Трехмерный биллиард

Реферат

 

Изобретение относится к комнатным играм с небольшими движущимися предметами. Устройство содержит трубки-ускорители 1, отклоняющие электромагниты 2, конденсатор 3, подвижные элементы 4,5, соленоиды 7,13,15, электромагниты разделения 9,10, трубки-накопители 11,12,14, емкостные датчики 16, узел управления, содержащий рычаг, шарнир, электрический контакт, дугообразный реостат, кнопочное включение, реостаты, телескопические стойки, шарнир рычага. Магнитный шарик содержит магнитные ядра и резиновый слой. 4 ил.

Изобретение относится к комнатным играм с небольшими движущимися предметами.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее вертикальную трубку с насаженным на нее соленоидом с системой управления им и систему регистрации положения подвижного элемента.

Недостатком известного устройства является невысокая его занимательность.

Цель изобретения - повышение занимательности.

На фиг. 1 изображен трехмерный биллиард; на фиг. 2 и 3 - средство управления полетом шариков биллиарда; на фиг. 4 - конструкция шарика.

Трехмерный биллиард состоит из параллельных трубок ускорителей 1 с отклоняющими подвижные элементы - шарики в стороны электромагнитами 2. С двух сторон над площадкой электромагнитов закреплено средство для зависания шариков, где фиксируется вылетевший из трубки шарик 4 одного цвета, который отбрасывают шариком 5 другого цвета в лузу 6 с последующим втягиванием шариков 4, 5 соленоидами, средство возврата шариков в полость трубопровода 8 с разветвлениями и денситометрами определения цвета каждого шарика с последующим разделением шариков того или иного цвета электромагнитами 9, 10 в боковые трубки 11 для накопителей соответствующего цвета.

Трубки-накопители 12 четырех-двух цветов имеют соленоидные ускорители 13 введения их в трубки 14 начала трубок ускорителей 1 с соленоидами 15 "выстреливания" шариком 4 или 5 в пространство между обкладками конденсатора 3. Бесконтактные емкостные датчики 16 у колец-луз выполнены в виде колец-луз.

Устройство управления ускорителем осуществляется с помощью рычага 17 на шарнире 18 с прикрепленным к рычагу скользящим электрическим контактом 19 скольжения вдоль дугообразного реостата 20 и кнопочного включения соленоида 15 ускорителя, где реостат подключен к соленоиду 15 или к соленоиду 13, если устройство выполнено без соленоида 15.

Для включения отклоняющих шары 4, 5 электромагнитов 2 под другой рукой играющего имеется подобный рычаг с двумя скользящими электрическими контактами 19 для двух реостатов 22 и 23, где реостат 23 имеет ось наклона на раздвижных телескопических стойках 24, а шарнир рычага 25 выполнен сферическим.

На фиг. 4 изображен магнитный шарик 26, вокруг которого цветной резиновый слой 27 образует шарик для игры. Оба реостата 22, 23 выполнены на шарнирах с телескопически раздвигаемыми стойками. Шарик 4 выводят в заданные координаты пространства между обкладками конденсатора 3 с помощью ручного управления или записей программ.

Ручным управлением одной рукой смещают рычаг 17 вдоль реостата 20 и нажимают кнопку 21 для вывода шарика 4 на требуемую высоту. С помощью реостата 20 меняют сопротивление электрического тока, подаваемого на соленоид 15, а кнопкой 21 включают (подают) электрический ток от реостата в соленоид 15 разгона шарика 4 до подъема его на требуемую высоту. Одновременно или заранее устанавливают необходимые сопротивления подаваемого электрического тока на электромагниты 2 по координатным осям х и y, где ручкой поворота в сферическом шарнире 25 смещают сразу два электрических контакта 19 соленоидов 22 и 23, при этом смещении ручки 17 один из реостатов наклоняется и смещается в сторону с помощью шарнира и телескопически раздвигаемых стоек 24.

С помощью кнопки второй ручки-рычага (фиг. 3) подается электрический ток к электромагнитам 2 перед вылетом шарика 4 из трубки ускорителя или заранее. Шарик 4 описывает какую-то траекторию над плоскостью с электромагнитами 2 и зависает в пространстве при одновременном включении электрического напряжения на обкладках конденсатора 3, фиксируя тем самым это положение шарика 4 между обкладками 3 параллельным электрическим полем (шарик 4 имеет пружинящую оболочку 27 вокруг магнитного ядра).

Второй играющий с помощью соленоидов 13 из накопителей 12 вводит в трубку 14 шарик другого цвета и почти сразу же вылетевшим шариком 4 разгоняет свой шарик 5 соленоидом 15, определяя не высоту подъема шарика 5, а силу его удара по шарику 4, а в момент вылета шарика 5 из ускорителя (можно к ручному управлению подключить любой ускоритель или один из ускорителей после раздела ускорителей между играющими) включает электромагниты 2 направления шарика 5 на шарик 4 с таким расчетом, чтобы этот удар направил шарик 4 в одну из луз 6. В случае пролета шарика через лузу 6 расположенные по ее периметру емкостные датчики 16 сигнализируют о пролете шарика 4 через лузу, даже возможны показания к какому краю лузы ближе пролетел шарик. Последнее позволяет реализовать игру в виде тира с регистрацией точности попадания.

После попадания шарика в лузу или без попадания включаются соленоиды 7, втягивая шарики 4, 5 в трубопровод 8, к распределителю с определением цвета каждого шарика деситометром 9 или несколькими десенситометрами с отклонением электромагнитами 10 шариков 4, 5 в ответвлении 1 для каждого из двух-четырех цветов для накапливания шариков каждого цвета в соответствующих для них накопителях-трубках 12, откуда они повторяют свои вылеты. Диаметр шарика 4, 5 может быть 1 см.

Формула изобретения

ТРЕХМЕРНЫЙ БИЛЛИАРД, содержащий трубку-ускоритель подвижного элемента с насаженным на него соленоидом, систему управления им и систему регистрации положения подвижного элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения занимательности, в него введены дополнительные параллельные трубки-ускорители с насаженными на них соленоидами и системой управления ими, все трубки-ускорители снабжены установленными у торцов выходных отверстий трубок-ускорителей системой отклоняющих электромагнитов с системой управления ими, системой возврата подвижных элементов, выполненных в виде шариков, в полость трубок-ускорителей, средством для зависания шариков в игровом пространстве и распределителем шариков по цветам, система регистрации положения шариков снабжена бесконтактными датчиками, выполненными в виде кольцевых луз для пролета шариков через них, система возврата шариков в полость трубок содержит установленную над игровым пространством панель с соленоидами для пролета шариков, а распределитель шариков по цветам выполнен в виде разветвленных трубок-накопителей с установленными в них по ходу движения датчиками цвета, связанными с системой электромагнитов разделения шариков по цвету, количество электромагнитов соответствует количеству цветов шариков, причем каждое разветвление снабжено соленоидом, в выходы разветвлений трубок-накопителей для шариков каждого цвета подключены к трубкам-ускорителям.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4