Сиденье транспортного средства

Реферат

 

Использование: в вагонах поездов пригородного сообщения. Сущность изобретения: сиденье транспортного средства содержит каркас с подушками, ось для соединения с подвесками, жестко установленными на полу транспортного средства, и привод перемещения. Тяга выполнена плоской с возможностью перемещения вперед-назад и взаимодействует с рычагами при помощи роликов, которые охватывают рычаг с двух сторон и размещены в тяге, соединенной своими концами с приводами. Один конец оси размещен в гнезде опорной стойки, а второй - в гнезде боковой стенки. Сиденье своей периферией опирается на ножки, жестко закрепленные на полу. Сиденье имеет неподвижное продолжение спинки. Опорная стойка и стена имеют углубления для фиксаторов. 8 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано, например, в вагонах поездов пригородного сообщения.

Известно поворотное кресло для железнодорожных вагонов. Однако такое кресло сложно по конструкции и требует дополнительной площади для своего разворота.

Известны двухпозиционные сиденья транспортных средств, которые могут путем трансформации конструкции изменять свои позиции вперед или назад за счет изменения функционального назначения подушек сиденья и списки.

Недостатком такого сиденья является то, что оно может трансформироваться только вручную. В нем отсутствует возможность изменения положения механическим способом сразу нескольких сидений, расположенных в ряд, одно за другим, как, например, установлены сиденья в вагонах электропоездов.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является двухпозиционное сиденье транспортного средства, принятое за прототип. Сиденье содержит каркас с подушками, который с помощью цапф шарнирно связан с подвесками, жестко установленными на полу. При помощи механизма ориентации, снабженного приводом, сиденье может изменять свое положение вперед или назад. Привод соединен с тягой (трубой) при помощи зажимного устройства (двойной цанги). Второй конец трубы шарнирно связан с поворотным рычагом каркаса. В крайних положениях тяги двойная цанга фиксирует ее, а, следовательно, и каркас сиденья. Цанга закреплена на стенке кузова и должна иметь возможность перемещения в его вертикальной плоскости.

Недостатки такого двухпозиционного сиденья - сложность конструкции, большая ее материалоемкость и, вследствие одинаковых размеров по высоте спинки и сиденья, невозможность создания необходимого комфорта, например более высокой спинки, размещения подголовников. Кроме того, конструкция не решает вопроса оптимального использования полезной площади транспортного средства, например, вагона. У торцовых стенок будут образовываться свободные зоны при том или другом положении сиденья. Размещение у стены подвески, рычага и трубчатой тяги требует дополнительной площади.

Цель изобретения - упростить конструкцию сиденья, повысить комфорт для пассажиров и более рационально использовать полезную площадь транспортного средства.

Для достижения поставленной цели тяга выполнена плоской с возможностью перемещения вперед - назад и взаимодействует с рычагами при помощи роликов, установленных в тяге и охватывающих рычаги с двух сторон. Тяга соединена обоими концами с приводами. На каркасе укреплены подушки спинки и сиденья. Каркас жестко связан с осью, установленной на линии симметрии каркаса, один конец которой размещен в гнезде опорной стойки, а второй - в гнезде боковой стенки транспортного средства. Сиденье своей периферией опирается на ножки, жестко закрепленные на полу. Сиденье снабжено неподвижным продолжением спинки. Опорная стойка и боковая стенка имеют углубления для фиксаторов. Крайние сиденья выполнены половинчатыми.

Оптимальное использование полезной площади транспортного средства (вагона) у торцовых стенок достигается за счет использования половины сиденья, например спинки. Эта спинка опускается, образуя сиденье, или прижимается к стенке вагона, создавая возможность сидеть при переориентации сиденья в другую сторону.

На фиг.1 изображен каркас сиденья; на фиг.2 - отдельно взятое сиденье, вид сбоку; на фиг.3 - то же, с изображением опорной стойки; на фиг.4 - опорная стойка и продолжение спинки сиденья, вид спереди; на фиг.5 - сиденья транспортного средства, расположенные в ряд на одной стороне транспортного средства, сориентированные в положение вперед; на фиг.6 - то же, в промежуточном положении при переходе из положения вперед в положение назад; на фиг. 7 - то же, в положении назад; на фиг.8 - кинематическая схема привода для переориентации сидений.

Сиденье транспортного средства состоит из каркаса 1, с которым жестко соединены ось 2 и поворотный рычаг 3. Ось 2 может быть выполнена из двух полуосей. На каркасе 1 укреплены подушка спинки 4 и подушка собственно сиденья 5, роль которых меняется в зависимости от ориентации так, что спинка 4 становится сиденьем 5, а сиденье 5 - спинкой 4. Ось 2 одним своим концом размещается в гнезде 6, выполненном в опорной стойке 7, а вторым - в гнезде 8, выполненном в боковой стенке 9 транспортного средства. Своим краем сиденье 5 или спинка 4 опираются на ножки 10. Спинка 4 в вертикальном положении имеет свое неподвижное продолжение 11, необходимое для большего удобства пассажиров и размещения подголовников. На опорной стойке 7 и в стенке 9 транспортного средства выполнены углубления 12, необходимые для входа подпружиненных барабанчиков - фиксаторов (не показаны). Поворотные рычаги 3, жестко связанные с каркасом 1, при помощи роликов 13 подвижно связаны с тягой 14, на которую воздействует электропневматический привод 15 или 16.

Сиденье транспортного средства работает следующим образом (на примере электропоезда). При подаче вагонов на посадку машинист локомотива включает электропневматический привод 15. Тяга 14 при помощи вращающихся роликов 13 воздействует на поворотные рычаги 3 и поворачивает (перекидывает) все сиденья одновременно по направлению движения поезда вперед.

Спинки 4 занимают вертикальное (немного наклонное) положение. Барабанчики фиксаторов входят в углубления 12. Сиденья 5 опускаются на ножки 10. Электромагнитный стопор (не показан) фиксирует тягу 14 в крайнем левом положении. Открываются двери вагонов, и пассажиры занимают места на сиденьях. По прибытии поезда на конечную станцию пассажиры выходят из вагонов, двеpи вагонов закрываются.

Перед отходом электропоезда в обратный путь машинисты локомотива переходят из первого самоходного вагона в последний, так что хвост поезда становится его головой. Включают электропневматический привод 16. Одновременно освобождается электромагнитный стопор , тяга 14 занимает крайнее правое положение. Сиденья переориентируются в положение назад.

Предлагаемое сиденье транспортного средства позволяет решить проблему размещения всякий раз пассажиров по ходу движения транспортного средства.

В настоящее время вагоны пригородных поездов строятся по компромиссной схеме так, что половина сидений сориентированы в одном направлении, а половина - в другом, и часть пассажиров едет "задом - наперед".

Это получается потому, что железнодорожный состав не всегда возможно развернуть в желаемом направлении. Использование изобретения позволит решить важную проблему ориентации сидений по ходу движения транспортного средства.

Формула изобретения

СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее жестко закрепленные на полу подвески, на которых установлен каркас с подушками, жестко закрепленные на каркасе ось и рычаг, привод перемещения сидений с тягой, соединенной с другими сиденьями и фиксирующим устройством, отличающееся тем, что указанная тяга выполнена плоской, соединена с указанным рычагом посредством расположенных с двух его сторон роликов и смонтирована с возможностью возвратно-поступательного перемещения указанным и дополнительным приводами, один конец указаной оси установлен в гнезде опорной стойки, которая жестко закреплена на полу, а другой - в гнезде, которое выполнено в боковой стенке кузова, при этом оно снабжено неподвижным продолжением спинки, а стойка и боковая стенка выполнены с углублениями для указанных фиксаторов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8