Устройство для аэростатно-канатной трелевки деревьев

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам для аэростатно-канатной трелевки деревьев и может быть использовано, например, в лесной промышленности. Перемещение аэростата 11 с грузом и без него в поперечном направлении, т.е. от одного бокового края лесосеки к другому, осуществляется путем включения на намотку лебедки 2 или 3. При этом вторая из этих лебедок включена на размотку или находится в плавающем положении. Перемещение аэростата 11 с грузом или без груза в сторону просеки 9 (в сторону штабелевки) осуществляется включением на намотку лебедки 4 при расторможенных лебедках 2 и 3. Обратное перемещение аэростата, в сторону заднего края лесосеки, осуществляется включением на намотку лебедок 2 и 3 при расторможенной лебедке 4. Снижение аэростата 11 для подачи крюка 15 грузового каната 14 к грузу реализуется натяжением канатов путем включения на намотку обеих лебедок 2 и 3 при заторможенной лебедке 4. Деревья перед подачей крюка 15 чокеруются. Чокера 16 подсоединяют к крюку 15. Подъем зачокерованных и подсоединенных к крюку 15 деревьев осуществляется при растормаживании лебедок 2 и 3 благодаря наличию всплывной силы аэростата 11, превышающей на 10 - 20% массу прикрепленного к грузовому канату 14 груза (деревьев). 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для аэростатно-канатной трелевки деревьев и может быть использовано, например, в лесной промышленности.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство на одной из своих рабочих позиций; на фиг. 2 - вариант схемы производства трелевочных работ.

Устройство содержит самоходное шасси 1, на котором смонтированы три приводных барабана 2-4 лебедки или три лебедки. Барабаны первой и второй лебедок 2 и 3 по отношению друг к другу и относительно третьей 4 лебедки могут быть смонтированы на шасси 1 (фиг. 1), т.е. оси барабанов 2 и 3 параллельны между собой и перпендикулярны оси барабана 4.

Возможны и другие варианты относительного взаиморасположения указанных барабанов, но при этом на шасси, как правило, устанавливают направляющие блоки, обеспечивающие движение канатов барабанов (лебедок) 2 и 3 в противоположные стороны, а движение каната барабана (лебедки) 4 в боковом по отношению к ним направлении.

Устройство включает также по крайней мере четыре угловых наземных блока. Эти блоки 5-8 ограничения площади трелевки: передний правый 5, задний правый 6, передний левый 7 и задний левый 8. Между правыми и левыми угловыми блоками могут быть установлены и другие промежуточные наземные блоки. В четыре ориентировочных угла лесосеки (а она при использовании предлагаемого устройства может и не делиться на пасеки) установлены наземные блоки 5-8, прикрепленные, например, к пням.

Лесосека прилегает к просеке 9, параллельно которой вырубается и освобождается от деревьев зона безопасности (около 50 м), и поэтому передние угловые наземные блоки 5 и 7 закрепляют, как правило, либо на просеке 9 по боковым краям лесосеки, либо по боковым краям зоны безопасности, в которой формируется погрузочная площадка, в пределах этой площадки укладывают подштабельники 10, например из хлыстов. На лесосеке вершинами в сторону погрузочной площадки (площадки штабелевки) свалены деревья.

Аэростат 11 с помощью несущего каната 12 подсоединен через соединительный элемент, например серьгу 13, к верхнему концу грузового каната 14, снабженного замком (или крюком) 15 для подсоединения чокера 16 (или нескольких чокеров). Предлагаемое устройство не предусматривает установку мачт на самоходном шасси 1, хотя и не исключает в случае необходимости их установку на этом шасси (либо размещение на нем арок или иных опор для направляющих блоков). Высота этих средств зависит в первую очередь от длины грузового каната 14 и рельефа местности. За пределами самоходного шасси 1, а точнее между ним и наземными блоками 5 и 7, не предусматривается установка мачт или иных опор с направляющими элементами, а также других наземных блоков кроме указанных. Это делается с целью обеспечения свободного перемещения по просеке 9 самоходного шасси с лебедками между наземными блоками 5 и 7.

Свободный конец каната лебедки 2 за пределами самоходного шасси напрямую пропущен через правый угловой наземный блок 5 (если на шасси имеется мачта с направляющим для этого каната элементом или иной направляющий блок для него, то свободный конец каната лебедки 2 вначале проходит через этот направляющий элемент или блок и уже далее, за пределами шасси 1, напрямую через блок 5). Аналогично напрямую в противоположную канату лебедки 2 сторону через блок 7 пропущен и свободный конец каната лебедки 3 (при наличии направляющих элементов этого каната на шасси или закрепленной на нем опоре свободный конец этого каната сначала пропущен через данный направляющий элемент и далее за пределами шасси 1 напрямую через блок 7).

За блоком 5 свободный конец каната лебедки 2 пропущен по крайней мере через задний правый угловой наземный блок 6 (когда между передним 5 и задним 6 правыми угловыми наземными блоками на правом боковом краю лесосеки установлены и другие, т.е. промежуточные направляющие блоки, свободный конец каната лебедки 2 после блока 5 проходит сначала через эти промежуточные блоки, а затем через блок 6).

Аналогично за блоком 7 свободный конец каната лебедки 3 пропущен по крайней мере через задний левый угловой наземный блок 8 (в случае, если между передним 7 и задним 8 левыми угловыми наземными блоками на левом боковом краю лесосеки установлены и другие, т.е. промежуточные направляющие блоки, то свободный конец каната лебедки 3 после блока 7 проходит сначала через эти промежуточные блоки, а затем через блок 8). За пределами задних угловых наземных блоков 6 и 8 свободные концы лебедок 2 и 3 напрямую соединены между собой, с несущим канатом 12 аэростата и верхним концом грузового каната 14. Кроме того, к этим концам канатов напрямую подсоединен свободный конец каната лебедки 4. В частном случае все эти концы соединены между собой через соединительный элемент, например серьгу 13. Прямая связь между концами канатов лебедок 2 и 3 и аэростатом 11 (его несущим канатом 12) за пределами блоков 6 и 8 обеспечивает возможность перемещения аэростата 11 с грузовым канатом 14 между боковыми краями лесосеки, а прямая связь с концами канатов лебедок 2 и 3 конца каната лебедки 4 обеспечивает возможность перемещения аэростата 11 с грузовым канатом 14 между задним и передним краями лесосеки. Возможности такого перемещения очень важны при осуществлении трелевки деревьев с лесосек, отводимых в заболоченной либо гористой, холмистой или пересеченной местностях, где перемещение деревьев наземными самоходными машинами крайне затруднено или практически невозможно.

Возможны различные варианты использования предлагаемого устройства (различные варианты схем производства трелевочных работ с использованием предлагаемого устройства).

Перемещение аэростата 11 с грузом и без него в поперечном направлении, т. е. от одного бокового края лесосеки к другому, осуществляется путем включения на намотку лебедки 2 или лебедки 3. При этом вторая из этих лебедок включена на размотку или находится в плавающем положении. Перемещение аэростата 11 с грузом или без него в сторону просеки 9 (в сторону штабелевки) осуществляется включением на намотку лебедки 4 при расторможенных лебедках 2 и 3. Обратное перемещение аэростата (в сторону заднего края лесосеки) осуществляется включением на намотку лебедок 2 и 3 при расторможенной лебедке 4. Опускание аэростата 11 для подачи крюка 15 грузового каната 14 к грузу осуществляется натяжением канатов путем включения на намотку обеих лебедок 2 и 3 при заторможенной лебедке 4. Деревья перед подачей крюка 15 чокеруются. Чокеры 16 подсоединяют к крюку 15. Подъем зачокерованных и подсоединенных к крюку 15 деревьев осуществляется при растормаживании лебедок 2 и 3 благодаря наличию всплывной силы аэростата 11, превышающей на 10-20% массу прикрепленного к грузовому канату 14 груза (деревьев). На практике длина грузового каната 14 может составлять, например, 60-80 м. Чокеровщик может отклонять крюк 15 относительно соединительного элемента 13 в радиусе около 20 м.

Наиболее рациональными вариантами схем производства трелевочных работ с использованием предлагаемого устройства являются схемы "от центра к боковым краям" и "от боковых краев к центру".

Рассмотрим схему "от центра к боковым краям".

Название схемы исходит из последовательности положений самоходного шасси 1 с лебедками в процессе осуществления трелевки на всей площади лесосеки.

Начальное положение самоходного шасси 1 центральное, т.е. примерно в середине участка просеки 9, прилегающего к лесосеке. При этом положении шасси чокеровки и трелевки деревьев производят на площади S1, ограниченной канатами лебедок 2 и 3 при расположении аэростата 11 над зоной штабелевки (плюс по 20 м от каждого каната к боковым краям лесосеки на отклонение грузового каната чокеровщиком). Трелевку осуществляют, начиная от заднего края лесосеки в сторону погрузочной площадки. При трелевке деревьев на площади S1 их укладывают в штабеля 17 и 18. В процессе формирования каждого штабеля по мере достижения максимальной высоты, т.е. 2-3 м в зависимости от возможностей погрузочного механизма, древесина укладывается вдоль подштабельника 10, и самоходное шасси 1 перемещается для этого от своего центрального положения в соответствующую сторону на необходимое расстояние и так до полного формирования штабеля. Между штабелями соблюдают технологические зазоры для размещения погрузочного оборудования и транспортных средств. Далее самоходное шасси 1 перемещается в одно из крайних боковых положений и осуществляют трелевку на площади S2 с укладкой, например в штабель 19. В процессе формирования штабеля самоходное шасси перемещается от края к центру на необходимое расстояние.

В другом крайнем боковом положении осуществляют трелевку с площади S3 с укладкой, например, в штабель 20. Для этого также самоходное шасси 1 перемещают от крайнего бокового положения к центру на необходимое расстояние. С оставшихся площадей S4 и S5 трелевку проводят при промежуточных положениях самоходного шасси с соответствующими перемещениями при формировании штабелей 21 и 22 (стрелками указаны направления грузопотоков).

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОСТАТНО-КАНАТНОЙ ТРЕЛЕВКИ ДЕРЕВЬЕВ, содержащее самоходное шасси, аэростат с грузовым канатом, три лебедки, две из которых смонтированы на шасси, при этом свободные концы канатов пропущены через наземные направляющие блоки и соединены между собой, а свободный конец каната третьей лебедки подсоединен к аэростату, отличающееся тем, что наземные направляющие блоки для канатов первой и второй лебедок, смонтированных на шасси, размещены по углам площади трелевки, при этом третья лебедка размещена на шасси, а свободный конец ее каната подсоединен к соответствующим концам канатов первой и второй лебедок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2