Способ упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания
Реферат
Сущность изобретения: способ упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания включает индукционную закалку коренных и шатунных шеек и галтелей на переходе шеек в щеки коленчатых валов и последующее пластическое деформирование расположенных в коренных и шатунных шейках масляных отверстий воздействием гидростатического давления, превышающим по величине предел текучести материала вала. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве двигателей внутреннего сгорания.
Коленчатые валы современных высокофорсированных двигателей подвергаются упрочнению индукционной закалкой шеек и галтелей на переходе шеек в щеки. При этом критическим местом по прочности являются масляные отверстия в шейках. Известен способ упрочнения коленчатых валов, согласно которому масляные отверстия подвергаются электрохимическому полированию. Однако, это упрочнение повышает усталостную прочность коленчатого вала незначительно (11%), и не решает поставленной проблемы. Кроме того, этот процесс нежелателен с экологической точки зрения. Известен также способ упрочнения коленчатых валов, согласно которому масляные отверстия обрабатываются дорнованием. Это упрочнение повышает усталостную прочность коленчатого вала на 40%, что также не решает проблемы, т.к. для обеспечения равнопрочности коленчатого вала по галтелям и масляным отверстиям необходимо повышение усталостной прочности в два раза. Кроме того, процесс дорнования является крайне нетехнологичным из-за необходимости перед дорнованием выполнять масляные отверстия с высокой точностью. Целью изобретения является устранение указанных недостатков, повышение усталостной прочности коленчатого вала и повышение технологичности. Поставленная цель достигается тем, что поверхность масляных отверстий подвергается пластическому деформированию воздействием высоким гидростатическим давлением, превышающим по величине предел текучести материала вала. На фиг. 1 показан фрагмент коленчатого вала с упрочняемыми масляными отверстиями; на фиг.2 - сечение А-А масляного отверстия. Коленчатый вал включает коренную шейку 1, шатунную шейку 2, щеку 3, галтель 4 на переходе шатунной шейки в щеку, галтель 5 на переходе коренной шейки в щеку, масляное отверстие 6 в коренной шейке, масляное отверстие 7 в коренной шейке, индуктивно закаленный слой 8 на шатунной шейке, индуктивно закаленный слой 9 на галтели шатунной шейки, индуктивно закаленный слой 10 на коренных шейках, индуктивно закаленный слой 11 на галтели коренной шейки, индуктивно закаленный слой 12 в районе масляных отверстий. Упрочнение коленчатого вала в соответствии с предлагаемым способом происходит следующим образом. Коленчатый вал обрабатывается до состояния, когда выполнены масляные отверстия в шейках. Коленчатый вал подвергается упрочнению индукционной закалкой шеек и галтелей на переходе шеек в щеки. Поверхность масляных отверстий подвергается пластическому деформированию воздействием высоким гидростатическим давлением. Это давление составляет 1200-25000 кг/см2. Время воздействия давлением 5-10 мин. Коленчатый вал обрабатывается окончательно. При упрочнении коленчатых валов указанным способом усталостная прочность повышается в два раза. Указанный способ позволяет выполнять масляные отверстия обычным сверлением, что обеспечивает ему высокую технологичность.Формула изобретения
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, включающий индукционную закалку выполненных с масляными отверстиями коренных и шатунных шеек и гаптелей на переходе шеек в щеки коленчатых валов, отличающийся тем, что после упомянутой закалки поверхность масляных отверстий подвергают пластическому деформированию воздействием гидростатического давления, превышающим по величине предел текучести материала вала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 27-2000
Извещение опубликовано: 27.09.2000