Судопропускное сооружение защитной дамбы
Реферат
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным сооружениям защитных дамб. Цель изобретения - повышение надежности работы путем уменьшения динамических нагрузок на створки и флютбет. Сооружение содержит канал 1, образованный флютбетом 2 и устоями, и затворное устройство в виде створок 5, соединенных опорами 6 и шарнирами с быками, расположенными с низовой стороны дамбы по обе стороны канала 1. Створки 5 выполнены в виде понтонов, соединенных с системой изменения их плавучести и приводами поворота в горизонтальной плоскости вокруг шарниров. Каждая створка 5 снабжена опорными элементами в виде стоек с пятами и упорами. Последние взаимодействуют с пластинами. В процессе посадки створки 5 на флютбет 2 ее вес и вес опоры 6 переносится на стойки через пластину и элемент. Стойки через пяты опираются на плиты 19 флютбета 2. При воздействии нагрузок (гидростатической, ледовой, волновой и т.д.) створка 5 имеет возможность перемещаться в пределах наклона стоек, что уменьшает усилия от нагрузок в створке 5, опоре 6 и в месте их соединения. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судоводопропускным сооружениям защитных дамб.
Цель изобретения - повышение надежности работы путем уменьшения динамических нагрузок на створки и флюбет. На фиг. 1 изображено судопропускное сооружение, вид сверху; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 во время движения створок; на фиг.3 - то же, при закрытых створках; на фиг.4 - узел I на фиг.3. В защитной дамбе имеется канал 1, образованный флютбетом 2 и устоями 3 и 4. Для перекрытия канала 1 служит двухстворчатое затворное устройство, каждая створка 5 которого выполнена в виде понтона и соединена посредством опоры 6 и шарнира 7 с быком 8. Быки 8 размещены на устоях 3 и 4 по обе стороны канала 1 с низовой стороны дамбы. Привод каждой створки 5 выполнен в виде направляющих 9, уложенных на устоях 3 и 4 и приводной тележки 10 с фиксатором 11 ее положения, установленной в направляющих 9 и соединенной жесткой шарнирной тягой 12 со створкой 5. Каждая створка 5 снабжена опорными элементам, размещенными в ее торцах, каждый из которых выполнен в виде стойки 13 с опорной пятой 14 в нижней части и жестко прикрепленным к ее верхней части дисковым упором 15, двух горизонтальных ограничительных пластин 16 и 17, прикрепленных к створке 5 в верхней ее части, между которыми расположен дисковый упор 15, и торообразного амортизирующего элемента 18, установленного между пластиной 16 и упором 15. Флютбет 2 выполнен с закладными металлическими плитами 19, размещенными под стойками 13 в закрытом положении створок 5. Пяты 14 стоек 13 расположены ниже нижних кромок створок 5. Сооружение имеет систему изменения плавучести створок 5 (не показана). Для перекрытия канала 1 створки 5 в плавающем положении выводят на рабочую позицию с помощью тележек 10. При этом стойки 13 находятся в вертикальном положении под действием собственного веса. Затем тележки 10 стопорят относительно направляющих 9 и створки 5 затапливают. При опускании створки 5 на флютбет 2 стойки 13 своими плитами 14 устанавливаются на закладные металлические плиты 19, а вес створки 5 и опоры 6 переносится на стойки 13 за счет того, что дисковый упор 15 упирается в верхнюю пластину 16 через торообразный амортизирующий элемент 18. В рабочем положении нижняя кромка створки 5 располагается с зазором над флютбетом 2, а стойки 13, жесткая тяга 12 и опора 6 с шарниром 7 образуют пространственную замкнутую систему, обеспечивающую надежную устойчивость затворного устройства в рабочем положении. Под воздействием переменных нагрузок (гидростатической, волновой, ледовой и т.д.) створка 5 и опора 6 испытывают упругие деформации и смещаются относительно флютбета 2, при этом стойки 13 и жесткая тяга 12 свободно наклоняются в ту или другую сторону. В результате того, что смещение створки 5 относительно флютбета 2 происходит без трения его нижней кромки о флютбет 2, напряжения в основных узлах створки 5 в опоре 6 и в месте крепления опоры 6 к створке 5 существенно снижены и не превышают расчетных. В процессе смещения створки 5 пята 14 каждой стойки 13 располагается на закладной металлической плит 19, что предотвращает разрушение флютбета 2.Формула изобретения
1. СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ, включающее образованный в дамбе флютбетом и устоями канал, размещенное в канале двухстворчатое затворное устройство, систему изменения плавучести створок и приводы створок, причем створки снабжены опорами, жестко прикрепленными к их безнапорным граням и шарнирно соединенными с быками, размещенными по обе стороны канала с низовой стороны дамбы, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем уменьшения динамических нагрузок на створки и флютбет, каждая створка снабжена опорными элементами, размещенными в ее торцах, каждый из которых выполнен в виде стойки с жестко прикрепленным к ее верхней части дисковым упором, двух горизонтальных ограничительных пластин, прикрепленных к створке в верхней ее части, между которыми расположен дисковый упор стойки, и торообразного амортизирующего элемента, установленного между верхней опорной пластиной и дисковым упором, причем флютбет выполнен с закладными плитами, размещенными под стойками, а нижние концы стоек выполнены с опорными пятами, расположенными ниже нижних кромок створок. 2. Сооружение по п.1, отличающееся тем, что привод каждой створки выполнен в виде направляющих, уложенных на устое, и приводной тележки с фиксатором, установленной в направляющих и соединенной жесткой шарнирной тягой со створкой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4