Устройство для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины

Реферат

 

Устройство для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины предназначено для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины в технологии обогащения полезных ископаемых в горной металлургической и других отраслях промышленности. Сущность изобретения: в устройство, содержащее пульсаторы клапанного типа с впускными и выпускными клапанами, систему управления пульсаторами, средство диагностирования блока управления, резервный блок управления и средства ввода его в работу при отказах основного блока дополнительно включены датчики-реле давления сжатого воздуха в коллекторах и ресиверах управления впускными и выпускными клапанами, резервный ресивер воздуха управления с установленным на нем резервным воздухораспределителем, семь вентилей (кранов), установленных на входах ресиверов и выходах воздухораспределителей, датчики-реле тока питания блоков управления, датчики-реле импульсов противо-Э.Д.С. катушек электромагнитных клапанов впуска и выпуска, блок гальванической развязки, два переключателя ключ, блок оценки готовности устройства к диагностированию, блок диагностирования воздухорспределителей, элементы сигнализации и управления, элементы И, ИЛИ, НЕ, ЗАПРЕТ и блок учета времени, применение которых позволяет обеспечить непрерывное автодиагностирование воздухораспределителей в целом и электромагнитных клапанов в частности, структурную избыточность и ее реконфигурацию для восстановления устройства при их отказах, объективный учет времени работы резерва, блокировку, препятствующую включение резерва на неисправную нагрузку, достоверность результатов диагностирования. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к технологии обогащения полезных ископаемых, а именно к отсадке, и может быть использовано для автоматического управления воздушным режимом и колебательным процессом в отсадочной машине.

Известно устройство (аналог) для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины, содержащее пульсаторы клапанного типа с установленными на них указателями хода впускных и выпускных клапанов, блок управления пульсаторами с установленными на нем сигнальными лампами фрагментов цикла отсадки впуска и выпуска, ресивер сжатого воздуха управления впуском в машину с установленными на нем воздухораспределителем с электромагнитным клапаном и манометром, ресивер сжатого воздуха управления выпуском из машины с установленными на нем воздухораспределителем с электромагнитным клапаном и манометром, в котором блок управления позволяет оператору производить в соответствии с технологическими требованиями плавную регулировку параметров цикла отсадки, при этом контроль за работой устройства и оценка его технологического состояния осуществляются периодически органолектическим способом по показаниям манометров на ресиверах, положению указателей хода клапанов на пульсаторах и сигнальным лампам на блоке управления, а контроль колебательного процесса осуществляется эпизодически путем подсчета обслуживающим персоналом, например, за время, равное одной минуте, количества открываний или закрываний клапанов пульсаторов или же числа миганий одной из двух сигнальных ламп впуска или выпуска, включенных параллельно катушкам электромагнитных клапанов воздухораспределителей, и измерения электросекундомером в ходе регламентных работ, длительностей команд впуска, выпуска и пауз между ними [1]. Однако опыт эксплуатации отсадочных машин типа ОМ, ОМА, МО показывает, что из-за влияния различного рода возмущающих факторов (изменения климатических параметров окружающей среды, старения элементов электронной аппаратуры и др.) наблюдаются произвольные изменения колебательного режима отсадочной машины, которые во избежание нарушения технологического процесса - выпуска брака или остановки машины, должны парироваться. Колебательный процесс в отсадочных машинах ведется на частотах 0,5-1,4 Гц (это соответствует числу миганий сигнальных ламп в минуту от 30 до 80), что накладывает на оператора большие трудности по контролю за заданным режимом работы потому, что он визуально способен различать только значительные изменения в частоте процесса и параметрах цикла отсадки. При этом контроль колебательного процесса в машине, а следовательно, и управление им носит эпизодический и субъективный характер, что ухудшает качественные показатели продуктов обогащения и снижает эффективность отсадки. Таким образом, основными недостатками известного устройства являются неудобство и низкая точность управления колебательным режимом отсадочной машины, снижающие эффективность процесса отсадки.

Известно устройство (аналог) для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины, состоящее из пульсаторов клапанного типа, количество которых соответствует числу отсеков машины, двух воздухораспределителей впуска и выпуска с электромагнитными клапанами и блока управления, в котором с целью обеспечения удобств оператору и повышения точности управления колебательным режимом отсадочной машины содержится, в частности, аналоговый измерительный прибор напряжения, пропорционального частоте пульсаций отсадочной постели, который постоянно показывает ее текущее значение и тем самым облегчает оператору выполнение необходимых и регулировочных операций при управлении воздушным режимом машины [2]. Недостатком этого известного устройства является то, что из-за несовершенства аналогового измерительного прибора оно не позволяет с достаточной точностью определять частоту пульсаций. Кроме того, его применение требует постоянного внимания оператора. Наконец, при внезапных отказах в устройстве блока управления (исчезновении на его выходах впуска и выпуска импульсов напряжения требуемой величины) происходит аварийное нарушение колебательного режима и отсадочная машина останавливается.

Известно также устройство (прототип) для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины, содержащее пульсаторы клапанного типа, воздухораспределители впуска и выпуска с электромагнитными клапанами и основной блок управления, в которое с целью повышения его надежности путем обеспечения ремонтопригодности и отказоустойчивости за счет осуществления непрерывного автоматизированного диагностирования правильности функционирования блока управления и однократного, ненагруженного его резервирования при отказах дополнительно включены переключатель, резервный блок управления и средство диагностирования, содержащее генератор контрольных (тактовых) импульсов, счетчик импульсов напряжения на выходах блока управления впуска и выпуска и блок индикации, при этом выход впуска основного блока управления соединен с первым входом, а выход выпуска - со вторым входом переключателя, выход впуск резервного блока управления соединен с третьим входом, а выход выпуск - с четвертым входом переключателя, первый выход которого соединен с входом электромагнитного клапана впуск и с первым входом счетчика, а второй выход - с входом электромагнитного клапана выпуск и с вторым входом счетчика, к третьему входу которого подключен выход генератора контрольных импульсов, первый выход счетчика соединен с пятым входом переключателя, а второй выход подключен к входу блока индикации. При функционировании устройства импульсы напряжения впуска (выпуска) основного блока управления поступают на вход счетчика, который производит последовательный счет их за время контроля. Задание времени контроля частоты и сброс показаний осуществляются автоматически контрольными импульсами генератора. Счетчик выполняет, кроме того, логическую функцию И - наличие на выходах блока управления последовательности импульсов впуска и выпуска. При нарушении правильности функционирования (исчезновении импульсов напряжения впуска и выпуска или отклонении частоты пульсаций от заданного значения на 0,05 Гц) на первом дискретном выходе счетчика появляется сигнал 1, который поступает на пятый вход переключателя, в результате чего он переходит в состояние включено, при этом основной блок управления отключается от нагрузки - электромагнитных клапанов, а резервный блок управления подключается к ней и таким образом нормальная работа устройства восстанавливается [3].

К недостаткам этого устройства относится то, что оно не обеспечивает диагностирование технического состояния воздухораспределителей впуска и выпуска, в частности, их электромагнитных клапанов, что допускает включение резервного блока управления на неисправную нагрузку и как следствие приводит к простою отсадочной машины и к отказу резерва (в случае короткого замыкания в цепи нагрузки), а также безаварийную работу в случаях отказов (порыв мембраны, забивка перепускного отверстия, разрегулировка электромагнитного клапана и др.) воздухораспределителей, поток которых, как показывает опыт эксплуатации устройств, например, на углеобогатительных фабриках ПО "Донец- куглеобогащение" занимает второе место (после блока управления) и составляет до 30 в год.

Цель изобретения - повышение надежности и эффективности устройства путем обеспечения его ремонтопригодности и отказоустойчивости за счет автоматизированного диагностирования правильности функционирования воздухораспределителей впуска и выпуска в целом и их неисправностях, гальванической развязки выходов блока управления от нагрузки, автоматизированного учета времени работы резерва создания избыточности структуры и ее автоматизированной реконфигурации при отказах воздухораспределителей.

Достигается это благодаря тому, что в устройстве для автоматического управления воздушным режимом отсадочной машины, структурная схема которого представлена на фиг.1, 2, содержащем пульсатор 1 клапанного типа, в количестве, соответствующем числу отсеков отсадочной машины, например 4, с впускными 2 и выпускными 3 клапанами, установленные на машине 4 коллектор 5 и ресивер 6 воздуха управления впускными клапанами пульсаторов с установленным на нем воздухораспределителем 7 с электромагнитным клапаном впуска 8, коллектор 9 и ресивер 10 воздуха управления выпускными клапанами пульсаторов с установленным на нем воздухораспределителем 11 с электромагнитным клапаном выпуска 12, датчик-реле 13 нагрузки, также размещаемые на машине, основной 14 и резервный 15 блоки управления пульсаторами, источник питания 16 и средство диагностирования 17 этих блоков с блоком индикации 18, с установленным в нем первым световым сигнальным элементом неисправность блока управления 65, тумблер 19, ключ выбора режима 20, элементы И 21, ИЛИ 22, переключатель 23, предназначенные для ввода в работу резервного блока управления, датчики-реле 24, 25 соответственно импульсов напряжения на выходах впуска и выпуска блока управления и ресивер 26 сжатого воздуха для питания отсадочной машины с установленным на нем вентилем (краном) 27 подачи воздуха к ресиверам 6, 10, предусмотрены следующие отличия: в него включены дополнительно (фиг.1) датчики-реле 28, 29, 30, 31 давления сжатого воздуха, управления соответственно в коллекторах 5, 9 и ресиверах 6, 10, резервный ресивер 32 воздуха управления с установленным на нем резервным воздухораспределителем 33 с резервным электромагнитным клапаном 34, размещенные на отсадочной машине, три вентиля (крана) 35-37, установленные соответственно на входах (питающих трубопроводах) ресиверов 6, 10 и 32, четыре вентиля (крана) 38-41, установленных на выходах соответственно воздухораспределителей 33, 7, 11, а также (фиг.2) датчик-реле 42 тока питания блоков управления резервного и основного, датчики-реле 43, 44 импульсов напряжения противоЭДС катушек электромагнитных клапанов соответственно впуска и выпуска, блок гальванической развязки 45, переключатели 46, 47 входов электромагнитных клапанов соответственно впуска и выпуска, ключ 48 ввода в работу резервного воздухораспределителя, блок 49 оценки готовности устройства к диагностированию, блок 50 диагностирования воздухораспределителей, блок 51 сигнализации с установленными на нем шестью световыми 52-57, одним звуковым 58 сигнальными элементами и кнопкой сброс 59 с размыкающим контактом, элементы И 60, ИЛИ 61, НЕ 62, ЗАПРЕТ 63, второй световой сигнальный элемент 64, установленный в блоке индикации 18, и блок 66 учета времени работы резерва.

Блок 49 оценки готовности устройства к диагностированию, структурная схема которого представлена на фиг.3, с целью обеспечения достоверности результатов диагностирования путем исключения южных сообщений и команд об отказах его элементов за счет непрерывного автоматического контроля нормальных условий правильности их функционирования, световой сигнализации о готовности к диагностированию и блокировок, препятствующих представлению окончательных результатов оценки технического состояния устройства при ее отсутствии, а также с целью обеспечения функционирования блока 50 путем формирования тактовых импульсов фрагментов цикла отсадки при контроле правильности функционирования воздухораспределителей за счет обработки дискретных сигналов датчиков-реле 13, 24, 25, 30, 31 содержит семь элементов И и два элемента НЕ.

Блок 50, функциональная схема которого представлена на фиг.4, с целью обеспечения автоматизированного диагностирования правильности функционирования воздухораспределителей в целом, оцениваемого путем непрерывного контроля их быстродействия, и электромагнитных клапанов, в частности, оцениваемого путем автоматического обнаружения повреждений (обрыв или короткое замыкание) в цепи их обмоток, путем световой сигнализации при обнаружении контролируемых неисправностей и блокировки ввода резервного блока управления при неисправных воздухораспределителях за счет обработки сигналов датчиков-реле 43, 44 и формирования на его выходах сигналов результатов контроля содержит два элемента ЗАДЕРЖКА, четыре элемента ПАМЯТЬ, три элемента НЕ, четыре элемента ИЛИ и шесть элементов И.

При этом выход ресивера 26 соединен с входом первого вентиля (крана) 27, выход которого соединен с входами второго 35, третьего 36 и четвертого 37 вентилей, а выходы последних подключены к входам ресиверов 6, 10, 32, первый выход ресивера 6 соединен с входом воздухораспределителя 7, а второй его выход - с входом датчика-реле 30, выход которого подключен к первому входу первого элемента И в блоке 49, первый выход ресивера 10 соединен с входом воздухораспределителя 11, а второй его выход - с входом датчика-реле 31, выход которого подключен к первому входу второго элемента И в блоке 49, выход ресивера 32 соединен с входом резервного воздухораспределителя 33, первый выход которого подключен к входам пятого 38 и шестого 39 вентилей (кранов), первый выход воздухораспределителя ВПУСК 7 подключен к входу седьмого вентиля (крана) 40, выход которого соединен с входом датчика-реле 28, с выходом пятого вентиля (крана) 38 и с коллектором 5, который подключен к каждому из впускных клапанов 2 пульсаторов 1, первый выход воздухораспределителя 11 подключен к входу восьмого вентиля (крана) 41, выход которого соединен с входом датчика-реле 29, с выходом шестого вентиля (крана) 39 и с коллектором 9, который подключен к каждому из выпускных клапанов 3 пульсаторов 1, вторые выходы воздухораспределителей 7, 11, 33 соединены с атмосферой, выход датчика-реле 28 подключен к входу первого элемента НЕ, а выход датчика-реле 29 - к входу второго элемента НЕ в блоке 50, первый выход датчика нагрузки 13 соединен с первым входом третьего элемента И в блоке 49, а второй выход подключен к первому входу второго элемента И 60, второй вход которого соединен с пятым выходом первого переключателя 23, а выход подключен к входу блока 66 (фиг.2), где выход источника питания 16 соединен с входом датчика-реле 42, первый выход которого подключен к второму входу третьего элемента И в блоке 49, а второй выход - к шестому входу первого переключателя 23, третий и четвертый выходы которого соединены с входами блоков управления 14, 15 соответственно, основного и резервного, первые выходы которых (выходы впуска подключены соответственно к первому и третьему входу, а вторые выходы (выходы выпуска) - к второму и четвертому входу переключателя 23, первый выход которого (выход впуск) соединен с первым входом блока 45 гальванической развязки и с входом датчика-реле 24, а второй его выход (выход выпуска) соединен с вторым входом блока 45, с входом датчика-реле 25, первый выход блока 45 подключен к входу датчика-реле 43 и к первому входу второго переключателя 46, первый выход которого соединен с входом электромагнитного клапана впуска 8, второй выход блока 45 подключен к входу датчика-реле 44 и к первому входу третьего переключателя 47, первый выход которого соединен с входом электромагнитного клапана выпуска 12, а второй выход - с вторым выходом второго переключателя 46 и с входом резервного электромагнитного клапана 34, выход тумблера 19 соединен с первым входом первого элемента И 21 к второму входу которого подключен первый выход первого ключа 20, вход которого соединен с первым выходом средства диагностирования 17, второй выход которого подключен к входу первого светового сигнального элемента 65 на блоке индикации 18 с первым входом второго элемента ИЛИ 61 и входом первого элемента НЕ 62, выход которого соединен с вторыми входами второго и четвертого элементов И в блоке 49, второй выход первого ключа 20 подключен к первому входу первого элемента ИЛИ 22, второй вход которого соединен с выходом первого элемента И 21, а выход - с прямым входом элемента ЗАПРЕТ 63, выход которого подключен к пятому входу первого переключателя 23, выходы датчиков-реле 43, 44 подключены соответственно к прямым входам первого и второго элемента ПАМЯТЬ в блоке 50, первые выходы датчиков-реле 24, 25 подключены соответственно к первому и второму входам средства диагностирования, а вторые выходы этих реле соединены с входами соответственно первого и второго элементов НЕ в блоке 49, в котором выход первого элемента НЕ 67 подключен к первому входу пятого элемента И 68, второй вход которого соединен с входом второго элемента НЕ 69, выход которого подключен к первому входу шестого элемента И 70, второй вход которого соединен с входом первого элемента НЕ 67, выход второго элемента И 71 соединен с первым входом седьмого элемента И 72, к второму входу которого подключен выход первого элемента И 73, выход третьего элемента И 14 подключен к первому входу четвертого элемента И 75, выход которого соединен с вторым входом первого элемента И 73, выход третьего элемента И 74 подключен к входу второго светового сигнального элемента ГОТОВНОСТЬ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ 64 в блоке индикации 18, выход седьмого элемента И 72 подключен к входу третьего светового сигнального элемента ГОТОВНОСТЬ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ УСТРОЙСТВА 52 в блоке сигнализации 51, выходы первого 73, второго 71, пятого 68, шестого 70 элементов И и входы первого 67 и второго 69 элементов НЕ подключены соответственно к первому входу первого элемента И 76, к первому входу второго элемента И 77, к входу первого элемента ЗАДЕРЖКА 78, к входу второго элемента ЗАДЕРЖКА 79, к второму входу первого элемента ПАМЯТЬ и к второму входу второго элемента ПАМЯТЬ 81 в блоке 50 диагностирования воздухораспределителей, в котором выходы элементов ПАМЯТЬ 80, 81 соединены с входами первого элемента ИЛИ 82, выход которого подключен к входу третьего элемента НЕ 83, а выход последнего соединен с первыми входами третьего и четвертого элемента И 84, 85, вторые входы которых подключены к вторым входам соответственно первого и второго элементов ПАМЯТЬ 80, 81, выходы элементов ЗАДЕРЖКА 78, 79 соединены с первыми входами соответственно пятого и шестого элементов И 86, 87, вторые входы которых подключены к выходам соответственно первого 88 и второго 89 элементов НЕ, а выходы соединены с первыми входами соответственно второго И 90, третьего 91 элементов ИЛИ, а также с входами соответственно четвертого и пятого 53, 54 световых сигнальных элементов в блоке сигнализации, выход третьего элемента И 84 соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ 90 и с входом шестого светового сигнального элемента 55 в блоке 51, выход четвертого элемента И 85 соединен с вторым входом третьего элемента ИЛИ 91 и с входом седьмого светового сигнального элемента 56 в блоке 51, выходы второго 90 и третьего 91 элементов ИЛИ подключены к входам соответственно первого 76 и второго 77 элементов И, выходы которых соединены с первыми входами соответственно третьего 92 и четвертого 93 элементов ПАМЯТЬ, вторые входы которых подключены к выходу кнопки СБРОС 59 в блоке 51, а выходы - к входам четвертого элемента ИЛИ 94, выход которого соединен с запрещающим входом элемента ЗАПРЕТ 63 и с вторым входом второго элемента ИЛИ 61, а выход последнего подключен в блоке 51 к входам звукового 58 и восьмого светового 51 сигнальных элементов.

Работа устройства осуществляется следующим образом. В исходном состоянии переключатели 23, 46, 47, ключ 48 и тумблер 19 находятся в положении ОТКЛЮЧЕНО, ключ 20 выбора режима ввода резервного блока управления - в положении АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, вентили (краны) 27, 35, 37, 40, 41 открыты, а вентили (краны) 36, 38, 39 закрыты, при этом первый выход средства диагностирования 17 блока управления через ключ 20 соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ 22, питание от источника 16 через датчик-реле 42 поступает через шестой вход и третий выход переключателя 23 к входу основного блока управления 14 пульсаторами 1, первый выход (выход впуска) которого соединен с первым выходом, а второй выход (выход выпуска) - с вторым выходом переключателя, и таким образом резервный блок управления 15 отключен и находится в ненагруженном резерве, т. к. он отключен по питанию и от нагрузки. Первый выход блока 45 гальванической развязки соединен через первый вход и первый выход второго переключателя 46 с входом электромагнитного клапана впуска 8 воздухораспределителя, а второй выход блока 45 соединен через первый вход и первый выход третьего переключателя 47 с входом электромагнитного клапана выпуска 12 воздухораспределителя. Таким образом, резервный воздухораспределитель 33 отключен и находится в ненагруженном резерве, т.к. он отключен по питанию - вентиль (краны) 36 закрыт и от нагрузки - вентили (краны) 38, 39 закрыты. Сжатый воздух из ресивера 26 поступает в ресиверы 6, 10 и заполняет их до штатного давления 22-24 кПа, обеспечивающего нормальное функционирование пульсаторов, при этом на выходах датчиков-реле 30, 31 появляются сигналы 1, которые поступают в блок 49 к первым входам соответственно первого 73 и второго 71 элементов И.

При поступлении на отсадочную машину нагрузки по горной массе срабатывает датчик-реле 13, в результате чего на его выходах появляются сигналы 1, первый из которых поступает на второй вход второго элемента И 60, а второй - в блок 49 к второму входу третьего элемента И 74. Оператор включает в работу основной блок управления 14, при этом выход источника питания 16 через вход и первый выход датчика-реле 42, шестой вход и третий выход первого переключателя 23 подключается к входу блока 14, в результате чего на втором выходе датчика-реле 42 появляется сигнал 1, который поступает в блок 49 к первому входу третьего элемента И 74, с выхода которого сигнал 1 поступает в блок индикации 18, к входу второго светового сигнального элемента 64 БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ГОТОВ К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ и он загорается, а на выходах блока 14 появляются с заданной частотой и скважностью импульсы напряжения впуска и выпуска, которые поступают соответственно с первого выхода первого переключателя 73 к первому входу блока 45 и далее, с первого выхода блока 45 через первый вход и первый выход второго переключателя 46 к входу электромагнитного клапана 8 впуска воздухораспределителя и с второго выхода первого переключателя 23 к второму входу блока 45 и далее, с второго выхода блока 45 через первый вход и первый выход третьего переключателя 47 к входу электромагнитного клапана выпуска 12. Одновременно импульсы напряжения впуск и выпуск поступают на вход датчиков-реле 24, 25, на выходах которых при их наличии формируются сигналы 1, которые поступают соответственно к первому и второму входу средства диагностирования 17, а в блоке 49 - к входам первого 67 и второго 69 элементов НЕ и входам шестого и пятого элементов И 70, 68. Последовательность импульсов на выходах блока управления определяется конструкцией пульсаторов. В дальнейшем рассматривается работа устройства, в котором блок управления имеет на своих выходах последовательность импульсов согласно диаграмме, представленной на фиг.5.

При отсутствии напряжения на катушке электромагнитного клапана 8 впуска воздухораспределителя 7 он отключен, при этом вход воздухораспределителя соединяется с его первым выходом, а второй выход отключается от атмосферы, и воздух управления от ресивера 6 через вентиль (кран) 40 поступает на вход датчика-реле 28, коллектора 5 и впускных клапанов 2, в результате чего они открываются и происходит впуск воздуха в машину, а на выходе датчика-реле 28 с выдержкой времени (0,2-0,4 с), определяемой быстродействием воздухораспределителя 7, формируется сигнал 1, который поступает в блок 50 к входу первого элемента НЕ 89.

В момент появления напряжения, прикладываемого к катушке электромагнитного клапана 8 впуска воздухораспределителя впуска 7 он отключается, при этом вход воздухораспределителя 7 отключается от ресивера 6, первый его выход соединяется с вторым выходом, который подключается к атмосфере, при этом воздух управления от впускных клапанов 2 и коллектора 5 выход в атмосферу, в результате чего они закрываются и подача воздуха в машину прекращается.

В момент исчезновения напряжения с катушки впускного электромагнитного клапана 8 на ней возникает импульс напряжения противоЭДС, который поступает на вход датчика-реле 43, на выходе которого при этом формируется сигнал 1, который поступает в блок 50 к прямому входу первого элемента ПАМЯТЬ 80, которым он запоминается на время наличия напряжения на выпускном клапане 12. При отсутствии напряжения на катушке электромагнитного клапана 12 выпуска воздухораспределителя 11 он отключен, при этом вход воздухораспределителя 11 соединяется с его первым выходом, а второй выход отключается от атмосферы, и воздух управления от ресивера 10 через вентиль (кран) 41 поступает на вход датчика-реле 29, к коллектору 9 и выпускным клапанам 3, в результате чего они открываются и происходит выпуск воздуха из машины, а на выходе датчика-реле 29 с выдержкой времени (0,2-0,4 с), определяемой быстродействием воздухораспределителя 11, формируется сигнал 1, который поступает в блок 50 на вход второго элемента НЕ 89. B момент появления напряжения, прикладываемого к катушке электромагнитного клапана 12 выпуска 11 воздухораспределителя он включается, при этом вход воздухораспределителя отключается от ресивера, а первый его выход соединяется с вторым выходом, который подключается к атмосфере, при этом воздух управления от выпускных клапанов 3 и коллекторе 9 выходит в атмосферу, в результате чего они закрываются и выпуск воздуха из машины прекращается. В момент исчезновения напряжения с катушки выпускного электромагнитного клапана 12 на ней возникает импульс напряжения противоЭДС, который поступает на вход датчика-реле 44, на выходе которого при этом формируется сигнал 1, который поступает в блок 50 к прямому входу второго элемента ПАМЯТЬ 81, на котором он запоминается на время наличия напряжения на впускном клапане 8. В моменты, когда напряжение прикладывается к обоим электромагнитным клапанам, формируются фрагменты-циклы отсадки-пауза между впуском и выпуском (Т паузы 1) и пауза между выпуском и впуском (Т паузы 2), при которых впускные и выпускные клапаны пульсаторов закрыты. Описанный цикл отсадки повторяется с частотой, заданной блоком управления 14. При такой работе устройства с помощью средства диагностирования 17 и блоков 49, 50 непрерывно осуществляется автоматизированное диагностирование правильности его функционирования. Средство диагностирования 17 осуществляет последовательный счет импульсов напряжения на выходах блока управления 14, при этом сигналы 1 поступают с выходов датчиков-реле 24, 25 соответственно на первый и второй его вход и в случаях, когда возникают контролируемые нарушения в правильности функционирования блока управления - исчезновение импульсов впуска (выпуска), отклонение частоты пульсаций от нормы, на его выходах появляются сигналы 1, первый из которых с первого выхода через ключ 20, его второй выход, второй вход и выход первого элемента ИЛИ 22 поступает к прямому входу элемента ЗАПРЕТ 63 и, если при этом на его запрещающем входе сигнал 0, т.е. воздухораспределители 1, 11 функционируют правильно, проходит далее к пятому входу первого переключателя 23, который переходит в положение ВКЛЮЧЕНО, при этом основной блок управления 14 отключается от питания и от нагрузки, а резервный блок управления 15 подключается к питанию и к нагрузке (первый выход датчика-реле 42 через шестой вход и второй выход переключателя 23 подключается к входу блока 15, первый выход которого через третий вход и первый выход переключателя 13 соединяется с первым входом блока 45, а второй выход через четвертый вход и второй выход переключателя 23 - с вторым входом блока 45, а второй с второго выхода поступает в блок индикации к входу первого светового сигнального элемента НЕИСПРАВНОСТЬ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ 65 и к первому входу второго элемента ИЛИ 61, с выхода которого сигнал 1 проходит в блок сигнализации 51 к входам светового 57 и звукового 58 сигнальных элементов НЕИСПРАВНОСТЬ УСТРОЙСТВА, при этом звенит звонок, привлекая внимание персонала, а также к входу первого элемента НЕ 62, с выхода которого сигнал 0 поступает в блок 49 к входу третьего элемента И 74. Объективный учет времени работы резервного блока управления обеспечивается с помощью второго элемента И 60 и блока 66, при этом сигнал 1 с пятого выхода переключателя 23 при его переключении в положение ВКЛЮЧЕНО поступает на первый вход второго элемента И 60, к второму входу которого поступает сигнал 1 с второго выхода датчика нагрузки 13, в результате чего на его выходе появляется сигнал 1, время наличия которого и учитывается нарастающим итогом блоком 66. Блок оценки готовности устройства к диагностированию осуществляет проверку условий правильности функционирования устройства в целом и его элементов в отдельности. Общими условиями для устройства в целом являются наличие нагрузки на машину и наличие тока питания блока управления, которые проверяются с помощью третьего элемента И 74, с выхода которого при их соблюдении сигнал 1 поступает также к второму четвертого элемента И 75, к первому входу которого поступает сигнал 1 с выхода первого элемента НЕ 62, т.е. при отсутствии неисправностей блока управления, при этом сигнал 1 с его выхода поступает к второму входу первого элемента И 73 на первый вход которого уже поступил сигнал 1 с выхода датчика-реле 30, на выходе первого элемента появляется сигнал 1, который поступает на первый вход седьмого элемента И 72 и в блок 50 к второму входу первого элемента И 76 и означает готовность к диагностированию воздухораспределителя впуска 7. Сигнал 1 с выхода элемента НЕ 62, свидетельствующий об отсутствии неисправностей в блоке управления, поступает в блоке 49 также на второй вход второго элемента И 71, на первый вход которого уже поступил сигнал 1 с выхода датчика-реле 31, поэтому на выходе элемента И 71 появляется сигнал 1, который поступает к второму входу седьмого элемента И 72 и в блок 50 к второму входу второго элемента И 77 и означает готовность к диагностированию воздухораспределителя выпуск. Появление на входах седьмого элемента И 72 сигналов 1 приводит к появлению сигнала 1 и на его выходе, который поступает в блок сигнализации 51 к входу третьего светового сигнального элемента ГОТОВНОСТЬ УСТРОЙСТВА К ДИАГНОСТИРОВАНИЮ 52, который загорается. Сигналы 1 на выходах пятого и шестого элементов И 68, 70 формируются в периоды соответственно впуска, т.е. когда (фиг.5) к катушке электромагнитного клапана выпуск 12 приложено напряжение и с выхода датчика-реле 25 сигнал 1 поступает к первому входу пятого элемента И 68, а к катушке электромагнитного клапана 8 впуска нет и с выхода датчика-реле 24 сигнал 0 поступает к входу первого элемента НЕ 67, где инвертируется и сигнал 1 поступает к второму входу пятого элемента И 68 и выпуска т.е., когда к катушке электромагнитного клапана впуск 8 приложено напряжение и с выхода датчика-реле 24 сигнал 1 поступает к первому входу шестого элемента И 70, а к катушке электромагнитного клапана 12 выпуска нет и с выхода датчика-реле 25 сигнал 0 поступает к входу второго элемента НЕ 69, где инвертируется и сигнал 1 поступает к второму входу шестого элемента И 70, которые поступают в блок 50 к входам соответственно первого и второго элементов ЗАДЕРЖКА 78, 79. В блоке 50 осуществляется диагностирование правильности функционирования воздухораспределителей впуска и выпуска в целом путем контроля их быстродействия, оцениваемого по времени с момента подачи команды соответственно впуска и выпуска до момента появления штатного давления в коллекторах 5 и 9 соответственно, а также электромагнитных клапанов 8, 12, в частности, путем контроля исправности (отсутствие обрыва или короткого замыкания) цепи их катушек, оцениваемой по наличию импульсов противоЭДС на них при снятии подаваемого от блока управления напряжения следующим образом.

1. Для воздухораспределителя впуска 7: при наступлении в цикле отсадки фрагмента впуска сигнал 1, который поступает с выхода пятого элемента И 68 в блоке 49 на вход первого элемента ЗАДЕРЖКА 78 с выдержкой времени, равной штатному быстродействию воздухораспределителя, проходит к входу пятого элемента И 86, если за время этой выдержки с датчика-реле 28 не поступит сигнал 1 на вход первого элемента НЕ 88, на выходе которого сохраняется сигнал 1, что приводит к появлению сигнала 1 на выходе пятого элемента И 86, свидетельствующего о нарушении правильности функционирования - снижении быстродействия воздухораспределителя впуска, при этом он проходит в блок сигнализации 51 к входу четвертого светового сигнального элемента СНИЖЕНИЕ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ВПУСКА 53, который загорается и на первый вход второго элемента ИЛИ 90, с выхода которого сигнал 1 поступает на второй вход первого элемента И 76, если при этом соблюдается условие готовности к диагностированию воздухораспределителя впуска, т.е. к первому входу первого элемента И 76 поступил сигнал 1 с выхода первого элемента И 73 в блоке 49, то на выходе элемента И 76 появляется сигнал 1, который поступает на прямой вход третьего элемента ПАМЯТЬ 92, запоминается им и с его выхода проходит на вход четвертого элемента ИЛИ 94, с выхода которого он проходит запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 63, блокируя включение резервного блока, и на второй вход элемента ИЛИ 61, в результате чего на выходе последнего появляется сигнал 1, который поступает в блок 51 сигнализации к входам восьмого светового сигнального элемента 57, который загорается, и звукового сигнального элемента 58, который звенит, привлекая внимание персонала.

В моменты снятия напряжения с катушки электромагнитного клапана 8 на ней (при условии исправности отсутствие обрыва или короткого замыкания) возникают импульсы противоЭДС, которые поступают на вход датчика-реле 43, на выходе которого при этом формируются сигналы 1, которые поступают к прямому входу первого элемента ПАМЯТЬ 80, к сбрасывающему входу которого поступают сигналы 1 с входа второго элемента НЕ 69 в блоке 49 (отмечающие время наличия напряжения на катушке электромагнитного клапана выпуска), запоминаются на нем и поступают к первому входу первого элемента ИЛИ 82, с выхода которого он проходит на вход третьего элемента НЕ 83, где инвертируется в сигнал 0, свидетельствующий об отсутствии повреждений в катушках электромагнитного клапана. При повреждении цепи катушки клапана импульсы противоЭДС на ней не возникают и, следовательно, сигналы 1 к прямому входу элемента ПАМЯТЬ 80 не поступают, при этом на выходе первого элемента ИЛИ 82 появляется сигнал 0, который инвертируется элементом НЕ 83 в сигнал 1, свидетельствующий о повреждении цепи катушки электромагнитного клапана, который поступает на второй вход третьего элемента И 84, к первому входу которого поступает сигнал 1 с входа второго элемента НЕ 69 в блоке 49, при этом на его выходе появляется сигнал 1, который по