Землеройная машина
Реферат
Использование: строительство и ремонт дорог. Сущность изобретения: землеройная машина включает самоходное шасси, отвал, с которым соединена поворотная в вертикальной плоскости балка. Она выполнена из шарнирно соединенных базовой и вспомогательной частей с опорным колесом. Ось шарнира соединяющего вспомогательную часть балки с базовой наклонена в сторону опорного колеса. 8 ил.
Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано при строительстве и ремонте дорог.
Известна землеройная машина, предназначенная для осуществления грейдерных и бульдозерных работ, включающая самоходное шасси, отвал, поворотную в вертикальной плоскости балку, выполненную из шарнирно сочлененных базовой и вспомогательной частей с опорным колесом, привод поворота вспомогательной части балки относительно базовой (авт.св. 606950). Машину характеризует недостаточно высокое качество выполнения грейдерных работ, обусловленное невозможностью смещения опорного колеса за пределы обрабатываемой полосы, что исключает возможность движения опорного колеса по ровной, предварительно спланированной поверхности. Известна также землеройная машина, включающая самоходное шасси, отвал, поворотную в вертикальной плоскости балку, выполненную из шарнирно сочлененных базовой и вспомогательной частей с опорным колесом, привод поворота вспомогательной части балки относительно базовой. Помимо привода поворота балки в вертикальной плоскости такая машина имеет автономные приводы поворота балки в горизонтальной плоскости (выноса опорного колеса за пределы обрабатываемой полосы) и поворота вспомогательной части балки относительно базовой вокруг оси, параллельной опорной плоскости шасси (перевода вспомогательной части балки в транспортное положение). Поэтому конструкция машины является сложной. Кроме того, при бульдозерных работах известной машиной (вспомогательная часть балки находится в транспортном положении) для управления высотой установки отвала посредством гидроцилиндров, соединяющих его с базовой частью балки, балку устанавливают на ограничительную опору. При этом весь вес балки распределяется между опорой и водилом, с помощью которого балка соединена с шасси, и передается на колеса ближнего к отвалу моста. Шины этих колес перегружаются, что также снижает надежность машины [1] . Целью изобретения является упрощение конструкции машины и повышение ее надежности. Для этого в землеройной машине, включающей самоходное шасси, отвал, поворотную в вертикальной плоскости балку, выполненную из шарнирно сочлененных базовой и вспомогательной частей с опорным колесом, привод поворота вспомогательной части балки относительно базовой, ось шарнира, соединяющего вспомогательную часть балки с базовой, наклонена в сторону опорного колеса при нахождении последнего на опорной поверхности. На фиг. 1 показан вид сбоку одного из вариантов предлагаемой машины с отвалом, установленным на толкающей раме, подсоединенной к шасси; на фиг.2 - то же, с отвалом, подсоединенным к шасси посредством шести гидроцилиндров; на фиг.3 - вид сверху варианта предлагаемой машины со смещенным вправо от продольной вертикальной плоскости машины шарниром, соединяющим вспомогательную часть балки с базовой; на фиг.4 - вариант привода поворота опорного колеса; на фиг.5 - машина в рабочем (грейдерном) положении; на фиг.6 - этап подъема балки приводом ее поворота в вертикальной плоскости; на фиг.7 - один из моментов поворота вспомогательной части балки и установки ее над кабиной; на фиг.8 - заключительный этап перевода машины в транспортное положение, при котором вспомогательная часть балки максимально опущена над кабиной самоходного шасси. Землеройная машина включает самоходное шасси 1, отвал 2, балку, выполненную из шарнирно сочлененных базовой 3 и вспомогательной 4 частей с опорным колесом 5, управляемым приводом, например гидроцилиндром 6, привод поворота вспомогательной части балки относительно базовой, а также привод поворота балки в вертикальной плоскости. Подвеска отвала может быть либо традиционной, включающей толкающую раму 7 с гидроцилиндрами ее подъема-опускания, как показано на фиг. 1, либо посредством шести гидроцилиндров 8 (фиг. 2 и 3). Базовая часть 3 балки установлена на шасси 1 посредством шарнирного соединения 9, обеспечивающего возможность поворота балки в вертикальной плоскости. Ось 10 шарнира, соединяющего вспомогательную часть балки с базовой, наклонена в сторону опорного колеса при нахождении последнего на опорной поверхности. Угол наклона этой оси определяется соотношением длин базовой 3 и вспомогательной 4 частей, высотой кабины водителя самоходного шасси 1, а также взаимным расположением этой кабины и шарнира 9 поворота балки относительно шасси в вертикальной плоскости. На фиг.1 и фиг.2 пунктиром указано транспортное положение базовой и вспомогательной частей балки с опорным колесом (в таком же положении балка изображена на фиг.8). Привод поворота вспомогательной части 4 балки относительно базовой 3 вокруг оси 10 соединяющего их шарнира может быть выполнен, например, в виде шарнирно- рычажного механизма, показанного на фиг.3 и представляющего собой гидроцилиндр 11, шарнирно соединенный с одной стороны с вспомогательной частью 4 балки, а с другой - с двумя рычагами, один из которых 12 шарнирно закреплен на базовой части 3 балки, а другой 13 также шарнирно - на вспомогательной ее части 4. Привод поворота балки в вертикальной плоскости вокруг оси шарнира 9, соединяющего базовую часть балки с шасси, может быть выполнен, например, в виде гидроцилиндра 14 подъема-опускания балки, шарнирно соединенного с шасси и базовой частью балки (фиг.1 и 2). Этот же привод может быть выполнен и в виде двух гидроцилиндров 14, установленных аналогично. Для управления высотой установки отвала машина содержит, например, гидроцилиндр 15 подъема-опускания отвала, шарнирно подсоединенный с одной стороны к отвалу 2 либо к толкающей раме 7, а с другой - к базовой части 3 балки (фиг. 1), либо к шасси 1. Возможна установка двух таких гидроцилиндров. При выполнении подвески отвала посредством шести гидроцилиндров 8 для управления высотой установки отвала служит один или несколько из этих шести гидроцилиндров (фиг. 2). Кроме того, возможно выполнение шарнира, соединяющего вспомогательную часть 4 балки с базовой 3, смещенным в сторону от продольной вертикальной плоскости машины (это не исключает возможность расположения указанного шарнира и в самой этой плоскости). С точки зрения улучшения обзорности обрабатываемой полосы этот шарнир целесообразно выполнять смещенным вправо, поскольку рабочее место водителя землеройной машины в связи с принятым правосторонним движением находится слева (фиг.3). Ось опорного колеса 5 может быть закреплена на вспомогательной части 4 балки шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Для принудительного поворота колеса относительно балки в этой плоскости установлен гидроцилиндр 6 (фиг.4). Предлагаемая землеройная машина работает следующим образом. При выполнении машиной бульдозерных работ вспомогательная часть 4 балки переводится в транспортное положение поворотом относительно базовой 3 вокруг оси 10 с помощью привода (фиг.6 и 7). Затем гидроцилиндром 14 подъема-опускания балки поднимается базовая 3 часть, что вызывает опускание вспомогательной части 4 (фиг.8). Для выполнения грейдерных работ гидроцилиндром 14 опускается базовая часть 3, поднимая при этом вспомогательную часть 4, после чего вспомогательная часть 4 поворачивается приводом вокруг оси 10. Наклон оси 10 в сторону опорного колеса при нахождении последнего на опорной поверхности позволяет осуществить одновременно угловой поворот и подъем вспомогательной части 4 балки с опорным колесом 5. Причем с увеличением угла поворота высота подъема растет. Для выноса опорного колеса 5 за пределы обрабатываемой полосы (с целью проведения грейдерных работ) осуществляют поворот вспомогательной части 4 балки относительно базовой 3 на небольшой угол. Для перевода вспомогательной части 4 балки в транспортное положение ее разворачивают. При этом в процессе разворота вокруг наклонной оси 10 часть 4 балки поднимается и перемещается, не задевая кабины над ней. Опорное колесо 5 устанавливается в результате за кабиной. Таким образом, у предлагаемого типа землеройных машин, помимо привода поворота балки в вертикальной плоскости, для выноса опорного колеса за пределы обрабатываемой полосы и перевода вспомогательной части балки в транспортное положение используется не два автономных привода поворота, а один, что упрощает конструкцию машины, а следовательно, и повышает ее надежность. Наклон оси шарнира, соединяющего вспомогательную часть балки с базовой, в сторону опорного колеса при нахождении последнего на опорной поверхности позволяет в транспортном положении вспомогательной части балки располагать опорное колесо не перед кабиной водителя, а за ней, в связи с чем вес балки не передается полностью на колеса ближнего к отвалу моста, а распределяется равномерно между передним и задним мостами. Снижение нагрузки на колеса одного моста за счет перераспределения ее между обоими мостами повышает надежность шин этих колес, а значит и всей машины в целом. Кроме того, у предлагаемой машины отсутствует промежуточный элемент связи базовой части балки с шасси, которым у прототипа является водило, что также упрощает конструкцию машины и повышает надежность.Формула изобретения
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА, включающая самоходное шасси, отвал, соединенную с шасси поворотную в вертикальной плоскости балку, выполненную из шарнирно соединенных базовой и вспомогательных частей с опорным колесом, привод поворота вспомогательной части относительно базовой, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, ось шарнира, соединяющего вспомогательную часть балки с базовой, наклонена в сторону опорного колеса при нахождении последнего на опорной поверхности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8