Запорно-пусковая головка огнетушителя
Реферат
Использование: в порошковых огнетушителях. Сущность изобретения: для запуска выдергивают чеку и прижимают рычаг к рукоятке. Клапан выдвигается из седла и открывает канал. Одновременно цанга зацепами воздействует на кольцевой уступ и смещает вверх плунжер. На завершающей стадии движения цанга входит во втулку. При этом зацепы соскальзывают с уступа и плунжер под действием сжатой пружины устремляется вниз и бойком накалывает капсюль газогенерирующего элемента или пробивает мембрану газового баллона. Образующийся газ поступает в резервуар и вытесняет огнетушащий порошок по сифону, каналу и шлангу в зону горения. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано в порошковых огнетушителях.
Известна запорная головка для порошкового огнетушителя, содержащая корпус с каналом подачи огнетушащего вещества, размещенный в седле клапан, закрепленный шарнирно и взаимодействующий с клапаном пусковой рычаг, а также баллон сжатого газа (авт. св. СССР N 1331514, кл. А 62 С 13/50, 1985). Известна также запорно-пусковая головка огнетушителя, содержащая корпус с каналом подачи огнетушащего вещества и размещенный в седле подпружиненный клапан со штоком, закрепленный шарнирно и взаимодействующий с клапаном пусковой рычаг с чекой и источник сжатого газа (авт. св. СССР N 1217429, кл. А 62 С 13/00, 1984, прототип). Недостаток известных огнетушителей в невысокой надежности запуска их в работу. При слабом ударе или низком темпе нажатия на головку пробойника мембрана газового баллона может остаться не вскрытой, а газогенерирующий элемент может не сработать. При этом потребуются повторные манипуляции по приведению огнетушителя в действие. Кроме того, огнетушащий порошок может заполнить пространство за клапаном со стороны штока, что затрудняет работу клапана и он не сможет полностью открыть проход в канале для выпуска порошка. Целью изобретения является повышение надежности запуска огнетушителя в работу. Поставленная цель достигается тем, что запорно-пусковая головка огнетушителя, содержащая корпус с каналом подачи огнетушащего вещества и размещенный в седле подпружиненный клапан, закрепленный шарнирно и взаимодействующий с клапаном пусковой рычаг с чекой и газогенерирующий элемент с бойком, дополнительно содержит средство взвода бойка со спусковым устройством. При этом опорная поверхность седла по всей площади выполнена эквидистантной опорной поверхности клапана с возможностью пересечения канала подачи огнетушащего вещества и образования на опорной поверхности седла не менее двух отверстий выхода канала. Причем опорная поверхность клапана выполнена с возможностью перекрытия отверстий канала в седле при движении точек опорной поверхности клапана перпендикулярно прямой, соединяющей центры отверстий, и обеспечением уплотнения путем силового взаимодействия с опорной поверхностью седла. При этом клапан взаимодействует со средством взвода бойка, которое выполнено в виде цанги, лепестки которой снабжены зацепами в виде крючков, взаимодействующих с кольцевым уступом, выполненным в корпусе бойка, который исполнен в виде подпружиненного плунжера. При этом цанга закреплена на клапане, а спусковое устройство выполнено в виде втулки. В другом варианте средство взвода бойка выполнено в виде защелок, закрепленных на плунжере бойка и взаимодействующих с кольцевым уступом, выполненным на концевой части стержня, который закреплен на клапане. Кроме того, подпружиненный плунжер может быть выполнен из магнитомягкого материала, а стержень - в виде магнита, взаимодействующего с плунжером. Предложенная совокупность отличительных признаков позволяет посредством одного рычага управлять не только подачей огнетушащего вещества, но и осуществлять запуск огнетушителя в действие. Кроме того, данная совокупность позволяет обеспечить сильный и резкий удар бойка по капсюлю газогенерирующего устройства независимо от темпа движения приводного рычага огнетушителя, что повышает надежность его запуска в работу. Силы удара бойка достаточно, чтобы пробить и мембрану газового баллона. Это позволяет унифицировать головку огнетушителя и использовать ее без каких-либо дополнительных конструктивных изменений как с газогенераторами, так и с газовыми баллонами. На фиг. 1 изображена головка огнетушителя с цанговым средством взвода бойка, продольный разрез; на фиг. 2 - вариант с защелками, продольный разрез. Запорно-пусковая головка огнетушителя содержит корпус 1 с каналом 2 для выдачи огнетушащего порошка и размещенный в седле клапан 3 с пружиной 4 и штоком 5. На рукоятке 6 выполнена чека 7 и шарнирно закреплен пусковой рычаг 8, который взаимодействует посредством оси 9 со штоком 5. Корпус 1 установлен герметично на горловине резервуара 10 и содержит цилиндр 11, в котором размещена пружина 12 и плунжер 13 с бойком 14. Средство взвода бойка выполнено в виде цанги 15, взаимодействующей посредством зацепов 16 с кольцевым уступом 17 и втулкой 18 спускового устройства. В другом варианте выполнения средство взвода бойка выполнено в виде защелок 19, взаимодействующих со стержнем 20 посредством уступа 21. По третьему варианту стержень 20 может быть исполнен в виде магнита (не показан). В нижней части цилиндра 11 закрепляется газогенерирующий элемент 22 или газовый баллон 23, сжатый воздух из которого истекает в резервуар 10 через отверстие 24. На корпусе 1 закреплен также сифон 25 для выдачи посредством шланга 26 огнетушащего порошка на очаг пожара. Пусковая головка огнетушителя работает следующим образом. Для запуска огнетушителя в действие выдергивают предохранительную чеку 7 и прижимают пусковой рычаг 8 к рукоятке 6. При этом клапан 3 при помощи штока 5, прикрепленного посредством оси 9 к рычагу 8, выдвигается из седла и открывает канал 2. Одновременно цанга 15 посредством зацепов 16 воздействует на кольцевой уступ 17 и, сжимая пружину 12, смещает вверх плунжер 13 с бойком 14. На завершающей стадии движения лепестки цанги 15 входят во втулку 18. При этом они сжимаются и происходит расцепление зацепов 16 с кольцевым уступом 17. Плунжер 13 освобождается и под действием сжатой пружины 12 резко устремляется вниз, а боек 14 накалывает капсюль газогенерирующего элемента 22. Образующийся газ поступает в полость резервуара 10 и вытесняет огнетушащий порошок по сифону 25 и канал 2 в шланг 26, посредством которого огнетушащий порошок направляется в зону горения. По другому варианту плунжер 13 перемещается в верхнее положение посредством защелок 19, которые взаимодействуют с кольцевым уступом 21, выполненном на стержне 20. В крайнем верхнем положении защелки 19 посредством втулки 18 раздвигаются и соскальзывают с кольцевого уступа 21. Освобожденный плунжер 13 под действием пружины 12 перемещается вниз и бойком 14 пробивает мембрану газового баллона 23. Сжатый воздух через отверстие 24 поступает в полость резервуара 10 и вытесняет из него огнетушащий порошок описанным образом. В случае использования вместо стержня 20 магнита (не показан) последний посредством магнитного поля взаимодействует с плунжером 13, который в этом случае выполняется из магнитомягкого материала. Расцепление осуществляется посредством втулки 18. Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность включения огнетушителя в работу и упростить процесс его запуска за счет совмещения операции включения газогенерирующего элемента или баллона сжатого воздуха с операцией управления клапаном подачи огнетушащего порошка. Кроме того, появляется возможность унифицировать головку, т.е. использовать ее с различными типами источников сжатого газа.Формула изобретения
1. ЗАПОРНО-ПУСКОВАЯ ГОЛОВКА ОГНЕТУШИТЕЛЯ, содержащая корпус с каналом подачи огнетушащего вещества и размещенный в седле подпружиненный клапан, закрепленный шарнирно и взаимодействующий с клапаном пусковой рычаг с чекой и газогенерирующий элемент с бойком, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности запуска огнетушителя в работу, она дополнительно содержит средство взвода бойка со спусковым устройством, при этом опорная поверхность седла выполнена эквидистантной опорной поверхности клапана по всей площади и пересекающей канал подачи огнетушащего вещества с образованием в опорной поверхности седла не менее двух отверстий выхода канала, причем опорная поверхность клапана выполнена с возможностью перекрытия отверстий канала в седле при движении точек опорной поверхности клапана перпендикулярно прямой, соединяющей центры отверстий, и с обеспечением уплотнения путем силового взаимодействия с опорной поверхностью седла, при этом клапан взаимодействует со средством взвода бойка. 2. Головка по п.1, отличающаяся тем, что корпус бойка выполнен в виде подпружиненного плунжера с внутренним кольцевым уступом, а средство взвода бойка выполнено в виде цанги, лепестки которой снабжены зацепами в виде крючков, взаимодействующих с кольцевым уступом, при этом цанга закреплена на клапане, а спусковое устройство выполнено в виде втулки. 3. Головка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что средство взвода бойка выполнено в виде защелки, закрепленной на плунжере бойка и взаимодействующей с кольцевым уступом, выполненным на концевой части стержня, закрепленного на клапане. 4. Головка по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что подпружиненный плунжер выполнен из магнитомягкого материала, а стержень выполнен в виде магнита, взаимодействующего с плунжером.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2