Рисунок протектора повышенной проходимости

Реферат

 

Использование: в пневматических шинах сельскохозяйственного назначения. Сущность: рисунок протектора имеет грунтозацепы и выемки. Грунтозацепы расчленены канавками в меридиональном направлении под углом 85-95° к экваториальной плоскости и окружном направлении с отклонением не более чем на 20° в ту или другую сторону. Канавки, ориентированные в окружном направлении, выполнены от ближайшего края беговой дорожки протектора на расстоянии, равном 0,5-0,7 расстояния от центральных блоков до того же края беговой дорожки. 5 ил.

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и может быть использовано в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, а также в шинной промышленности.

Известна пневматическая шина, содержащая протектор повышенной проходимости, выполненный в виде ряда чередующихся грунтозацепов, расположенных под углом к экваториальной плоскости.

Подобная конструкция протектора шины недостаточно эффективна при установке на тракторах, используемых на полевых работах с повышенной влажностью почвы, из-за залипаемости протектора.

Известен также рисунок протектора, у которого грунтозацепы выполнены в виде многоугольных блоков, направленных под углом к экваториальной плоскости и разделенных между собой канавками, наклоненными под углом 40-80о к экваториальной плоскости. Такая шина является наиболее близкой к изобретению как по технической сущности, так и по достигаемому результату.

Наклон к экваториальной плоскости канавок, расчленяющих грунтозацепы, не обеспечивают эффективного отвода влаги из зоны взаимодействия шины с опорной поверхностью, особенно резко этот недостаток проявляется на увлажненных, легко деформируемых грунтах. Это обуславливает залипание протектора, ухудшая его самоочищаемость и, как следствие, снижая тягово-сцепные свойства.

Целью изобретения является повышение проходимости транспортных средств на увлажненных и деформируемых грунтах за счет улучшения самоочищаемости протектора шин.

Поставленная цель достигается совокупностью известных и новых существенных признаков.

Известным является выполнение рисунка повышенной проходимости с грунтозацепами типа "косая елка". Известны грунтозацепы, направленные под углом к экваториальной плоскости и разделенные выемками и/или канавками на отдельные блоки.

Новым в данном техническом решении является совокупность одних, ориентированных в меридиональном, и других, выполненных в окружном направлении, канавок, расчленяющих грунтозацепы на отдельные блоки. При этом канавки, прилегающие к центральным блокам, расположены под углом в пределах 85-95о к экватору шины. Канавки, ориентированные в окружном направлении, отстоят от ближайшего края беговой дорожки, направлены параллельно экваториальной плоскости либо отклоняются от нее (в ту или другую сторону) не более, чем на 20о.

Заявленная совокупность признаков не известна из источников научно-технической информации и по открытому применению. Следовательно, она обладает новизной.

Эта же совокупность признаков обеспечивает улучшение самоочищаемости рисунка протектора при эксплуатации шины на увлажненных и легко деформируемых грунтах.

Таким образом, обеспечивается связь совокупности признаков с положительным эффектом, обуславливающим достижение цели. Следовательно, заявляемые признаки обладают и существенными отличиями.

На фиг.1 изображен рисунок протектора повышенной проходимости (фронтальный вид); на фиг.2 - вариант рисунка протектора с асимметричными элементами; на фиг.3 - вариант рисунка протектора с треугольными элементами; на фиг.4 - зависимость самоочищаемости рисунка протектора от взаимного расположения канавок грунтозацепов; на фиг.5 - зависимости самоочищаемости рисунка от расположения окружных канавок относительно краев беговой дорожки протектора.

Рисунок протектора повышенной проходимости имеет грунтозацепы, выполненные в форме блоков 1,2 и 3, разделенных между собой выемками 4 и канавками 5 и 6.

Рисунок  типа "косая елка" - грунтозацепы каждой половины беговой дорожки протектора выполнены в направлении С вращения колеса, навстречу друг другу и со смещением в окружном направлении преимущественно на 1/2 шага t.

Канавки 5 и 6 могут расчленять блоки на всю их высоту и/или (непрерывно либо дискретно) до определенного уровня преимущественно в пределах 0,1-0,8 их высоты.

Канавки 5 прилегают к центральным блокам 1, ориентированы в меридиональном направлении под углом = 85-95о к экватору шины, а канавки 6 ориентированы в окружном направлении с отклонением не более, чем на 20о в ту или иную сторону. При этом расстояние A канавки 6 от краев беговой дорожки соотносится с расстоянием B от того же края беговой дорожки до ближайшего центрального блока в пределах 0,5-0,7.

Рисунок  работает следующим образом. При нагружении шины радиальной нагрузкой рисунок входит в контакт с опорной поверхностью, захватывая частицы грунта.

При выходе каждой зоны протектора из контакта с опорной поверхностью шина приобретает равновесную конфигурацию, изменяя положение рисунка протектора и выталкивая застрявший между грунтозацепами грунт и посторонние предметы.

При этом самоочищаемость протектора зависит от величины коэффициента запрессовки грунта во впадинах протектора (Каучук и резина, 1986, N 3, с. 6-8) и от величины прочности связи частиц грунта Со (заштрихованный участок на фиг.4 и 5).

Если Co > , то самоочищаемость протектора будет хорошей, и, наоборот, самоочищаемость шины будет недостаточной, если Co < .

Таким образом, рисунок протектора с наклоном канавки 5 под углом = 85-95о (кривая 5 на фиг.4) имеет хорошие показатели самоочищаемости, тогда как при углах 60, 30, 120 и 150о (кривые 4,3,2 и 1 на фиг.4 соответственно) самоочищаемость недопустимо уменьшается. При этом канавки 6 должны быть ориентированы в окружном направлении, параллельно экваториальной плоскости либо отличаться от нее не более, чем на 20о (в ту или другую сторону).

Зависимость самоочищаемости от соотношения расстояний A и B показано на фиг.5.

Как следует из фиг. 5, величина запрессовки грунта имеет минимальное значение при отношении расстояний A и B, равном 0,5-0,7. Причем эта тенденция сохраняется для всех углов наклона канавки 5 к экватору шины и достигает минимума при = 90о.

Техническое решение может быть выполнено в различных вариантах, частными решениями являются следующие варианты.

Вариант 1. Все, как описано выше, но с асимметричными блоками 7 с увеличенной площадью опорной поверхности. Это увеличивает их износостойкость и долговечность шины, особенно при эксплуатации на твердых поверхностях в смешанных дорожных условиях.

Вариант 2. Все, как изложено в описании, но с треугольными блоками 8, увеличивающими боковую устойчивость шины.

Положительным эффектом, достигаемым при использовании данного технического решения, является увеличение самоочищаемости рисунка протектора. Следовательно, уменьшается вероятность пробуксовывания шин при их эксплуатации на увлажненных и/или легко деформируемых грунтах. Это обеспечивает улучшение проходимости транспортного средства, на котором шины с предлагаемым рисунком протектора смонтированы.

Формула изобретения

РИСУНОК ПРОТЕКТОРА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ, включающий грунтозацепы типа "косая елка", направленные под углом к экваториальной плоскости и разделенные выемками и/или канавками на отдельные блоки, отличающийся тем, что канавки протектора, прилегающие к центральным блокам, ориентированы в меридиональном направлении под углом 85 - 95o к экваториальной плоскости, а канавки, ориентированные в окружном направлении, выполнены от ближайшего края беговой дорожки протектора на расстоянии, равном 0,5 - 0,7 расстояния от центральных блоков до того же края беговой дорожки, направлены параллельно экватору либо с отклонением от направления экваториальной плоскости не более чем на 20o.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5