Ветроэнергетическое устройство
Реферат
Использование: в ветровой энергетике. Сущность изобретения: ветроэнергетическое устройство содержит установленную на вращающихся барабанах замкнутую транспортную ленту с закрылками, закрепленными в корпусе, установленном с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей. Центр установки смещен ниже горизонтальной оси вращения корпуса, на котором для ограничения угла вращения закреплены кронштейн и ролик, упирающийся в кольцевой упор, закрепленный на неподвижной опоре. Транспортная лента устанавливается на двух барабанах разного диаметра. Диаметр заднего барабана больше переднего, а его ось вращения находится ниже оси вращения переднего барабана. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к ветровой энергетике и может быть использовано в устройствах, которые предназначены для обеспечения энергией различных потребителей.
Известны конструкции устройств [1,2], которые приняты в качестве прототипа по принципу работы и устройству отдельных узлов. Наиболее близким по принципу работы и по устройству является конвейерный ветродвигатель [2], который содержит шарнирно установленные на бесконечных силовых цепях транспортера парусные лопасти с растяжками, зубчатые колеса, закрепленные на ведущем и ведомом валах, стойки, размещенные на поворотной платформе для крепления валов, и круговой рельс для направления вращения платформы. Недостаток известной конструкции - сложность конструктивного решения и невысокий КПД. Цель изобретения - повышение КПД установки и упрощение конструкции за счет особенностей принципа ее работы, схемного и конструктивного решения отдельных узлов. Указанные цели достигаются тем, что парусные лопасти (закрылки) закреплены на транспортной ленте, перекинутой через три барабана, и образуют замкнутую цепь в виде треугольника. В нижней части цепи закрылки под действием собственного веса откидываются, устанавливаясь рабочей плоскостью (плоскостью сопротивления) перпендикулярно воздушному потоку, образуя из n-го количества закрылок суммарную площадь сопротивления. В верхней части цепи закрылки складываются на транспортную ленту, создавая минимальное сопротивление воздушному потоку. Вся эта система смонтирована в закрытом корпусе, имеющем воздухозаборный и выпускные люки, платформу, обеспечивающую крепление установки на неподвижном основании и его вращение вокруг вертикальной оси в зависимости от направления воздушного потока (ветра). На чертеже показано ветровое энергетическое устройство, общий вид. Ветровое энергетическое устройство монтируется в закрытом корпусе 1 и представляет собой замкнутую транспортную ленту (цепь) 2, перекинутую через три вращающиеся барабана 3, образующие три вершины треугольника. На транспортной ленте в опорах 4 закреплены закрылки 5, угол вращения которых в нижнем положении транспортной ленты определен перпендикулярным положением плоскости их сопротивления воздушному потоку. В верхнем положении транспортной ленты закрылки ложатся на ленту. Для обеспечения требуемого натяжения транспортной ленты 2 ось вращения одного из барабанов 3 (в данном случае - верхний правый) закреплен в корпусе 1 при помощи растяжек 6 и пружин 7. Корпус 1 установлен на платформе (основании) 8 и имеет свободу вращения вокруг горизонтальной оси О в опорах 9 на угол 2, а вокруг вертикальной оси 10 в опорах 11 на угол 360о. Для ограничения угла поворота корпуса вокруг горизонтальной оси в конструкции предусмотрены упорный погон 12, который закреплен на платформе 8, и кронштейн 13 с роликом 14, которые закреплены на корпусе 1. Требуемое положение воздухозаборника установки по отношению к воздушному потоку обеспечивается при помощи стабилизатора 15, выполненного, например, в виде киля летательного аппарата. Принцип работы установки. В исходном состоянии установки под действием момента M = P l sin P l (1) при малых углах корпус установки через ролик 14 упирается в погон 12 и имеет свободу вращения вокруг вертикальной оси. В нижнем положении транспортной ленты 2 закрылки 5 опущены, а в верхнем положении - сложены. Под действием ветра за счет стабилизатора 15 корпус 1 устройства разворачивается таким образом, чтобы его заборное отверстие сечением S установилось против ветра. Проходя через более узкое входное отверстие корпуса, воздушный поток создает концентрированное давление на рабочие поверхности (плоскости сопротивления) n-го количества опущенных закрылок, определяемое выражением F = nabkv (2) где а - высота закрылок; b - их ширина; k - приведенный коэффициент сопротивления воздушному потоку; v - скорость воздушного потока. Давление (усилие) F раскладывается на две составляющие F1 и F2, при этом F1 = F cos = F cos(o-); F2 = F sin = F sin(o-), (3) где о - начальное значение угла . Усилие F1 направлено вдоль нижней части транспортной ленты, заставляя последнюю перемещаться, преодолевая сопротивление вредных и полезных нагрузок. В результате движения транспортной ленты приводятся во вращение барабаны 3, оси вращения которых через редукторы или другие устройства соединены с потребителями, например электрогенератор, водяной насос и т.п. Усилие F2 создает вокруг оси О момент M2+F2hsin = F2hsin (o-), (4) где h - удаление центра О1 приложения приведенного давления на закрылки. С учетом (3) и при малых значениях угловo и можно записать: M2=Fhsin2(o-) Fh(o-)2. (5) При постоянной скорости ветра v в установившемся режиме работы установки моменты М и М2 уравновешивают друг друга. С учетом выражений (1) и (5) Pl = F h (o-)2, или Fh 2 + (Pl + 2Fh o ) = Fh x o2(6) Из приведенного выражения и выражения (5) видно, что угол наклона нижней части транспортной ленты к воздушному потоку зависит от скорости v этого потока, а с учетом первого выражения системы (3) можно утверждать, что постоянство скорости вращения барабанов при изменении скорости воздушного потока v будет обеспечиваться автоматическим изменением угла . При малом значении v угол будет мал и общая площадь сопротивления закрылок воздушному потоку будет больше. Следовательно, будет больше усилие F1, скорость перемещения транспортной ленты и вращения барабана. При увеличении же скорости v возрастает угол (уменьшается угол), уменьшается усилие F1 и скорость вращения барабана. Основной воздушный поток вместе с закрылками устремляется к выходному люку S2, создавая подпорку для закрылок, заставляя их перемещаться вертикально и удерживая от зависания. Часть воздушного потока от заборного люка отводится через люк S1, создавая тем самым в месте перехода закрылок в рабочее состояние некоторое разрежение, обеспечивая опрокидывание закрылок под действием собственного веса.Формула изобретения
1. ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее закрылки, шарнирно установленные на бесконечной транспортной ленте, охватывающей барабаны, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД, оно снабжено установленным с возможностью поворота относительно горизонтальной и вертикальной осей корпусом с входным и выходным патрубками, каналом сброса, кронштейном с роликом, а опора - кольцевым упором, при этом барабаны с транспортной лентой и закрылками размещены в корпусе, ролик установлен на кронштейне с возможностью контактирования с упором, а центр масс расположен ниже горизонтальной оси корпуса. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что диаметр заднего барабана больше диаметра переднего барабана, а ось вращения последнего размещена выше оси вращения заднего барабана. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным барабаном, связанным с корпусом при помощи растяжек и пружины.РИСУНКИ
Рисунок 1