Самоходный имитатор подводной лодки

Реферат

 

Изобретение относится к приборам гидроакустического противодействия, используемым для имитации подводной лодки. Цель - повышение достоверности имитации первичного гидроакустического поля подводной лодки. Цель достигается тем, что в самоходном имитаторе подводной лодки винтовой движитель выполнен в виде удлиненного внутреннего гребного вала, на котором закреплены винты первой стороны вращения, а также второй стороны вращения, на которой дополнительно размещены два радиально расположенных крепления винтов внешнего вала, причем вторые концы каждого из винтов внешнего вала закреплены к внешнему кольцу соответствующего подшипника, кроме того внутренние кольца подшипников закреплены на удлиненном внутреннем валу, причем винты внутреннего вала и винты внешнего вала, чередуясь, размещены по всей длине удлиненного внутреннего вала, расстояние между винтами первой - второй сторон вращения одинаково, а количество пар винтов первой - второй сторон вращения, определяющих величину удлинения валов, равно n2/n1, где n1 - число оборотов в минуту винтов подводной лодки для выбранной скорости применения имитатора заданного проекта подводной лодки; n2 - число оборотов в минуту валов движителя самоходного имитатора подводной лодки заданного проекта, соответствующее выбранной скорости. 1 ил.

Изобретение относится к приборам гидроакустического противодействия (ГПД), в частности к устройствам, имитирующим подводную лодку (ПЛ).

Известен прибор помех AN/BLQ-9 гидроакустическим станциям (ГАС) противолодочного корабля (КПЛО), используемый также для имитации шума (ПЛ). Недостаток AN/BLQ-9 заключается в том, что его малоразмерный высокооборотный движитель излучает шум с дискретными составляющими (ДС), отличающимися от ДС движителя имитируемой ПЛ. Данное отличие (ДС AN/BLQ-9 значительно выше по частоте ДС ПЛ) является классификационным признаком, снижающим достоверность имитации ПЛ прибором AN/BLQ-9.

Известен самоходный имитатор ПЛ (СИПЛ) Мк-30, содержащий корпус торпедообразной формы, в котором расположен источник электроэнергии, подключенный через блок программного управления к приборам ГПД, а также подключенный к электродвигателю, который соединен парой гребных валов с движителем, выполненным из двух соосно разностороннего вращения винтов, закрепленных на соответствующих внутреннем и внешнем гребных валах.

Недостатком прототипа является низкая достоверность имитации первичного гидроакустического поля (ПГАП) ПЛ, т.е. звукопортрета ПЛ. В ПГАП, имитируемое Мк-30, добавляется сильное шумоизлучение движителя, которое отличается от шумоизлучения ПЛ. В результате анализа оператор ГАС КПЛО безошибочно определяет наличие в ПГАП цели шума малоразмерного высокооборотного движителя, характерного для имитатора (СИПЛ), и классифицирует цель как ложную.

Цель изобретения - повышение достоверности имитации (ПГАП) ПЛ.

Цель достигается тем, что в известный СИПЛ, содержащий корпус торпедообразной формы, в котором расположены источник электроэнергии, подключенный через блок программного управления к приборам гидроакустического противодействия, а также подключенный к электродвигателю, который соединен парой гребных валов с движителем, выполненным из двух соосных разностороннего вращения винтов, закрепленных на соответствующих внутреннем и внешнем гребных валах, дополнительно внесены изменения в виде механического устройства излучения ДС, адекватных ПЛ заданного проекта, которое выполнено в виде дополнительно удлиненного внутреннего гребного вала, на котором закреплены N винтов одной стороны вращения, на внешнем гребном валу дополнительно размещены не менее двух радиально расположенных креплений, к которым закреплены лопасти N винтов другой стороны вращения, причем эти винты посажены на подшипники, внутренние кольца которых закреплены на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу, чередуясь с винтами первой стороны вращения по всей его длине, расстояние между винтами первой - второй сторон вращения одинаково, а количество пар винтов первой - второй сторон вращения, определяющих величину удлинения вала, равно n2/n1, где n1 - число оборотов в минуту винтов ПЛ для выбранной скорости вращения заданного проекта ПЛ; n2 - число оборотов в минуту валов движителя СИПЛ заданного проекта (ПЛ), соответствующее выбранной скорости.

Отличительные признаки технического решения: 1) удлинение внутреннего гребного вала для размещения увеличенного количества N винтов одной стороны вращения; 2) дополнительное размещение на внешнем гребном валу не менее двух радиально расположенных креплений, к которым закреплены лопасти N винтов другой стороны вращения, причем эти винты насажены на подшипники, внутренние кольца которых закреплены на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу, чередуясь с винтами первой стороны вращения по всей его длине, при этом расстояние между винтами первой - второй сторон вращения одинаково; 3) количество N пар винтов первой - второй сторон вращения, определяющих величину удлинения вала, и размеры радиально расположенных креплений равны n2/n1, где n1 - число оборотов в минуту винтов ПЛ для выбранной скорости применения заданного проекта ПЛ; n2 - число оборотов в минуту валов движителя самоходного имитатора подводной лодки заданного проекта, соответствующее выбранной скорости. Анализ технического решения показал, что заявляемая совокупность признаков проявляет новые свойства: 1) устранение классификационного признака малоразмерного высокооборотного движителя при сохранении скоростных качеств; 2) частота ДС звукоизлучения адекватна частотам ДС ПЛ заданного проекта для выбранной скорости применения; 3) увеличена объемность источника звукоизлучения (без увеличения размеров винтов за габариты СИПЛ и торпедного аппарата, через который осуществляется его постановка).

На чертеже приведено устройство СИПЛ, где обозначено: 1 - корпус торпедообразной формы; 2 - источник электроэнергии; 3 - блок программного управления; 4 - приборы ГПД; 5 - электродвигатель; 6 - дополнительно удлиненный внутренний гребной вал; 7 - внешний гребной вал; 8-1-N - винты одной стороны вращения; 9 - не менее двух радиально расположенных креплений; 10-1-N - винты другой стороны вращения; 11-1-N - подшипники, внутренние кольца которых закреплены на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу; 12 - первая пара винтов первой-второй сторон вращения; 13 n2/n1 - пара винтов первой-второй сторон вращения.

СИПЛ состоит из корпуса 1 торпедообразной формы в котором расположены источник 2 электроэнергии, подключенный через блок 3 программного управления к приборам 4 ГПД, а также подключенный к электродвигателю 5, который соединен парой гребных валов с винтами, при этом на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу 6 закреплены N-винтов одной стороны 8 вращения, на внешнем гребном валу 7 дополнительно размещены не менее двух радиально расположенных 9 креплений, к которым закреплены лопасти N винтов другой стороны 10 вращения, причем эти винты посажены на подшипники 11, внутренние кольца которых закреплены на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу 6, чередуясь с винтами первой стороны 8 вращения по всей его длине, расстояние между винтами первой-второй сторон вращения одинаково, а количество пар винтов первой-второй сторон вращения, определяющих величину удлинения вала и радиально расположенных креплений 9, равно (целому от деления) n2/n1, где n1 - число оборотов в минуту винтов ПЛ для выбранной скорости применения заданного проекта ПЛ; n2 - число оборотов в минуту валов 6 и 7 движителя СИПЛ заданного проекта, соответствующее выбранной скорости.

Устройство работает следующим образом.

СИПЛ по команде блока 3 программного управления включает приборы 4 ГПД и электродвигатель 5. Электродвигатель 5 вращает пару гребных валов с числом оборотов n1. Движение передается винтам первой-второй сторон вращения, обеспечивая выбранную скорость применения, равную скорости ПЛ заданного проекта, применяющей СИПЛ.

Предлагаемое устройство 1 устраняет классификационный признак малоразмерного высокооборотного движителя; приводит к получению объемного протяженного мощного источника дискретных составляющих соответствующих ДС ПЛ заданного проекта на выбранной скорости (максимально малошумной) применения СИПЛ. Это позволяет повысить достоверность имитации (ПГАП) ПЛ заданного проекта.

Формула изобретения

САМОХОДНЫЙ ИМИТАТОР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, содержащий корпус торпедообразной формы, в котором расположены источник электроэнергии, подключенный через блок программного управления к приборам гидроакустического противодействия, а также подключенный к электродвигателю, который соединен парой гребных валов с движителем, выполненным из двух соосных разностороннего вращения винтов, закрепленных на соответствующих внутреннем и внешнем гребных валах, отличающийся тем, что он дополнен механическим устройством излучения дискретных составляющих, адекватных подводной лодке заданного проекта, которое выполнено в виде дополнительно удлиненного внутреннего вала, на котором закреплены N винтов одной стороны вращения, на внешнем гребном валу дополнительно размещены не менее двух радиально расположенных креплений, к которым закреплены лопасти N винтов другой стороны вращения, причем эти винты посажены на подшипники, внутренние кольца которых закреплены на дополнительно удлиненном внутреннем гребном валу, чередуясь с винтами первой стороны вращения по всей его длине, расстояние между винтами первой-второй сторон вращения одинаково, а количество пар винтов первой-второй сторон вращения, определяющих величину удлинения вала, равно N2/H1, где N1 - число оборотов в 1 мин винтов подводной лодки для выбранной скорости применения заданного проекта подводной лодки, N2 - число оборотов в 1 мин валов движителя самоходного имитатора подводной лодки заданного проекта, соответствующее выбранной скорости.

РИСУНКИ

Рисунок 1