Способ управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации

Реферат

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации, например, операторами АСУ. Технический результат изобретения - расширение дидактических возможностей управления ходом тренажа и повышение быстродействия восприятия информации. Это достигается тем, что в известном способе, основанном на формировании визуальных сигналов, соответствующих учебным текстам, и преобразовании командных сигналов в оптический сигнал подсвета учебных текстов, преобразуют в полилучевые сигналы путем отражения потока световых лучей от подвижного матричного отражателя, вращаемого со скоростью 2-2010-3 оборотов в секунду вокруг нормали его основания, отклоняемой на угол 0,5 - 5,0 градусов периодически через 1-10010-4 радиан вокруг оси тела вращения, образованного нормалью основания матричного отражателя. Перечисленная совокупность признаков позволяет развить скорость восприятия текстов до 20 тысяч знаков. 1 ил.

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации (текстовой, образной, символьной, графической, цветовой), например операторами специализированных АСУ.

Известны способы управления предъявлением учебных текстов, используемые в устройствах для обучения быстрому чтению.

Известен способ управления предъявлением учебных текстов при развитии навыков восприятия текстовой информации, основанный на освещении текста регулируемого объема в заданное время с возможностью возврата к неполностью (частично) воспринятому участку текста. Однако известный способ обладает причинами, препятствующими получению требуемого технического результата - повышенного быстродействия восприятия информации и основанными на неспособности технических средств в реальном масштабе времени дозировать световые воздействия на зрение операторов с учетом объективных значений степени восприимчивости потока текстовой информации конкретным пользователем в зависимости от освещенности.

Сущность изобретения основана на решении задачи полилучевого стимулирования ритмов деятельности мозга человека. При этом техническим результатом изобретения является расширение дидактических возможностей управления ходом тренажа (учебного процесса) и повышение быстродействия восприятия информации.

Существенными признаками, характеризующими изобретение, являются признаки известного способа управления предъявлением учебных текстов операторам АСУ для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации путем формирования визуальных сигналов, соответствующих учебным текстам, и преобразования командных сигналов в оптический сигнал подсвета учебных текстов, и отличительные от прототипа признаки, основанные на том, что оптические сигналы подсвета учебных текстов преобразуют в полилучевые стимульные сигналы адекватно ритмам мозга человека путем отражения световых лучей от подвижного матричного отражателя, вращаемого со скоростью 2...20х10-2 оборотов в секунду вокруг нормали его основания, отклоняемой на угол 0,5...5,0 градусов периодически через 1...100х10-4 радиан вокруг оси тела вращения, образованного нормалью основания матричного отражателя.

На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующего заявленный способ. Это устройство содержит блок 1 ввода учебных текстов, блок 2 предъявления информации, цифроаналоговый преобразователь 3, осветитель 4, рабочее место 5 обучаемого, привод 6, копир 7 и матричный отражатель 8.

Суть предлагаемого способа основана на затягивании зрительного анализатора человека в темп -ритма его головного мозга, что обеспечивает эффективное погружение обучаемого в медитативное (просоночное) состояние и практически приблизило его к одномоментному восприятию целиком страницы текста или образов (емкостью в 2 тысячи печатных знаков). Скорость восприятия текстов с уровнем запоминаемости в 90...95% достигает после тренировок предлагаемым образом 20 тысяч знаков в минуту.

Способ осуществляется следующим образом.

Выдачей текстовой информации из блока 1 с возможностью возврата к пройденным участкам и высвечиванием ее на блоке 2 обеспечивается тренировка периферического зрения при одновременном восприятии текста различных объемов, что интенсифицируется подсветкой текста вспышками различной интенсивности на заданное время посредством осветителя 4. При этом привод 6 с заданной скоростью через копир 7, регулирующий отклонение оси отражателя 8 вращает последний, параболические отражатели которого освещают полилучевыми сигналами зрение обучаемого адекватно ритмам деятельности его головного мозга.

Описанным выше образом расширяются дидактические возможности управления ходом тренажа и повышается быстродействие восприятия информации оператором, в том числе развивается навык сверхбыстрого чтения текстов, что повышает эффективность такого рода технических и методических средств обучения.

Формула изобретения

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ путем формирования визуальных сигналов, соответствующих учебным текстам, и преобразования командных сигналов в оптический сигнал подсвета учебных текстов, отличающийся тем, что оптический сигнал подсвета учебных текстов преобразуют в полилучевые стимульные сигналы адекватно -ритмам мозга человека путем отражения потока световых лучей от подвижного матричного отражателя, вращаемого со скоростью 2 - 2010-3 оборот/с вокруг нормали его основания, отклоняемой на угол 0,5 - 5,0o периодически через 1 - 10010-4 рад вокруг оси тела вращения, образованного нормалью основания матричного отражателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1