Мотофреза борисенко и.и.
Реферат
Использование: для обработки почвы активным рабочим органом в индивидуальных подсобных хозяйствах, садах, тепличных и других хозяйствах со стесненными условиями земледелия из расчета полного цикла обработки до 2 га в сезон. Виды выполняемых работ: первичная распашка и вспашка, раскорчевка мелкого кустарника и крупных сорняков, культивация, окучивание овощных, кустарниковых и деревьев, разравнивание бугров в режиме окучника. Мотофреза содержит корпус и смонтированные к нему двигатель, приводные колеса с разными диаметрами и буртиком по периметру, дисковую многолопастную фрезу, установленную сзади колес с осью вращения, совпадающей с направлением движения. Фреза выполнена в виде цельного диска с крепежными отверстиями в центре и режущими саблевидными элементами по периметру и загнутыми концами и под углом к плоскости вращения. При работе глубина обработки и направление движения регулируются рукоятками, как и вывод фрезы из почвы для разворотов и недалекой транспортировки своим ходом. Вид обработки выбирается в зависимости от вида фрезы, ее диаметра и оборотов при работе. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к малогабаритным почвообрабатывающим орудиям, имеющим собственный двигатель и активный рабочий орган.
Изобретение может быть использовано в подсобных хозяйствах, в теплицах, садах и других стесненных условиях земледелия для распашки и вспашки, посадки, культивации, окучивания, раскорчевки мелких кустарников и крупных сорняков, для разравнивания бугров, в качестве движителя для транспортировки и косилки. Известны мотофрезы (в системе мотоблока МБ-1), имеющие фрезу барабанного типа с поперечной осью вращения, устанавливаемую вместо транспортных колес, и регулирующее тормозное устройство сзади с управляющими рукоятками. Устройство простое, работа производительная вследствие большой ширины захвата фрезы. Однако управление мотофрезой неустойчивое, вследствие чего и качество обработки нестабильное. Существенные недостатки схемы - невозможность работы на тяжелых грунтах и невозможность окучивания. Область применения - культивация. Известны и мотокультиваторы с приводными опорными колесами и рабочим органом фрезерного типа, установленными позади опорных колес (а.с. N 917723, кл. А 01 В 33/02, 1980). Такие устройства удовлетворительно работают в режиме культивации, а для вспашки и окучивания непригодны. Известны и почвообрабатывающие орудия с рядом вертикально установленных буров (а. с. N 1026663, кл. А 01 В 9/00, 1982). Качество вспашки хорошее, хорошая применимость на любых грунтах. Однако узкая специализация и невозможность смешивать верхние слои почвы с нижними - свойства неприемлемые, например, для домашнего пользования. Прототипом является мотофреза, содержащая корпус и смонтированные на нем двигатель, приводные опорные колеса и активную фрезу сзади колес, смонтированную на боковом выносе с осью вращения, совпадающей с направлением движения. Мотофреза производительна, маневренна, и с успехом может применяться для окучивания на распушенной почве культур с широкими междурядиями, как хмель, виноград, табак, кустарниковые и т.п. Подвижный боковой вынос фрезы удобен для транспортировки, разворотов, регулировки глубины черпания почвы. Однако большая суммарная ширина ограничивает минимальную ширину междурядий и, следовательно, виды обрабатываемых культур. Боковой вынос фрезы усложняет конструкцию. Черпающий рабочий орган не приспособлен для культивации и вспашки. Конструкция мотофрезы не приспособлена для вспашки вследствие неуравновешенности юзовых сил и курсового момента. Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение качества обработки почвы и расширение функциональных возможностей мотофрезы. Указанная цель достигается тем, что мотофреза содержит двухколесное шасси с рукоятками управления, на котором смонтированы двигатель и установленный позади колес рабочий орган в виде размещенного параллельно направлению поступательного перемещения орудия, вала с радиально расположенной на нем группой изогнутых рабочих элементов, а также привод колес шасси и указанного рабочего органа во вращательное движение. Колеса шасси имеют разный диаметр, и по меньшей мере одно из них снабжено выступающим за его радиус буртиком. Группа рабочих элементов выполнена в виде цельной детали с отверстием в центре для установки на валу и расположенных по периферии режущих элементов, каждый из которых расположен под углом к плоскости вращения и имеет отогнутый в сторону концевой участок. Упрощение конструкции достигается тем, что отсутствует боковой вынос привода фрезы, конструктивно и технологически сложный узел, а необходимые при этом регулирование глубины обработки и вывод фрезы из почвы осуществляются опусканием-поднятием управляющих рукояток. Одновременно уменьшается и общая ширина, позволяющая обрабатывать культуры с меньшими междурядиями: картофель, кукурузу, подсолнечник, свеклу и т.п. Поперечный перенос почвы зависит от вида фрезы и от ее оборотов, а это значит, что фреза в почве может работать в диапазоне от слабого рыхления до полного выноса грунта из борозды. Такие режимы соответствуют требованиям культивации, окучивания и вспашки, причем осуществимы даже одним видом фрезы в зависимости от ее оборотов. Концентрация мощности на фрезе при глубокой вспашке на тяжелых грунтах и с навозными компонентами создает юзовый и курсовой моменты, которые устраняются продольным буртиком вдоль колес и их разными диаметрами, создающими нейтрализующий обратный курсовой момент, и этим снимаются нагрузки с рукояток управления. Отогнутость концевых участков ножей в сторону создает сплошной участок рыхления и подрезания сорняков, улучшает смешивание слоев почвы, а также облегчает вынос грунта из борозды. Этим достигается высокое качество обработки почвы. Длина отогнутого концевого участка режущего элемента не меньше расстояния, по траектории результирующего движения, между концевыми участками смежных режущих элементов. Такие параметры исключают пропуск необработанных участков в полосе прохода фрезы, что обеспечивает стабильность качества. Отогнутый концевой участок выполнен в виде отвального плужка. Эта форма ножей усиливает смешивание и выброс грунта на поверхность и потому предпочтительнее при окучивании и вспашке. Режущая кромка каждого режущего элемента расположена с увеличивающимся к его концу углом к радиальному направлению. Саблевидность ножей фрезы уменьшает режущую силу, улучшает экономичность, создает условия для самоочистки и предотвращает поломку, так как нож отталкивается от непреодолимого препятствия и выталкивает всю легкую мотофрезу от зацепления с препятствием. На фиг. 1 и фиг. 2 изображена мотофреза в двух проекциях; на фиг. 3 - фреза с саблевидными ножами. Мотофреза содержит корпус 1, смонтированные к нему двигатель 2, фрезу 3, смонтированную на продольной оси сзади колес, рукоятки управления 4, два опорных ведущих колеса 5 с разными диаметрами. Саблевидные ножи имеют загнутые участки 6. Колеса 5 снабжены противоюзовыми буртиками 7. Мотофреза работает следующим образом. От двигателя вращаются приводные колеса 5 отчего сообщается равномерное поступательное движение. Синхронно колесам вращается и фреза 3, имеющая также привод от двигателя. Общий центр тяжести находится вблизи оси колес. Опусканием рукояток 4 вниз фреза 3 вводится в зацепление с грунтом. Направление движения и глубина обработки регулируются рукоятками 4. Режимы работы (культивация, окучивание, вспашка) регулируются оборотами фрезы, т.е. газом и изменением передачи на фрезу. Буртики 7 колес, врезаясь в землю, предотвращают юз в сторону, а разный диаметр колес нейтрализует курсовой момент от реакции фрезы о землю, чем снимаются нагрузки с рукояток управления 4. В зависимости от состояния грунта и вида работ, а также ширины междурядий между культурами применяются фрезы разного диаметра и вида. В зависимости от ширины междурядий и высоты растений колеса монтируются с разной степенью выноса в сторону на удлинителях 8.Формула изобретения
МОТОФРЕЗА БОРИСЕНКО И И . 1. Мотофреза, содержащая двухколесное шасси с рукоятками управления, на котором смонтированы двигатель и установленный позади колес рабочий орган в виде размещенного параллельно направлению поступательного перемещения орудия вала с радиально расположенной на нем группой изогнутых рабочих элементов, а также привод колес шасси и указанного рабочего органа во вращательное движение, отличающаяся тем, что колеса шасси имеют разный диаметр и по крайней мере одно из них снабжено выступающим за его радиус буртиком, а группа рабочих элементов выполнена в виде цельной детали с отверстием в центре для установки на валу и расположенных по периферии режущих элементов, каждый из которых расположен под углом к плоскости вращения и имеет отогнутый в сторону концевой участок. 2. Мотофреза по п.1, отличающаяся тем, что отогнутый концевой участок выполнен в виде отвального плужка. 3. Мотофреза по п.1, отличающаяся тем, что режущая кромка каждого режущего элемента расположена с увеличивающимся к его концу углом к радиальному направлению.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3