Способ контроля засоренности фильтроэлементов топливных фильтров двигателей летательного аппарата

Реферат

 

Изобретение относится к области контроля засоренности фильтроэлементов топливных фильтров двигателей летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано также для контроля засоренности фильтроэлементов фильтров топливных, масляных и гидравлических систем ЛА и других технических устройств, имеющих узлы фильтрации рабочих жидкостей. С помощью переносного индикатора ультразвуковых колебаний контактным методом определяется уровень интенсивности ультразвуковых колебаний внешней поверхности контролируемого топливного фильтра при наличии рабочего расхода топлива через него (при работающем двигателе), его величина сравнивается с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного топливного фильтра с чистым фильтроэлементом при том же расходе топлива через него (на том же режиме работы двигателя) и по величине этой разности определяют засоренность фильтроэлемента контролируемого топливного фильтра.

Изобретение относится к области контроля засоренности фильтроэлементов топливных фильтров двигателей летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано также для контроля засоренности фильтроэлементов фильтров топливных, масляных, гидравлически систем ЛА и других технических устройств, имеющих узлы фильтрации рабочих жидкостей.

Известны способы контроля засоренности фильтроэлементов топливных фильтров по перепаду давлений на фильтре или по изменению давления за фильтром.

Недостатком этих способов является наличие штатных либо съемных датчиков давления топлива перед топливным фильтром и за ним и сигнализаторов опасного перепада давлений на фильтрах, что усложняет конструкцию, увеличивает ее массу и повышает стоимость.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и повышение качества технической эксплуатации ЛА за счет исключения операций демонтажа-монтажа топливных фильтров и предупреждения возможностей попадания посторонних частиц в топливную систему, а также снижению стоимости и массы конструкции ЛА за счет исключения из нее датчиков и сигнализаторов опасного перепада давлений на топливных фильтрах.

Это достигается применением переносного индикатора ультразвуковых колебаний для определения уровня интенсивности ультразвуковых колебаний внешней поверхности корпуса контролируемого топливного фильтра при наличии рабочего расхода топлива через него, эта величина сравнивается с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного топливного фильтра с чистым фильтроэлементом при том же расходе топлива через него. По величине этой разности определяют засоренность фильтроэлемента контролируемого топливного фильтра.

Контроль засоренности фильтроэлемента топливного фильтра двигателя осуществляется следующим образом. При движении рабочей жидкости по гидравлическому тракту и при обтекании местных сопротивлений возникают пульсации давления жидкости, обусловленные турбулентностью потока, местными срывами его и вихреобразованием. Эти явления возбуждают вибрации трубопроводов и корпусов агрегатов в широком диапазоне частот, в том числе и в ультразвуковом. При фильтрации топлива в топливном фильтре происходит постепенное закупоривание гидравлических каналов фильтроэлемента, что приводит к увеличению его гидравлического сопротивления и соответственно к увеличению перепада давлений на нем при постоянном расходе топлива. Это вызывает изменение пульсаций давления в зоне фильтроэлемента, проявляющееся в изменении частоты колебаний корпуса фильтра.

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗАСОРЕННОСТИ ФИЛЬТРОЭЛЕМЕНТОВ ТОПЛИВНЫХ ФИЛЬТРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, отличающийся тем, что посредством переносного индикатора ультразвуковых колебаний определяется уровень интенсивности ультразвуковых колебаний внешней поверхности корпуса контролируемого топливного фильтра при наличии рабочего расхода топлива через него, эта величина сравнивается с уровнем интенсивности ультразвуковых колебаний в той же точке поверхности корпуса однотипного топливного фильтра с чистым фильтроэлементом, при том же расходе топлива через него и по величине этой разности определяют засоренность фильтроэлементов контролируемого топливного фильтра.