Устройство для правки обода дискового велосипедного колеса
Реферат
Использование: для ликвидации осевого биения колес велосипеда. Сущность изобретения: устройство состоит из основания, опорной части, верхней и нижней пят. Верхняя пята шарнирно установлена на опорной части винта прижимного механизма, а нижняя - в нижней части основания. 1 з.п ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к вспомогательным устройствам для велосипедов, в частности к устройствам для ликвидации осевого биения колес.
Известно устройство для правки обода велосипедного колеса, содержащее основание для опирания на элементы колеса с жестко закрепленной на нем опорной частью для контактирования с ободом колеса в двух точках и установленным на нем поджимным механизмом, располагаемым между точками контакта обода с опорной частью с противоположной ей относительно обода стороны и выполненным в виде винта, проходящего через резьбовое отверстие в теле основания. Известное устройство позволяет проводить правку обода в ограниченных областях (в зонах приложения нагрузки). Поэтому применение устройства для дисковых мембранных колес не допускается в связи с предъявляемыми к ним требованиями - уменьшение напряжения в мембранах, повышение их прочности, надежности, жесткости. В способах сборки колес такого типа, при которых мембраны приклеиваются к ободу, подобное воздействие может привести к выходу всего колеса из строя (возможна отклейка мембран от обода). Цель изобретения - ликвидировать осевое биение практически без изменения (деформации) мембран. Это достигается тем, что в устройстве для правки обода велосипедного колеса, которое содержит основание, жестко закрепленную на нем опорную часть для контактирования с ободом колеса в двух точках, установленный на нем поджимной механизм, располагаемый между точками контакта обода с опорной частью противоположной ей относительно обода стороны, выполненной в виде винта, проходящего через резьбовое отверстие в теле основания, основание выполнено в виде одной стойки, снабжено шарнирно установленной в его нижней части пятой для упора в диск колеса, а опорная часть связана с основанием скобы для охватывания обода в зоне его правки. Расстояние от центра указанной пяты до оси винта прижимного механизма связано соотношением А/Б = 0,04 - 0,35, где А - расстояние по вертикали от оси винта до средних точек опорной части, Б - расстояние от указанных точек до центра пяты. Механизм поджатия снабжен пятой, шарнирно установленной на опорной части винта. На фиг.1 показано устройство, общий вид; на фиг.2 - вид В на фиг.1. Устройство состоит из основания 1, опорной части 2, поджимного механизма в виде винта 3. На основании в ее нижней части установлена пята 4, а на винте закреплена шарнирно пята 5. Устройство работает следующим образом. После определения места прогиба обода устройство опорной частью надевается на колесо. Пята 5 охватывает обод колеса. При вращении винта 3 пята 5 поступательно двигается в сторону, противоположную выгибу, и, таким образом, производят выправление изогнутого участка. После этого, сняв устройство, колесо проверяют на биение. При необходимости операцию повторяют. Пята 4 опирается на мембрану в районе ступицы, т.е. в том месте, где толщина мембраны максимальна (за счет наложения фрагментов). Таким образом, устройство имеет две точки опоры - на жестком металлическом ободе в районе опорной части, и на мембране в ее наиболее утолщенной части, что позволяет избежать деформации мембраны и кручения обода. Воздействие пяты 5 в этом случае является локальным. Встречаются три типоразмера колес (по диаметру обода), поэтому устройство имеет три модификации. Во всех модификациях соотношение размеров установки опорной части на основании удовлетворяет зависимости A/Б = 0,04-0,35, где А - расстояние по вертикали от оси винта до средних точек опорной части, а Б - расстояние от указанных точек до центра пяты 4. Выбранный диапазон определяется размерами деформации. Уменьшение соотношения приводит к появлению реактивных моментов и возникновению местных напряжений, приводящих к выходу колеса из строя (трещины появляются как на самом ободе, так и на мембранах). Увеличение соотношения больше указанного ведет к возможности прокручивания обода и отклейки мембран. Указанный диапазон определяется размерами деформаций, подлежащих исправлению. Устройство просто в изготовлении и применении. Возможен его выпуск в комплекте с колесом.Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ОБОДА ДИСКОВОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО КОЛЕСА, содержащее основание для опирания на элементы колеса с жестко закрепленной на нем опорной частью для контактирования с ободом колеса в двух точках, и установленным на нем поджимным механизмом, располагаемым между точками контакта обода с опорной частью с противоположной ей относительно обода стороны и выполненным в виде винта, проходящего через резьбовое отверстие в теле основания, отличающееся тем, что основание выполнено в виде одной стойки, снабжено шарнирно установленной в его нижней части пятой для упора в диск колеса, а опорная часть связана с основанием скобой для охватывания обода в зоне его правки, при этом расстояние от центра указанной пяты до оси винта поджимного механизма связано отношением А/В = 0,04 - 0,35, где А - расстояние по вертикали от оси винта до средних точек опорной части, а В - расстояние от указанных точек до центра пяты. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм поджатия снабжен пятой, шарнирно установленной на упорной части винта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2