 2. Данный пример осуществляется таким же образом, как и пример 1, но с использованием топлива 2: получаются следующие результаты: COLUMNS(2), DIMENSION(IN), HGUTTER(.056), VGUTTER(.056), KEEP(OFF) CENTER, CENTER Концентрация присадки в топливе 50 ч/млн 150 ч/млн 200 ч/млн, Минимальный размер отверстия, через которое прошло топливо 40 меш (0,42 мм) 200 меш (0,074 мм) 250 меш (0,06 мм) П р и м е р 3 (сопоставительный). С целью сопоставления проводят испытание таким же образом, как и в примере 1, с использованием обычной улучшающей текучесть присадки, описанной в примере 1, включающей полимер 1, описанный в патенте США N 4211534. Эта присадка, улучшающая текучесть, представляет собой полимерную смесь, включающую примерно 75 мас. ингибитора роста кристаллов парафина и примерно 25 мас. инициатора зарождения кристаллов, причем оба соединения являются этиленвинилацетатным полимером, далее называемым полимером 15. Данные приведены ниже.

COLUMNS(3), DIMENSION(IN), HGUTTER(.056), VGUTTER(.056), KEEP(OFF) CENTER, CENTER, CENTER Масса частей присадки, Минимальный размер отверстия сетки фильтра, через которое прошло топливо, + 100 150 200, Топливо 1 40 (0,42 мм) 100 меш (0,149 мм) 120 меш (0,125 мм), Топливо 2 30 мм (0,59 мм) 40 (0,42 мм) 80 (0,177 мм) П р и м е р 4. (а) Осуществляют испытание таким же образом, как описано в примере 2 с топливом 2 и с использованием улучшающей текучесть присадки, состоящей из 100 мас.ч. азотистого соединения А и 25 мас.ч. полимера EVA 1. В топливо вводится 125 ч/млн данной присадки и минимальный размер отверстия сетки фильтра, через которое проходит топливо, составляет 200 меш (0,074 мм).

(б) Осуществляют испытание таким же образом, как описано в примере 4 (а), с тем исключением, что в композицию, описанную в примере 4 (а) вводят 25 ч этилен-винилацетатного сополимера с Мn=2000, содеращего 36% винилацетата, в результате чего получается трехкомпонентная система присадки. Минимальный размер отверстия сетки фильтра, через которое прошло топливо, составляет 120 меш (0,125 мм). Это говорит об отрицательном эффекте введения указанных компонентов в двухкомпонентную систему, соответствующую изобретению.

П р и м е р 5. Осуществляют испытание DОТ таким же образом, как описано в примере 1, с использованием топлива 3. Во всех случаях испытания температура составляет -12оС и используется повышающая текучесть присадка, состоящая из 75 ч. /млн азотистого соединения А, описанного в примере 1, и 25 ч./млн различных этилен-винилацетатных сополимеров (EVA), приведенных в следующей табл. 2. Результаты приведены в табл. 2. Цель испытания, описанного в данном примере, состоит в том, чтобы продемонстрировать важность определенной категории этиленовых-винилацетатных сополимеров.

П р и м е р 6. Сопоставляют полезные эффекты присадочной смеси, содержащей 3 мас.ч. азотистого соединения А и 1 мас.ч. полимера EVA 1 при различных концентрациях присадки, со следующими соединениями: (i) Полимер 15 В (ii) Полимер EVA 1 как таковой С (iii) Полимер EVA 8 из табл. 1 D Результаты испытания DОТ, проводимого на топливе 1 при -12оС, показаны на фиг. 1. На этой фиг. 1 композиция, соответствующая изобретению, представлена кривой А, кривые, имеющие другие обозначения, соответствуют табл. 2.

П р и м е р ы 7 и 8. Осуществляют сопоставительное испытание таким же образом, как в примере 6 на топливах 2 и 3; результаты испытания приведены соответственно на фиг. 2 и 3.

П р и м е р 9. Приготавливают смеси различных пропорций азотистого соединения А и полимера EVA 1 и проводят испытание их на топливе 1 (испытание DОТ) при -12оС с введением в топливо присадок в количестве 200 ч./млн и 125 ч. /млн. Результаты сопоставляются с данными, полученными для аналогичной присадочной смеси, но содержащей полимер EVA 8 из табл. 2. Результаты представлены на фиг. 4, причем верхняя кривая на фиг. 4 соответствует введению присадки в топливо в количестве 200 ч./млн, а нижняя введению присадки в количестве 125 ч. /млн. На каждом графике кривая Е соответствует композиции присадки, охватываемой настоящим изобретением, а кривая F соответствует композиции, содержащей полимер EVA 8 (из табл. 2) вместо полимера EVA 1.

П р и м е р ы 10 и 11. Испытание осуществляют таким же образом, как и в примере 9, на топливах 2 и 3. Полученные результаты представлены соответственно на фиг. 5 и 6.

В следующих примерах определяют реакцию нефтетоплива на вводимые присадки путем испытания на забивание фильтра при низких температурах (С F РРТ), которое осуществляется таким же образом, как подробно описано в публикации "Journal of the Institute of Petroleum", том. 52, N 510, 1966, стр. 173-185. Целью испытания является установление взаимосвязи текучести при низкой температуре среднего дистиллятного топлива в европейских автоматических дизелях.

Пробу каждого нефтетоплива в количестве 40 мл охлаждают в бане, поддерживаемой при температуре примерно -34оС для нелинейного охлаждения этой пробы со скоростью 1оС/мин. Периодически (при каждом перепаде температуры в 1оС, начиная от температуры по меньшей мере на 2оС выше точки помутнения) охлажденное нефтетопливо испытывают на способность его протекать через сетку с мелкими отверстиями в предварительно заданный период. Для этого используется испытательное устройство, представляющее собой пипетку, к нижнему концу которой подсоединена перевернутая воронка, которая устанавливается ниже поверхности нефтетоплива, подвергаемого испытанию. На всю поверхность входного отверстия воронки натянута сетка размером отверстий 350 меш (0,04 мм), диаметр которой составляет 12 мм. В каждом пеиродическом испытании сначала создается вакуум в верхнем конце пипетки, в результате чего нефтетопливо проходит через сетку вверх, попадая в пипетку до отметки, показывающей 20 мл топлива. После каждого последующего прохождения нефтетопливо тотчас же возвращается в трубку CFPP. Испытание повторяют при каждом перепаде температуры 1оС до тех пор, пока топливо не сможет заполнить пипетку в течение 60 с. Эта температура будет фиксироваться как температура CFPP. Разница между температурой CFPP топлива, не содержащего присадку, и того же самого топлива, содержащего присадку, фиксируется как понижение температуры начала текучести за счет присадки. Более эффективная повышающая текучесть присадка дает большее снижение температуры CFPP при одинаковой концентрации этой присадки.

Пр и м е р 12. Определяются характеристики CFPP топлива 1, содержащего указанные ниже присадки в различных концентрациях. Результаты представлены в виде кривых на фиг. 7.

COLUMNS(2), DIMENSION(IN), HGUTTER(.056), VGUTTER(.056), KEEP(OFF) CENTER, CENTER Присадка (i) Азотистое соединение А (ii) Полимер EVA 8 из табл. 2 (iii) Полимер EVA I (iv) Полимер 15 (V) 3 части азотистого соединения А и 1 часть полимера EVA I, Кривая G H I J K П р и м е р ы 13 и 14. Испытание проводят таким же образом, как и в примере 12, на топливах 2 и 3. Результаты представлены на фиг. 8 и 9 соответственно.

П р и м е р 15. Определяют характеристики CFPP топлива 1, содержащего соответственно 50 ч./млн и 100 ч./млн смесей азотистого соединения А с полимером EVA I, взятых в различных пропорциях, результаты представлены на фиг. 10.

П р и м е р 16. Испытание осуществляют таким же образом, как и в примере 15, на топливах 2 и 3; результаты испытания представлены соответственно на фиг. 11 и 12.

П р и м е р 17. Другие комбинации присадки, соответствующей изобретению, испытывают на топливах 4 и 5, которые имеют характеристики, приведенные в табл. 3.

Характеристики присадок определяются в испытании, разработанном для анализа низкотемпературных свойств дизельных топлив; в этом испытании проба топлива доводится до заданной температуры испытания путем охлаждения ее со скоростью 2оС/ч и оценивается ее фильтруемость при данной температуре путем определения, проходит ли топливо через сетку размером отверстия 350 меш (0,04 мм) в условиях вакуума 6 дюймов рт.ст. (152 мм рт.ст.) в пределах 60 с. Если да, то топливо рассматривается как прошедшее фильтр.

Этиленовые-винилацетатные сополимеры, используемые в данном примере, имеют характеристики, приведенные в табл. 4.

Смеси азотистого соединения А с различными количествами этиленвинилацетатных сополимеров 9-14 испытывают на топливах 4 и 5: Количество присадки, необходимое для прохождения топлива через фильтрующую сетку в данном испытании, фиксировано на рисунках 13 и 14 соответственно. Меньшее количество присадки показывает лучший эффект действия этой присадки.

Номер каждой кривой относится к номеру, присвоенному этилен-винилацетатному сополимеру, как указано в табл. 4. В следующих двух примерах используется топливо 7, имеющее следующие характеристики: Точка помутнения, оС -2 Точка появления парафина, оС -6 Дистилляция (АСТМ D-86), оС Точка начала кипения 164 20% 212 50% 262 90% 333 Точка конца кипения 370 Ароматика (% об/об) 28 П р и м е р 18. Два резервуара емкостью по 3 м3 с топливом 7 охлаждают в атмосферных услових до -14оС и после выдержки при охлаждении пробу этого топлива в количестве 300 мл испытывают на характеристики текучести при низкой температуре как и в испытании DОТ. Резервуары с топливом затем медленно нагревают до температуры выше точки появления парафина топлива, после чего их снова охлаждaют cо скоростью 0,5оС/ч до температуры -14оС. Затем топливо отсасывается из резервуаров и проходит через систему фильтрующих сеток для определения минимального размера отверстия, через которое может проходить парафинистое топливо.

Топливо, находящееся в одном резервуаре, содержащее 135 ч./млн полимера 15, проходит лишь через сетку размером отверстий 30 меш (0,59 мм), в то время как топливo, находящееся в другом резервуаре, содержащее 135 ч./млн смеси 4 ч. aзотистого соединения А и 1 ч. полимера EVA 1, проходит через сетку размером отверстий 100 меш (0,149 мм).

П р и м е р 19. В данном примере проводят одновременное испытание топлива 7 из четырех резервуаров емкостью по 25 м3. По прошествии трехнедельной выдержки топлива в естественных условиях охлаждения при -14оС (включая естественные температурные колебания) топливо откачивают из резервуаров и пропускают через систему сеток, фиксируют сетку с минимальным размером отверстий, через которое проходит топливо. Получаются следующие результаты: COLUMNS(3), DIMENSION(IN), HGUTTER(.056), VGUTTER(.056), KEEP(OFF) CENTER, CENTER, CENTER Доза вводимой присадки, ч./млн, Присадка, Cетка, через которую проходит топливо 70 70 135 135, Полимер 15 4 части aзотистого соединения А и 1 часть полимера EVA 1 Полимер 15 4 части aзотистого соединения А и 1 часть полимера EVA 1, 30 меш (0,59 мм) 40 меш (0,42) 30 меш (0,59 мм) 100 меш (0,149 мм)

Формула изобретения

ДИСТИЛЛЯТНОЕ ТОПЛИВО на основе нефтяных фракций, выкипающих в интервале 120 500oС, содержащее 0,005 0,5 мас. смеси присадок, улучшающих текучесть и фильтруемость топлива, состоящей из 25 95 мас. маслорастворимого азотсодержащего соединения, являющегося ингибитором роста кристаллов парафина, с числом атомов углерода 30 300 и 5 75 мас. этиленвинилацетатного сополимера, содержащего 13,5 36 мас. винилацетата и имеющего среднюю мол.м. 1000 6250 со степенью разветвления молекулярной цепи в пределах 2 10 алкилметильных групп на 100 метиленовых групп, определяемых с помощью спектра ядерного магнитного резонанса, отличающееся тем, что в качестве азотсодержащего соединения топливо содержит амид/диалкиламмониевую соль, являющуюся продуктом реакции алифатической C4-дикарбоновой кислоты или фталевой кислоты, или их ангидридов с вторичным амином, имеющим две C14 C24-группы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16