Смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Реферат

 

Сущность изобретения: смазка содержит 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан 0,5 - 0,75% и минеральное масло 99,25 - 99,5%. 1 табл.

Изобретение относится к смазочным материалам для тяжелонагруженных узлов трения, в частности для опор шарошечных долот, для повышения их долговечности.

В настоящее время для смазки герметизированных опор шарошечных долот используются как пластичные (УСсА, ГОСТ 3333-80). Долотол-АУ (ТУ 38 УССР 201370-81) смазки, так и жидки (СД1) [1] смазочные материалы. Однако указанные смазочные материалы не в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к смазкам для герметизированных опор шарошечных долот, а именно, не в полной мере предотвращают схватывание поверхностей трения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является смазка СД-1, содержащая в своем составе масло цилиндровое и 4-6 мас.% целевую присадку 0,0-ди(октилфенил-дитиофосфат) цинка [2].

Однако смазка СД-1 обладает низкими противоизносными и противозадирными свойствами, что приводит к преждевременному выходу из строя опорных элементов и всего долота в целом.

Целью изобретения является повышение противоизносных и противозадирных свойств смазок для тяжелонагруженных узлов трения.

Поставленная цель достигается тем, что в минеральное масло вводится 0,5-0,75% присадок 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан.

FF Присадка 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан ТУ 6-09-40-5028-91 относится к классу диоксанов, представляет собой кристаллы белого цвета, хорошо растворимые в бензоле, толуоле, минеральных маслах, получена при взаимодействии пентаэритрита с п-фторбензальдегидом в толуоле в присутствии катализатора.

Применение присадки 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан для улучшения противоизносных и противозадирных свойств смазок неизвестно.

Существенным отличием предлагаемой смазки является содержание в ней присадки 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан, вводимой для улучшения противоизносных и противозадирных свойств и ранее для этих целей не применяется. Наличие новых свойств указывает на соответствие критерию "существенные отличия".

Технология приготовления смазки проста и заключается в перемешивании компонентов, взятых в определенном соотношении, при 60оС в течение 30 мин. Предлагаемая смазка, являющаяся смесью минерального масла с присадкой 3,9-бис (п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ун- декан, названа СДГ-2.

Исследование противоизносных и антифрикционных свойств смазки СДГ-2 проводилось на машине трения ИС-1 к, работающей по схеме "диск-ролик" (сталь 14ХНЗМА-диск и 20ХНЗА-ролик) и моделирующей работу роликового подшипника опоры шарошечного долота. В качестве дисперсной среды мы выбрали минеральное масло "Цилиндровое-52". Содержание присадки 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан изменялось от 0 до 1% с шагом 0,25%.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Как видно из таблицы, введение присадки ТД-2 в количестве менее 0,5 мас. % не дают значительного улучшения противоизносных и антифрикционных свойств масла "Цилиндровая-52". При введении 0,5-0,75 мас.% присадки ТД-2 наблюдается значительное улучшение противоизносных свойств смазки по сравнению с прототипом. При дальнейшем увеличении концентрации присадки в масле улучшение противоизносных и антифрикционных свойств незначительно.

Использование изобретения позволит повысить срок службы опорных элементов тяжелонагруженных узлов трения, в частности опор шарошечных долот и всего долота в целом за счет улучшения триботехнических свойств смазки.

Формула изобретения

СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, содержащая минеральное масло и смазочную присадку, отличающаяся тем, что композиция в качестве смазочной присадки содержит 3,9-бис(п-фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан при следующем соотношении компонентов, мас.%: 3,9-бис(п-Фторфенил)-2,4,8,10-тетраоксаспиро(5,5)ундекан 0,5 - 0,75 Минеральное масло 99,25 - 99,5

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2