Голеностопный узел

Реферат

 

Использование: протезостроение и протезирование. Существо изобретения: голеностопный узел, содержащий корпус 1 из эластичного воздухонепроницаемого материала, щиколотку, амортизаторы в носке, в передней, центральной и задней частях, причем центральный амортизатор-эластичный, с влитой втулкой 4 с резьбой и штырями для крепления с голенью, а в носке, передней, центральной и задней частях корпуса имеются полости для сжатого воздуха. При этом три последние полости сообщаются между собой через отверстия, перекрываемые при нагрузках, а в оболочки полостей носка и передней части влиты втулка с резьбой под ниппели, содержащие корпус 7, пробку 8, трубчатую диафрагму 9 и служащие для закачки в них воздуха с запиранием его выхода. Эластичные оболочки полостей и центральный эластичный амортизатор в совокупности с сжатым воздухом в полостях образуют амортизаторы с регулируемой жесткостью за счет давления закачиваемого в полости воздуха. 2 ил.

Изобретение относится к протезированию и протезостроению.

Известен голеностопный узел, содержащий корпус из эластичного материала, щиколотку, амортизаторы в носке, передней и задней частях корпуса. Необходимая жесткость амортизаторов обеспечивается набором амортизаторов разной жесткости.

Недостатком указанного устройства является небольшой диапазон и ступенчатость регулирования жесткости амортизаторов.

Цель изобретения - повышение возможности регулирования жесткости амортизаторов.

Поставленная цель достигается тем, что в корпусе из эластичного воздухонепроницаемого материала имеется центральный эластичный амортизатор с влитой втулкой для крепления с голенью, выполняющей функцию щиколотки с гибким полицентрическим голеностопным шарниром, а в носке, передней, центральной и задней частях корпуса имеются полости для сжатого воздуха, образующего в совокупности с эластичной оболочкой полостей и с эластичным амортизатором в центральной части амортизаторы с регулируемой жесткостью за счет давления закачиваемого в полости через ниппели воздуха.

На фиг.1 изображен голеностопный узел; на фиг.2 - место I на фиг.1.

Голеностопный узел содержит корпус 1 из эластичного воздухонепроницаемого материала с центральным эластичным амортизатором 2 и полостями: I в носке, lI, III, IV соответственно в передней, центральной и задней (пятке) частях. Полости II, III, IV сообщаются между собой через отверстия 3. В амортизатор 2 влита втулка 4 с резьбой и двумя штырями 5 для соединения с голенью протеза (голень не показана). В оболочки полостей I и II влиты втулки 6 с резьбой под ниппели, содержащие корпус 7 с отверстиями, пробку 8, трубчатую диафрагму 9. В оболочке корпуса 1 имеются уточненные участки "а", "б" - в носке, "в", "г" - в передней и задней частях, "д" - в подошве задней части.

В зависимости от антропометрических данных инвалида и рельефа местности регулируются отдельно жесткости амортизаторов носка (полость I) и передней, центральной и задней частей (полости II, III, IV). Для этого в полости через ниппели велосипедным или другим насосом инвалид закачивает воздух до такого давления, которое обеспечивает необходимую жесткость амортизаторов.

Работает голеностопный узел следующим образом. При ходьбе инвалида в момент опоры на пятку срабатывают передний, центральный и задний амортизаторы.

При этом сжимается и наклоняется назад эластичный амортизатор 2 вместе с прилегающей к нему оболочкой корпуса между участками "в", "г" и втулкой 4, изгибается вверх подошва пятки на участке "д", сжимается воздух в полостях II, III, IV, причем в этот момент перекрыт выход из полости IV через сжатое отверстие 3 и жесткость заднего амортизатора максимальна.

При перекате с пятки на носок в момент вертикальной нагрузки срабатывают те же амортизаторы, при этом максимально сжимается эластичный амортизатор 2, опускаются прилегающая к нему оболочка и втулка 4, сжимается воздух в полостях II, III, IV, причем проход между полостями перекрыт и суммарная жесткость амортизаторов максимальна.

При опоре на носок срабатывают амортизаторы носка, передний и центральный амортизаторы, при этом изгибается вверх оболочка носка на участках "а", "б", сжимается и перегибается вперед эластичный амортизатор 2 с прилегающей оболочкой и втулкой 4, сжимается воздух в полостях I, II, III, причем выход из полости II перекрыт и жесткость переднего амортизатора максимальна. В момент толчка амортизаторы, разжимаясь, создают дополнительную силу толчка.

Преимущества предлагаемого узла по сравнению с базовым следующие: снижаются энергозатраты и ударные нагрузки при ходьбе инвалида, упрощается конструкция, снижается вес и повышается надежность ГСУ.

Формула изобретения

ГОЛЕНОСТОПНЫЙ УЗЕЛ, содержащий корпус из эластичного материала, щиколотку, амортизаторы в носке, передней и задней частях, отличающийся тем, что корпус из эластичного воздухонепроницаемого материала содержит центральный эластичный амортизатор с влитой втулкой с резьбой и двумя штырями для крепления с голенью, а в носке, передней, центральной и задней частях корпуса выполнены полости для сжатого воздуха, причем три последние полости сообщены между собой через отверстия, а в оболочки полостей носка и передней части влиты втулки с резьбой под ниппели, выполненные в виде корпуса, в котором установлены пробка и трубчатая диафрагма.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2