Полоз снегоходного транспортного средства
Реферат
Использование: в транспортных средствах на полозьях для перевозки тяжеловесных грузов по снегу. Сущность изобретения: полоз выполнен с полым каналом и устройством для заполнения его жидкостью, которая заполняет рабочий объем полоза по всему объему. Упругая теплоизолирующая водонепроницаемая прокладка размещена внутри полоза по основанию и боковым стенкам с объемом, не превышающим величину изменения объема замерзающей жидкости при изменении температуры. 2 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам на полозьях для перевозки тяжеловесных грузов по снегу.
Известен санный прицеп, содержащий полозья в виде баллонов (а.с. СССР N 1437289, кл. B 62 B 12/00, 1981). Недостаток известных саней - низкая прочность. Наиболее близким к заявляемому техническому решению является, принятый за прототип, полоз снегоходного транспортного средства, выполненный с каналом, связанным одним концом с источником тепла, а другим с дымовой трубой. Недостаток известного технического решения - высокая материалоемкость и низкая прочность. Цель изобретения - снижение материалоемкости и увеличение прочности путем преднапряжения полоза замерзшей жидкостью. Поставленная цель достигается тем, что полоз снегоходного транспортного средства, выполненный с каналом, дополнительно содержит устройство для заполнения его жидкостью и жидкость по всему объему. Упругая теплоизолирующая водонепроницаемая прокладка размещена внутри полоза по основанию и боковыми стенками с объемом, не превышающим величину изменения объема замерзающей жидкости. В отличие от прототипа преднапряжение полого полоза замерзающей жидкостью позволит повысить его прочность и тем самым снизить материалоемкость. Применяется упругая водонепроницаемая, например резиновая, прокладка, объем которой не превышает величину изменения объема вытесненной жидкости для создания преднапряжения стенок полоза. При наличии прокладок большего объема преднапряжения металла не будет иметь места, так как усилия от увеличения объема льда будут почти полностью гаситься упругостью прокладки. Наличие упругой прокладки позволит исключить разрыв полого металлического полоза во время замерзания воды, поскольку увеличенный объем замерзшей жидкости давит на резиновую прокладку, которая создает преднапряжение днищу и стенкам полоза, возможно частично выгибая их. Расположение резиновой прокладки по основанию и боковым стенкам позволит равномерно распределить силы давления льда на рабочие поверхности полоза, а именно на основание и боковые стенки, а также предупредить таяние льда внутри полоза во время транспортировки тяжеловесного объекта по зимнику, когда рабочие поверхности полоза нагреваются. Водонепроницаемость прокладки необходима для того, чтобы при заливке воды перед замерзанием не произошло впитывание прокладкой жидкости и расширение льда не происходило внутри прокладки, иначе она не будет работать как упругий элемент и теплоизолятор. Наличие у заявляемого технического решения отличительных признаков в сравнении с прототипом свидетельствует о соответствии его критерию "новизна". Совокупность предложенных признаков упругой теплоизолирующей прокладки и замерзшей жидкости в полом канале полоза позволит получить положительный эффект. На фиг. 1 изображен полоз снегоходного транспортного средства, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Полоз снегоходного транспортного средства 1 включает полый канал 2 квадратного сечения. Полость канала сообщена с устройством 3 для заполнения полоза жидкостью 4. Внутри полоза устанавливается упругая теплоизолирующая водонепроницаемая прокладка 5 из резины. Прокладка 5 перекрывает полый канал коробчатого сечения полоза по основанию 6 и боковым стенкам 7. Объем резиновой прокладки не превышает величину изменения объема замерзающей жидкости. Транспортировка грузов волоком с применением предложенного полоза осуществляется следующим образом. Полозья заполняют жидкостью 4 и оставляют до замерзания жидкости. После этого на полозья устанавливают транспортируемый объект и к полозьям прикладывают тяговые усилия, осуществляя транспортировку. Применение предложенного технического решения позволит повысить прочность полоза, уменьшить его деформативность и материалоемкость на 30%.Формула изобретения
ПОЛОЗ СНЕГОХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, выполненный с полостью в виде канала, отличающийся тем, что он снабжен устройством для заполнения его канала замерзающей жидкостью по всему его объему и упругой теплоизолирующей водонепроницаемой прокладкой, размещенной внутри полоза по основанию и боковым стенкам канала с объемом, не превышающим величину изменения объема замерзающей жидкости при изменении температуры.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2