Система для транспортирования грузов вертолетами на внешней подвеске
Реферат
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к подвесным системам для транспортирования грузов вертолетами и дирижаблями. Цель: повышение безопасности полетов за счет повышения надежности проведения работ при аварийном сбросе груза. Система для транспортирования грузов 21 вертолетами на внешней подвеске содержит подвесное устройство каждого вертолета, грузовые скобы 12 с захватными крюками, имеющие подпружиненные защелки 13 и установленные в противоположные стороны относительно одна другой, и груз 21 с петлями 20, а подвесные устройства вертолетов включают грузовые тросы с проушинами 10, связанными с захватными крюками. При этом подвесные устройства вертолетов снабжены грузовыми замками, грузовые скобы 12 выполнены съемными с возможностью крепления к петлям 20 груза 21, защелки 13 имеют форму цилиндров с радиальными пазами и концентрически установлены внутри захватных крюков с возможностью поворота вокруг своей оси, причем пазы 14 выполнены с возможностью взаимодействия с проушинами 10. Кроме того, в грузовых скобах 12 выполнены ложементы для размещения в них грузовых петель 20, а крепление грузовых скоб 12 к петлям 20 осуществляется посредством накладок. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к подвесным системам для транспортирования грузов вертолетами и дирижаблями.
Известна наиболее близкая по технической сущности система для транспортировки грузов вертолетами на внешней подвеске, содержащая подвесное устройство каждого вертолета, грузовые скобы с захватными крючками, имеющие подпружиненные защелки и установленные в противоположные стороны относительно одна другой, и груз с петлями, а подвесные устройства вертолетов включают грузовые тросы с проушинами, связанными с захватными крючками. Однако известная система имеет недостаточно высокую надежность отделения грузового троса от скобы, так как на выламывание защелки необходимо время, в течение которого возросшая нагрузка на второй вертолет может привести к аварийной ситуации, кроме того, при выламывании защелки возникает ударный импульс, отрицательно влияющий на безопасность полетов. Целью изобретения является повышение безопасности полетов за счет повышения надежности проведения работ при аварийном сбросе груза. Это достигается тем, что в системе для транспортировки грузов вертолетами на внешней подвеске, содержащей подвесное устройство каждого вертолета, грузовые скобы с захватными крюками, имеющие подпружиненные защелки и установленные в противоположные стороны относительно одна другой и груз с петлями, а подвесные устройства вертолетов включают грузовые тросы с проушинами, связанными с захватными крюками, подвесные устройства вертолетов снабжены грузовыми замками, грузовые скобы выполнены съемными с возможностью крепления к петлям груза, защелки имеют форму цилиндров с радиальными пазами и концентрически установлены внутри захватных крюков с возможностью поворота вокруг своей оси, причем пазы выполнены с возможностью взаимодействия с проушинами. При этом в грузовых скобах выполнены ложементы для взаимодействия с петлями груза, а соединение их осуществляется с помощью накладок. На фиг.1 изображена предлагаемая система, общий вид; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - система при аварийном сбросе в случае несрабатывания одного замка; на фиг;5 - узел II на фиг.4. Система включает подвесные устройства 1 и 2 вертолетов 3 и 4, состоящие из грузовых замков 5 и 6 с электрическим или другим видом управления, грузовые тросы 7 и 8, оснащенные на концах проушинами 9 и 10. Проушины 9 закреплены на скобах 11 грузовых замков 5, 6, а проушины 10 - на захватных крюках грузовых скоб 12 при помощи защелок 13 с радиальными пазами 14, выполненными с возможностью размещения в них опорных плоскостей 15 проушин 10. Защелки 13 имеют цилиндрическую форму и установлены концентрически внутри захватных крюков с возможностью вращения вокруг своей оси. Цилиндрические поверхности защелок 13 имеют ручьи 16, которые, взаимодействуя с кольцевыми гребнями зевов захватных крюков грузовых скоб 12, фиксируют положение защелок 13 внутри захватных крюков и предотвращают их выпадение. Проемы 17 зевов грузовых крюков имеют ширину, превышающую толщину проушины 10, и выполнены под углом = 50...60о к вертикальной оси. Защелки 13 поджимаются пружинами 18 посредством шариков 19. Грузовые скобы 12 закреплены неподвижно на грузовых петлях 20 груза 21 при помощи накладок 22 и болтов 23. При этом петли 20 размещены в ложементах 24 скоб 12. Устройство работает следующим образом. Перед полетом на петли 20 груза 21 крепятся грузовые скобы 12 при помощи накладок 22 и болтов 23 так, чтобы проемы 17 были направлены в противоположные стороны, при этом защелки 13 должны быть установлены пазами 14 совмещенно с проемами 17 крючков грузовых скоб 12. Затем в пазы 14 устанавливаются опорными плоскостями 15 проушин 10 подвесные устройства 1 и 2 зависших над грузом вертолетов 3 и 4 и проворачиваются вместе с защелками 13 в вертикальное положение. После этого вертолеты 3 и 4 набирают высоту и следуют по маршруту. В период от подцепки груза до натяжения тросов 7 и 8 во время набора высоты подпружиненные шарики 19 препятствуют провороту защелки 13 до положения совмещения пазов 14 с проемом 17 и тем самым исключают самопроизвольное выпадение проушин 10 из грузовых скоб 12. При необходимости аварийного сброса груза 21 подается сигнал на раскрытие грузовых замков 5 и 6 каждого вертолета. В случае отказа одного замка, например замка 5, груз 21, освободившись от опоры подвесной системы вертолета 4, начинает вращаться вокруг опоры подвесной системы вертолета 3, при этом возникает вращающий момент, который, преодолевая сопротивление подпружиненного шарика 19, воздействует на опорную плоскость 15 проушины 10 и защелку 13 и проворачивает их в зеве грузовой скобы 12 до совмещения паза 14 с проемом 17. При достижении указанного совмещения проушина 10 освобождается от зацепления с грузовой скобой 12 и груз 21 отделяется от подвесной системы вертолета 3. Это происходит при повороте груза в пределах угла . Изобретение позволяет обеспечить более высокую надежность аварийного сброса груза при отказе сбросной системы одного из вертолетов, так как отделение груза от подвесной системы происходит до принятия грузом вертикального положения без толчков и ударных нагрузок, связанных с выламыванием защелок, как это имеет место в базовом устройстве. Кроме того, оно позволяет повысить безопасность полетов за счет исключения нарушения целостности транспортируемого груза при оснащении его специальными грузозахватами, а также производительность труда при подготовительно-заключительных работах с транспортируемым грузом.Формула изобретения
1. СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ ВЕРТОЛЕТАМИ НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ, содержащая подвесное устройство каждого вертолета, грузовые скобы с захватными крюками, имеющие подпружиненные защелки и установленные в противоположные стороны одна относительно другой, и груз с петлями, а подвесные устройства вертолетов включают в себя грузовые тросы с проушинами, связанными с захватными крюками, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности полетов за счет повышения надежности проведения работ при аварийном сбросе груза, подвесные устройства вертолетов снабжены грузовыми замками, грузовые скобы выполнены съемными с возможностью крепления к петлям груза, защелки имеют форму цилиндров с радиальными пазами и концентрически установлены внутри захватных крюков с возможностью поворота вокруг своей оси, причем пазы выполнены с возможностью взаимодействия с проушинами. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в грузовых скобах выполнены ложементы. 3. Система по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что грузовые скобы соединены с петлями груза поредством накладок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5