Фара для транспортного средства
Реферат
Использование: в светотехнике, в частности в автомобильных фарах. Фара выполнена удлиненной и содержит отражательную поверхность 1, выполненную в форме части параболического цилиндра, и отражательную поверхность 2, выполненную в форме круглого полуцилиндра с переходом одной из стенок в плоскость. Поверхности 1 и 2 сопряжены через отдельную плоскость 3, расположенную горизонтально по линии фокусной оси первой поверхности. Источник света 4 расположен в секторе 5, образованном поверхностью 2 и плоскостью 6, проходящей через верхние обрезы поверхностей 1 и 2. 2 ил.
Изобретение относится к светотехнике, в частности к автомобильным фарам, и может быть использовано для предотвращения ослепления водителей встречного транспорта и пешеходов.
Известные фары для транспортных средств, содержащие параболические отражатели, имеют существенный недостаток - лучи от источника света и отраженные от рефлектора распространяются в том числе и выше плоскости расположения источника света, чем обуславливают ослепление водителей и переходов и образуют "стенку" во время тумана. Известны конструкции фаз для транспорта, в которых предусмотрены различной формы козырьки, перекрывающие лучи, направленные выше линии источника света [1]. Недостатком указанных конструкций фаз является снижение интенсивности освещенности пути за счет исключения из полезной части лучей. Известны конструкции фаз, в которых за счет перенаправленности лучей различного рода отражателями снижается воздействие последних на встречный транспорт, т.е. снижается ослепляющее воздействие на водителей и пешеходов. Известны фазы, содержащие сопряженные различными участками параболоидные и (или) параболоцилиндрические отражатели с различными взаиморасположением к источнику света [2]. Известна фаза для автотранспорта, содержащая параболоидный отражатель с расположенной в его фокусе двунитевой лампой накаливания и экран с зеркализованной поверхностью, расположенный в выходном отверстии фазы, причем указанный экран закреплен на кронштейне наклонно по отношению к оптической оси фары так, чтобы предотвратить выход прямых лучей от нитей дальнего и ближнего света в заданном направлении выше горизонтальной плоскости, проходящей через оптическую ось фары, и экран выполнен или плоским с ограничением дугами неконцентрических окружностей или вогнутых с переходом от плоскости к сферической поверхности и далее в коническую поверхность [3]. Недостатком указанной фары является неэффективность предотвращения ослепляющего воздействия на встречный транспорт. Цель изобретения - повышение эффективности эксплуатации за счет исключения ослепления водителей встречного транспорта и пешеходов и усиления освещенности пути. На фиг. 1 изображена фара для транспортного средства, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, общий вид в аксонометрии. Фара выполнена удлиненной и содержит отражатель, составленный из сопряженных поверхностей: отражательная поверхность 1, выполненная в форме части параболического цилиндра и расположенная открытой частью вперед по направлению движения транспорта, отражательная поверхность 2, выполненная в форме круглого полуцилиндра и расположенная открытой частью вверх и в сторону отражательной поверхности 1 и сопряжена с ней частью своей поверхности, переходящей в плоскость, через отдельную плоскую поверхность, 3 расположенную горизонтально и ограниченную точками F - фокусная ось параболической отражательной поверхности 1 и C - нижний обрез поверхности 1. Источник света 4 имеет удлиненную форму и расположен внутри отражательной поверхности 2 в секторе 5, образованном поверхностью 2 и плоскостью 6, проходящей через точку А - верхний обрез поверхности 1 и точку В - передний обрез поверхности 2, причем точка B расположена на продолжении линии CF, а поверхность 2 имеет центр в точке D и источник света 4 расположен почти в центре поверхности 2 на продолжении линии AB. Фара функционирует следующим образом. Лучи света от источника 4 попадают на отражательную поверхность 1 и направляются прямо вперед по ходу транспорта и вниз, так как лучи от источника 4 пересекают прямую BC в отрезке BF, находящимся от вершины параболы C за фокусной осью F. Лучи, падающие от источника света 4 на отражательную поверхность 2, отражаются от нее и попадают на отражательную поверхность 1 и далее вперед по ходу транспорта. Лучи, отраженные поверхностью 2, также проходят только в промежутке линии BF. Лучи от отражательной поверхности 2 не могут попадать непосредственно на дорогу, так как передний обрез поверхности 2 находится выше источника 4 света. Необходимо учесть, что чем ближе источник света 4 к фокусной оси F, тем меньше угол между отраженными от поверхности лучами и прямой BC, т.е. тем большая интенсивность потока света освещает дальнюю область. Таким образом можно регулировать ближний и дальний свет. Разработанная конструкция фары будет обладать и противотуманным эффектом - не будет образовываться светящая стена при тумане и мелком дожде. Рассмотрим фару в аксонометрии. В фаре отражательная поверхность 1 выполнена удлиненной в виде части параболического цилиндра, имеющего фокусную ось FF1, которая проходит через фокусы множества парабол, образованных нормальным сечением поверхности 1 (фиг. 1). Отражательная поверхность 2 выполнена удлиненной в виде круглого полуцилиндра, одна из стенок которого переходит в плоскость, и расположена открытой частью вверх, в сторону отражательной поверхности 1. Плоскость 3 выполнена удлиненной, служит для сопряжения поверхностей 1 и 2 и ограничена линией CC1 - нижний обрез поверхности 1й и фокусной осью FF1. Источник света 4 выполнен удлиненным и расположен в секторе 5, ограниченном поверхностью 2 и плоскостью, проходящей через линии AA1 и BB1 (например, источник света 4 расположен почти на оси симметрии DD1 поверхности 2). Использование предложенной фары для транспортного средства создает повышенную эффективность за счет того, что в конструкции фары соблюдается основное условие: все лучи, падающие на отражательную поверхность 1 от источника света 4 и отражательной поверхности 2, пересекают прямую BC в отpезке BF, находящимся от вершины параболы С за фокусной осью F. Поэтому все отраженные поверхностью 1 лучи будут направлены вперед и вниз по ходу транспортного средства. Место расположения источника света 4 в секторе 5 дает возможность регулирования интенсивности света на определенные участки дороги, регулируя ближний и дальний свет. Указанная конструкция позволяет выполнить поставленную цель - повышение эффективности эксплуатации фары за счет исключения ослепления водителей встречного транспорта и пешехода и усилия освещенности пути. Фара не имеет высокой стоимости изготовления.Формула изобретения
ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая источник света и отражатель, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности эксплуатации за счет исключения ослепления водителей встречного транспорта и пешеходов и усиления освещенности пути, отражатель выполнен в виде усеченных поверхностей, первая из которых является усеченным параболическим цилиндром с фокусной осью, параллельной образующим этого цилиндра и проходящей через фокусы парабол, образованных нормальным сечением боковой поверхности этого цилиндра, и обращена открытой частью вперед по ходу транспортного средства, вторая отражательная поверхность имеет изогнутую форму, например круглого цилиндра, одна из стенок которого переходит в плоскость и расположена так, чтобы отражать весь световой поток на первую отражательную поверхность через пространство, расположенное за фокусной осью от вершин парабол, образующих первую отражательную поверхность, и перекрывать все лучи от источника света вперед, а источник света расположен в спектре, образованном стенками второй отражательной поверхности и плоскости, проходящей через передние обрезы первой и второй отражательных поверхностей.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2