Автоматизированная лотковая оросительная система

Реферат

 

Использование: для гидроавтоматизированного орошения поверхностным способом с использованием лотковых каналов. Сущность изобретения: гидроавтоматизированная лотковая оросительная система включает сеть поливных лотковых каналов 1, каждый из которых начинается общим распределительным каналом 3, оборудован цепью тормозных устройств 5, оснащен поливным гидроавтоматом 6, а также систему управления поливом, которая содержит сеть информационных каналов 7 с подключенными к ним цепями широкозахватных датчиков окончания полива 8, устроенными в подпочвенных каналах 11, цепями исполнительных устройств 9 и контроллерами 10, включающими аккумуляторные батареи 12. Каждый поливной гидроавтомат 6 представляет собой размещенные на передвижном транспортном средстве захватывающие устройства, выполненные совместно с перепускными сифонами, напорные перемычки, две симметричные батареи поливных сифонов, общее зарядное устройство, включающее гидротаран, который своей внутренней полостью сообщает полость всех поливных и вспомогательных сифонов с полостью автоматического сифона. Каждый широкозахватный датчик 8 окончания полива включает датчик влажности, установленный в выполненном из водонепроницаемой пленки желобе. 1 з.п. ф-лы, 30 ил.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и предназначено для гидроавтоматизированного орошения поверхностным способом по бороздам с использованием лотковых каналов.

Известно устройство для осуществления бороздкового полива из лоткового оросителя, оборудованного самозаряжающи- мися выпускными сифонами и снабженного водовыпускными сооружениями в виде перегородок с приямками и перепускными сифонами, капоры которых связаны с распределителями, подключенными к блокам управления [1].

Недостатки этого устройства - ограниченность области применения, что не дает возможности использовать его на местностях с малым уклоном, отсутствие средств контроля за процессом увлажнения почвы ведущее или к перерасходу оросительной воды, или к потере части урожая, большие материальные затраты и объемы строительно-монтажных работ при внедрении.

Известна комбинированная автоматизированная система полива, в которой используются поливной лоток с гибкими поливными патрубками и трубчатыми водовыпусками в транспортирующие трубопроводы, система управления в виде узлов включения и выключения водовыпусков и патрубков, поливные трубопроводы с выдвижными гидрантами и сбросной трубопровод, а также установленные на концах поливных трубопроводов подпружиненные запорные органы и гидроприводы. [2].

Недостатки этой системы - ограниченность области применения, что не позволяет использовать ее на местностях с малым уклоном, отсутствие средств контроля за процессом увлажнения почвы, ведущее к перерасходу оросительной воды или к потере части урожая, отсутствие гидроавтоматизированных средств предназначенных для борьбы с донными наносами в поливном лотке и для полного и рационального использования на полив без сбросов всей подаваемой в поливной лоток воды, а также большие удельные материальные затраты и объем строительно-монтажных работ при внедрении.

Цель изобретения - расширение возможностей использования на местностях с различными уклонами, более рациональное и экономичное использование для полива всей подаваемой в поливной лотковый канал воды без сбросов, снижение удельных материальных затрат и объема строительно-монтажных работ при внедрении, а также обеспечение средством, позволяющим осуществлять гидроавтоматизированную очистку соответствующего поливного лоткового канала от донных наносов.

Для достижения этой цели из поливных лотков выполнена сеть поливных лотковых каналов, каждый из которых начинается одним из водовыпусков общего распределительного канала, заканчивается общим отводящим каналом, оборудован цепью тормозных устройств и оснащен поливным гидроавтоматом, включающим размещенные на передвижном транспоpтном средстве поливные патрубки, скомпонованные в виде двух симметричных правой и левой батарей поливных сифонов, герметично устроенные напорные перемычки с перепускными сифонами, общее зарядное и основное захватывающие устройства. Система управления поливом содержит сеть информационно-силовых каналов с подключенными к ним цепями широкозахватных датчиков окончания полива, соответствующими им цепями исполнительных устройств и контроллерами. Каждая цепь широкозахватных датчиков окончания полива устроена в отдельном подпочвенном канале. Каждая цепь исполнительных устройств объединена с отдельной цепью тормозных устройств, вдоль каждого поливного лоткового канала устроена только одна цепь тормозных устройств, а каждый контроллер включает в себя блок питания в виде аккумуляторной батареи. Каждый водовыпуск оборудован стабилизатором расхода, каждая батарея поливных сифонов включает один вспомогательный сифон. Каждое передвижное транспоpтное средство состоит из нескольких установленных на ролики, шарнирно связанных между собой посредством промежуточных рам, жестких каркасов, имеющих на конце неподвижно закрепленную напорную перемычку с перепускным сифоном. В каждом перепускном сифоне нисходящий конец оканчивается коленом и имеет в верхней своей части подпитывающий патрубок, связывающий его внутреннюю полость через отверстие в соответствующей ему напорной перемычке с ее верхним бьефом. Капор каждого перепускного сифона посредством пневмопровода через заслонку на его конце связан с поплавком датчика уровня, установленного на отметке рабочего уровня воды перед следующей, в соответствии с направлением движения потока воды в поливном лотковом канале, напоpной перемычкой. Каждое общее зарядное устройство представляет собой сложный непрерывный тракт, образованный последовательно сообщающимися между собой полостями автоматического сифона, устроенного за пределами поливного лоткового канала на минимальной высоте от поверхности почвы гидротарана, центрального напорного трубопровода с переключателем батарей поливных сифонов на конце и соответствующих им левого и правого распределительных напорных трубопроводов с подпитывающими отверстиями сообщающими полсти последних с полостями нисходящих концов соответствующих поливных и вспомогательного сифонов. Каждое основное захватывающее устройство выполнено в виде закрепленного на первом жестком каркасе опорного рычага выполненного с возможностью взаимодействовать с соответствующей цепью тормозных устройств. Каждой цепи тормозных устройств соответствует один контроллер. Каждое тормозное устройство представляет собой неподвижно закрепленную около поливного лоткового канала основу несущую исполнительное устройство, электромагнитный фиксатор и подпружиненный шарнирно закрепленный упор, выполненный с возможностью взаимодействовать одновременно с данными электромагнитным фиксатором и основным захватывающим устройством соответствующего поливного гидроавтомата. Каждый подпочвенный канал оканчивается общим отводящим каналом. Каждый широкозахватный датчик окончания полива представляет собой датчик влажности установленный в нижней части, выполненный из водонепроницаемой пленки в виде желоба, ловушки, размещенной в верхней части и вдоль продольной оси заполненного водопроницаемым грунтом подпочвенного канала. Между каждыми двумя соседними лотковыми каналами устроен один подпочвенный канал. Каждый поливной лотковый канал расположен между двумя соседними с ним подпочвенными каналами, а исполнительные устройства его цепи тормозных устройств выполнены с возможностью быть подключенными к цепи широкозахватных датчиков окончания полива или только правого или только левого из этих подпочвенных каналов. В каждом поливном гидроавтомате восходящий конец каждого поливного сифона начинается у дна лоткового канала, а нисходящий оканчивается коленом. Восходящий конец каждого вспомогательного сифона начинается на отметке рабочего уровня воды перед первой напоpной перемычкой, а нисходящий через двойное колено оканчивается поливным трубопроводом, имеющим выпускные отверстия, расположенные попарно с коленами поливных сифонов соответствующей батареи. Труба восходящего конца автоматического сифона удлинена, под отметкой рабочего уровня воды имеет боковой впускной клапан и выполнена с возможностью, сгибаясь перед этим клапаном, занимать нижнее подтопленное положение, и верхнее - выше автоматического сифона. Все напорные перемычки имеют различную, меняющуюся последовательно, высоту, где высота первой соизмерима с максимальной глубиной наполнения лоткового канала водой, подпитывающий патрубок ее перепускного сифона, занимает наивысшее положение, а на последней, самой маленькой из них, перепускной сифон отсутствует. Каждый водовыпуск оборудован запорным органом. Каждая цепь тормозных устройств начинается пусковым устройством. В каждом поливном гидроавтомате имеется вспомогательное захватывающее устройство. Центральный напорный трубопровод общего зарядного устройства разделен на две части выключателем поливных сифонов, выполненным с возможностью сообщать их полости между собой или с атмосферой и стремящимся удерживать их в положении "совмещено". Пневмопровод первого перепускного сифона разделен на две части мягкой вставкой с зажимом стремящимся всегда удерживать вставку в состоянии "пережато". Опорный рычаг основного захватывающего устройства закреплен шарнирно и выполнен с возможностью одновременно взаимодействовать с выключателем поливных сифонов в его положении "разобщено", с восходящим концом автоматического сифона в его верхнем положении и с зажимом мягкой вставки на пневмопроводе первого перепускного сифона в его положении "непережато". Вспомогательное захватывающее устройство представляет собой неподвижно закрепленный на первом жестком каркасе упор выполненный с возможностью взаимодействовать с соответствующим пусковым устройством. Каждый запорный орган включает исполнительное устройство с электромагнитным фиксатором и стремящуюся всегда быть в положении "закрыто" заслонку, выполненную с возможностью в положении "открыто" взаимодействовать с данным электромагнитным фиксатором. Исполнительное устройство выполнено с возможностью быть подключенным через соответствующие ему контроллер и информационно-силовые каналы к последнему широкозахватному датчику окончания полива правого или левого, соседнего с ним, подпочвенного канала. В последнем тормозном устройстве каждой цепи тормозных устройств исполнительное устройство отсутствует. В каждом пусковом устройстве упор выполнен с возможностью взаимодействовать одновременно с соответствующим ему электромагнитным фиксатором и со вспомогательным захватывающим устройством соответствующего поливного гидроавтомата, а его исполнительное устройство через соответствующий ему контроллер и дополнительный информационно-силовой канал связано с датчиком окончания заполнения верхнего бьефа третьей напорной перемычки водой в момент взаимодействия с данным пусковым устройством. Восходящие концы вспомогательных сифонов, боковой впускной клапан автоматического сифона и впускное отверстие первого перепускного сифона оборудованы общим фильтром. Распределительные и напорные трубопроводы в створах шарнирного соединения жестких каркасов с промежуточными рамами разделены сильфонами.

Предлагаемая система обеспечивает полную гидроавтоматизацию технологических операций бороздкового полива из лотковых каналов в автономном режиме с использованием гидравлической энергии потока воды для приведения в действие поливных гидроавтоматов и энергии аккумуляторных батарей - для функционирования системы управления.

На фиг. 1 изображен общий план гидроавтоматизированной лотковой оросительной системы; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 6 и 8 - поливной гидроавтомат, общий вид; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. 6; на фиг. 9 - разрез Г-Г на фиг. 8; на фиг. 10 - разрез Д-Д на фиг. 6; на фиг. 11 - разрез Е-Е на фиг. 6; на фиг. 12 - разрез Ж-Ж на фиг. 6; на фиг. 13 - наполнительная емкость в ее исходном, нейтральном и рабочем положениях с обозначением направления движения потока воды по элементам общего зарядного устройства; на фиг. 14 - направление движения потока воды по элементам общего зарядного устройства (автоматического сифона, гидротарана и центрального напорного трубопровода); на фиг. 15 - то же, по элементам общего зарядного устройства соединительного напорного трубопровода, распределительного напорного трубопровода, подпитывающего отверстия и поливного сифона; на фиг. 16 - то же, по элементам общего зарядного устройства (соединительный напорный трубопровод, распределительный напорный трубопровод, подпитывающее отверстие и вспомогательный сифон); на фиг. 17 - то же, по элементам вспомогательного сифона (двойное колено автоматического сифона, поливной трубопровод и выпускные отверстия); на фиг. 18 - выключатель поливных сифонов в положении, когда поливные сифоны включены в работу по отсасыванию воды из лоткового канала в поливные борозды; на фиг. 19 - то же, поливные сифоны выключены; на фиг. 20 - переключатель батарей поливных сифонов в положении, когда левая батарея поливных сифонов включена в работу по отсасыванию воды, а правая выключена; на фиг. 21 - то же, правая батарея поливных сифонов включена в работу по отсасыванию воды, а левая выключена; на фиг. 22 - замок в процессе взаимодействия его фиксатора с нижним упором поворотной рамки в общем зарядном устройстве; на фиг. 23 - порядок расположения напорных перемычек в соответствии с их высотой, выключатель на пневмопроводе первого перепускного сифона и перепускные сифоны с соответствующими датчиками уровня; на фиг. 24 и 25 - узел IV на фиг. 23; на фиг. 26 - узел III на фиг. 8, на фиг. 27 - замок тормозного устройства; на фиг. 28 - замок пускового устройства; на фиг. 29 - узел II на фиг. 5; на фиг. 30 - схема системы управления.

Гидроавтоматизированная лотковая оросительная система включает сеть поливных лотковых каналов 1, каждый из которых начинается одним из водовыпусков 2 общего распределительного канала 3, заканчивается общим отводящим каналом 4, оборудован цепью тормозных устройств 5 и оснащен поливным гидроавтоматом 6, а также систему управления поливом, которая содержит сеть информационно-силовых каналов 7 с подключенными к ним цепями широкозахватных датчиков окончания полива 8, соответствующими им цепями исполнительных устройств 9 и контроллерами 10 (фиг. 1). Каждая цепь широкозахватных датчиков окончания полива 8 устроена в отдельном подпочвенном канале 11. Каждая цепь исполнительных устройств 9 объединена с отдельной цепью тормозных устройств 5, а каждый контроллер 10 включает в себя блок питания в виде аккумуляторной батареи 12 (фиг. 1-3).

Каждый поливной гидроавтомат 6 представляет собой размещенные на передвижном транспортном средстве две симметричные по отношению друг к другу батареи поливных сифонов 13, включающих по одному вспомогательному сифону 14, общее зарядное устройство 15, основное и вспомогательное захватывающие устройства 16 и 17, и напорные перемычки 18 с перепускными сифонами 19 (фиг. 4). Каждый водовыпуск 2 оборудован стабилизатором расхода 20 и запорным органом 21 (фиг. 1 и 5). Каждый поливной лотковый канал 1 расположен между двух соседних с ним подпочвенных каналов 11 и оборудован отдельной цепью тормозных устройств 5. Каждая цепь широкозахватных датчиков окончания полива 8, размещенная между двух соседних с ней поливных лотковых каналов 1, является общей для их цепей тормозных устройств 5. Каждая цепь тормозных устройств 5 начинается пусковым устройством 22 и связана с двумя соседними с ней цепями широкозахватных датчиков окончания полива 8 через отдельный общий для них контроллер 10 и два соответствующих им электровыключателя 23 на информационно-силовых каналах 7 (фиг. 1).

Каждый поливной лотковый канал 1 смонтирован таким образом, что отметка поверхности почвы 24 рядом с ним в любом створе не превышает отметки его дна 25 (фиг. 6-11).

Каждый поливной гидроавтомат 6 выполнен в виде размещенной в поливном лотковом канале 1 цепи трех жестких каркасов 26, установленных на ролики 27 и шарнирно связанных между собой через две жесткие промежуточные рамы 28.

Каркасы 26 и промежуточные рамы 28 служат основной для размещения на них симметрично расположенных правой и левой батарей поливных сифонов 13, их общего зарядного устройства 15, основного и вспомогательного захватывающих устройств 16 и 17. трех герметично установленных на конце каждого каркаса 26, со стороны нижнего бьефа, напорных перемычек 18, где напорная перемычка 18 первого и второго в соответствии с направлением движения потока воды в лотковом канале 1, каркасов 26 выполнена совместно с перепускным сифоном 19, а второго и третьего - с поплавковым датчиком уровня 29 установленным со стороны верхнего бьефа.

В каждом перепускном сифоне 19 капор 30 посредством пневмопровода 31 через стремящуюся всегда быть в закрытом состоянии заслонку 32 на его свободном конце связан с поплавком 23 датчика уровня 29 размещенном на отметке рабочего уровня воды 34 перед следующей напорной перемычкой 18. Полость нижней части нисходящей трубы каждого перепускного сифона 19 через колено 35 связана с нижним бьефом соответствующей напорной перемычки 18, а верхней, через отверстие 36 в верхней части этой перемычки посредством подпитывающего патрубка 37, - с ее верхним бьефом непосредственно под отметкой рабочего уровня воды 34 в нем.

Общее зарядное устройство 15 вместе с основным и вспомогательным захватывающими устройствами 16 и 17 в основном размещено на первом каркасе 26 и представляет собой сложный непрерывный тракт образованный последовательно сообщающимися между собой полостями автоматического сифона 38, гидротарана 39, центрального напорного трубопровода 40 с выключателем 41 на конце и промежуточного напоpного трубопровода 42 с переключателем 43 на конце, выполненным с возможностью сообщать полость промежуточного напорного трубопровода 42, через полости левого и правого соединительных напорных трубопроводов 44 и 45, с полостями соответствующих им левого или правого распределительных напорных трубопроводов 46 и 47.

Автоматический сифон 38 представляет собой Л-образно перегнутую через правый борт поливного лоткового канала 1 трубу (фиг. 10 и 14). Труба 48 его восходящего конца удлинена и под отметкой рабочего уровня воды 34 разделена на две части сильфоном 49 (фиг. 7, 11 и 13). Первая часть этой трубы, имеющей свободный конец, представляет собой наполнительную емкость 50, выполненную с возможностью, поворачиваясь вокруг сильфона 49, занимать или исходное или нейтральное, или рабочее положения. Вторая часть с одной стороны сообщается с сильфоном 49 через закрепленный в начале первого каркаса 26 переходник 51, а с другой - рядом со створом расположения напорной перемычки 18 первого каркаса 26 имеет боковое отверстие, оборудованное впускным клапаном 52 (фиг. 10 и 14). Сильфон 49, переходник 51 и впускной клапан 52 расположены под отметкой рабочего уровня воды 34. Свободный конец наполнительной емкости 50 оборудован фильтром 53, связывающим ее внутреннюю полость с верхним бьефом напорной перемычки 18 первого каркаса 26.

Гидротаран 39 закреплен с правой стороны от поливного лоткового канала 1 в створе напоpной перемычки 18 первого каркаса 26 на минимальной высоте от поверхности почвы 24. Одним своим концом цилиндр 54 гидротарана 39 кратчайшим путем через нисходящий, являющийся одновременно питательной трубой 55, конец связан с автоматическим сифоном 38, а вторым через ударно-сбросной клапан 56 - с атмосферой (фиг. 7 и 14).

Напорно-воздушный цилиндр 57 гидротарана 39 с одной стороны через напорный клапан 58 сообщается с цилиндром 54 гидротарана 39, а с другой - с центральным напорным трубопроводом 40 (фиг. 14).

Выключатель 42 представляет собой установленную в крестовине 59 дважды усеченную цилиндрическую подпружиненную поворотную перемычку 60, выполненную с возможностью с одной стороны через выполненный в ней прямой соединительный тракт 61 и два противоположных отверстия 62 крестовины 59 сообщать полость центрального напорного трубопровода 40 и полость промежуточного напорного трубопровода 42 между собой или через попарно совмещенные образованные отсечениями 63 пустоты в перемычке 60 и два других противоположных отверстия 64 крестовины 59, с атмосферой, а с другой, - стремясь всегда быть в таком положении, при котором полость центрального напорного трубопровода 40 сообщается с атмосферой, - взаимодействовать через устроенный на ней упор 65 с наполнительной емкостью 50 (фиг. 7, 11, 18 и 19).

Переключатель 43 выполнен в виде установленной в полости крестовины 66 усеченной цилиндрической поворотной перемычки 67 выполненной с возможностью через устроенный в ней Г-образный соединительный тракт 68 и два соседних отверстия 69 крестовины 66 сообщать между собой полость правого соединительного напорного трубопровода 45 с полостью промежуточного напорного трубопровода 42, а полость левого соединительного напорного трубопровода 44 через образованную отсечением 70 пустоту в поворотной перемычке 67 и два других соседних отверстия 71 с атмосферой, и наоборот (фиг. 6, 21 и 20).

Левый и правый распределительные напорные трубопроводы 46 и 47 размещены вдоль продольной оси лоткового канала 1, на концах заглушены и в промежутках между каркасами 26 и жесткими промежуточными рамами 28 разделены сильфонами 72 (фиг. 6-9).

Каждый поливной сифон 13 представляет собой Л-образно перекинутый через соответствующий ему борт поливного лоткового канала 7 трубопровод, у которого впускное отверстие 73 его восходящего конца расположено у дна 25 лоткового канала 1, а нисходящий конец оканчивается коленом 74 (фиг. 10, 11 и 15).

Каждый вспомогательный сифон 14 размещен рядом со створом напорной перемычки 18 первого каркаса 26 со стороны верхнего ее бъефа и так же представляет собой Л-образно перекинутый через соответствующий ему борт лоткового канала 1 трубопровод, у которого впускное отверстие 75 восходящего конца расположено на отметке максимального уровня воды у данной напорной перемычки 18, а полость имеющего двойное колесо 76 нисходящего конца оканчивается полостью поливного трубопровода 77. Поливной трубопровод 77 с одной стороны вложен в колено 74 каждого соответствующего ему поливного сифона 13 и разделен в промежутках между каркасами 26 и промежуточными рамами 28 сильфонами 78, а с другой - имеет размещенные попарно со всеми соответствующими ему коленами 74 поливных сифонов 13 выпускные отверстия 79.

Верхняя часть нисходящего конца каждого поливного и вспомогательного сифонов 13 и 14 своей боковой поверхностью соприкасается и жестко связана с боковой поверхностью соответствующего им распределительного напорного трубопровода 46 или 47, а их внутренние полости в местах такого соприкосновения сообщаются через общее отверстие 80 между собой (фиг. 16).

Основное захватывающее устройство 16 представляет собой расположенный горизонтально и поперек продольной оси поливного лоткового канала 1 поворотный Г-образно изогнутый рычаг 81 который вертикально изогнутым концом 82 закреплен посредством двух шарниров 83 на правой стороне первого каркаса 26 и выполнен с возможностью одновременно взаимодействовать с наполнительной емкостью 50 и с соответствующими ему тормозными устройствами 5.

Вспомогательное захватывающее устройство 17 представляет собой устроенный на правой стороне первого каркаса 26 упор 84 выполненный с возможностью взаимодействовать с соответствующим ему пусковым устройством 22 (фиг. 4, 6 и 11).

Рядом с наполнительной емкостью 50 размещена поворотная рамка 85, нижняя часть которой шарнирно закреплена на корпусе переходника 51, а верхняя - на корпусе наполнительной емкости 50. На ней имеется верхний упор 86, выполненный с возможностью взаимодействовать с упором 65 выключателя 41, и нижнего упора 87 с изгибом 88 на свободном конце, который через гибкую связь 89 связывает собой рамку 85 с рычагом 81 (фиг. 6, 7, 11 и 22). В начале первого каркаса 26 над отметкой максимального уровня воды 34 в лотковом канале 1 закреплен замок 90 с подпружиненным фиксатором 91, выполненным с возможностью взаимодействовать с изгибом 88 упора 87 (фиг. 6, 7 и 22).

Пневмопровод 31 первого перепускного сифона 19 связывает его капор 30 с датчиком уровня 29 через размещенный в начале первого каркаса 26 над отметкой максимального уровня воды 34 в лотковом канале 1 выключатель 92, который представляет собой мягкую вставку 93, замещающую собой часть этого пневмопровода 31, заключенную в корпусе 94 и пережатую подпружиненным зажимом 95. Зажим 95 выполнен с одной стороны стремящимся всегда удерживать вставку 93 в пережатом состоянии, а с другой - с возможностью взаимодействовать через устроенный на нем упор 96 см рычагом 81 (фиг. 6, 7, 11, 13, 24 и 25).

Общее зарядное устройство 15 выполнено таким образом, что в исходном положении наполнительная емкость 50 расположена горизонтально и под отметкой рабочего уровня воды 34 в лотковом канале 1, что соответствует такому положению рычага 81 при котором его свободный конец максимально отклонен в сторону второго и третьего каркасов 26. В рабочем положении наполнительная емкость 50 повернута в вертикальное положение, в котором изгиб 88 на нижнем упоре 87 рамки 85 вставлен в замок 90, но с его фиксатором 91 не взаимодействует. Верхний упор 86 через упор 65 удерживает поворотную перемычку 60 выключателя 23 в таком положении, при котором полость центрального напорного трубопровода 40 сообщается с полостью промежуточного напорного трубопровода 42, свободный конец рычага 81, с одной стороны, опирается в элементы первого каркаса 26, а с другой, воздействуя на упор 96 зажима 95, - удерживает вставку 93 в выключателе 41 в непережатом состоянии. В нейтральном положении наполнительная емкость 50 находится между рабочим и исходным положением, где во взаимодействии участвуют только изгиб 88 нижнего упора 87 рамки 85, который в замке 90 упирается в фиксатор 91 (фиг. 6, 7, 11, 13, 23, 24 и 25). В двух последних положениях наполнительная емкость 50 расположена выше автоматического сифона 38.

Каждая напорная перемычка 18 представляет собой, с одной стороны, расположенную перпендикулярно по отношению к продольной оси лоткового канала 1, имеющую форму несколько уменьшенного его поперечного сечения, тонкую стенку 97, имеющую загнутые в сторону ее верхнего бьефа снабженные уплотнениями 98, для герметичного сопряжения ее с внутренней поверхностью поливного лоткового канала 1, кромки 99, а с другой, - водослив с тонкой стенкой имеющей высоту расположения гребня 100 над дном 25 лоткового канала 1 в своем створе меньшую, чем у предыдущей напорной перемычки 18. Высота расположения гребня 100 у первой напоpной перемычки 18 соизмерима с максимально возможной глубиной наполнения лоткового канала 1 водой 34, а уплотнение 98 представляет собой выполненную из мягкого гибкого и водонепроницаемого материала ленту 101, прижатую к кромкам 99 напоpной перемычки 18 болтами 102 через жесткую накладку 103 (фиг. 6, 7, 9, 8, 10, 23 и 26).

Впускные отверстия 75 вспомогательных сифонов 14, подпитывающего патрубка 37 первого перепускного сифона 19 и впускного клапана 52 на восходящем конце автоматического сифона 38 расположены внутри одного общего для них фильтра 104, закрепленного на первой напорной перемычке 18 со стороны ее верхнего бьефа (фиг. 10).

Поплавок 33 в каждом из датчиков уровня 29 имеет возможность перемещаться по вертикали в пределах его емкости и выполнен с возможностью взаимодействовать с заслонкой 32 удерживая вход 105 в пневмопроводе 31 соответствующего перепускного сифона 19 в открытом состоянии только в верхнем своем положении (фиг. 8, 9 и 23). В каждой батарее поливные сифоны 13 разделены напорными перемычками 18 на группы в каждой из которых средняя пропускная способность каждого входящего в нее поливного сифона 13 равна средней пропускной способности каждого из тех поливных сифонов 13, которые размещены перед первой напорной перемычкой 18. Пропускная способность каждого перепускного сифона 19 превышает величину рабочего расхода воды в соответствующем стабилизаторе расхода 20, а пропускная способность каждого вспомогательного сифона 14 превышает абсолютную величину той погрешности, с которой работает этот стабилизатор расхода 20.

Каждый запорный орган 21 включает в себя замок 106, содержащий отдельное исполнительное устройство 107 и электромагнит 108 с фиксатором 109, а также стремящуюся всегда быть в положении "закрыто" заслонку 110, выполненную с возможностью взаимодействовать через устроенный на ней упор 111 с фиксатором 109 в положении "открыто" (фиг. 5 и 29).

Каждое пусковое и тормозное устройство 22 и 5 представляет собой неподвижно установленную рядом с лотковым каналом 1 оборудованную исполнительным устройством 9 и замком 112 основу 113 (фиг. 10 и 11). Цепь тормозных устройств 5 расположена слева от лоткового канала 1 в соответствии с направлением в нем потока воды, а пусковое устройство 22 - справа (фиг. 1, 4, 6, 7, 10, и 11). Расстояние между каждыми двумя соседними тормозными устройствами 5 равно длине соответствующего поливного гидроавтомата 6, а часть поливных борозд 14 заключенных между ними, данным лотковым каналом 1 и одним из двух соседних с ним подпочвенных каналов 11, образуют собой поливной участок.

Элементами замков 112 являются заключенные в корпусе 115 фиксаторы 116 с их электромагнитами 117 и подпружиненные поворотные, стремящиеся всегда быть в вертикальном положении, шарнирно и коромыслообразно закрепленные в верхней части замков 112, стержни 118, выполненные с возможностью нижними плечами взаимодействовать с фиксаторами 116, верхними плечами - с упором 84 вспомогательного или с рычагом 81 основного захватывающих устройств 17 и 16 соответственно (фиг. 27 и 28). В замке 112 последнего тормозного устройства 5 коромысло - образный стержень 118 неподвижно закреплен в вертикальном положении, а исполнительное устройство и фиксатор с электромагнитом отсутствуют.

Каждый подпочвенный канал 11 выполнен в виде подземного канала, устроенного поперек поливных борозд 114 под пахотным слоем почвы 24 в естественном грунте 119, и заполнен водопроницаемым грунтом 120 (фиг. 2 и 3).

Каждый широкозахватный датчик окончания полива 8 представляет собой датчик влажности 121 установленный в пределах верхней части высоты подпочвенного канала 11 и в то же время - внутри и в нижнем конце ловушки 122 выполненной из водопроницаемой пленки 123 в виде водосточного, заполненного так же водонепроницаемым грунтом 120, желоба, который расположен вдоль линии продольной оси этого подпочвенного канала 11 и в верхней внутренней его части.

В ловушке 122 верхний выход закрыт, а нижний имеет такие размеры при которых величина его пропускной способности в рабочем состоянии меньше пропускной способности самого желоба ловушки 122.

Заполненное водопроницаемым грунтом 120 пространство между дном 124 подпочвенного канала 11 и дном 125 каждой его ловушки 122 служит общим водотоком, связывающим нижние выходы этих ловушек 122 с общим отводящим каналом 4.

Часть орошаемого поля оросительной системы заключенная между каждым лотковым каналом 1 и одним из двух соседних с ним подпочвенных каналов 11 является зоной орошения, в которой каждому тормозному устройству 5 соответствует отдельный широкозахватный датчик окончания полива 8 (фиг.1).

В каждой цепи тормозных устройств 5 пусковому устройству 22 соответствует только один, связанный отдельным информационно-силовым каналом 126 с контроллером 10, отдельный датчик влажности 127, который встроен в боковую стенку соответствующего лоткового канала 1 со стороны внутренней его поверхности перед створом расположения третьей напорной перемычки 18 и под отметкой рабочего уровня воды 34 в момент стоянки поливного гидроавтомата 6 при пусковом устройстве 22 (фиг. 8, 9 и 30). В каждом подпочвенном канале 11 его участки между ловушками 122 пересечены поливными бороздами 114, совпадающими с теми створами поливных каналов 1, которые пересекают места расположения гидротарана 39 во время стоянки соответствующего поливного гидроавтомата 6 при соответствующих тормозных устройствах 5.

Работа гидроавтоматизированной лотковой оросительной системы по орошению осуществляется в два этапа.

На первом этапе перед вступлением данной системы в работу производится предварительная ее подготовка, в результате чего в ней устанавливается такой порядок, при котором в каждом водовыпуске 2 стабилизатор расхода 20 настроен на пропуск суммарного рабочего расхода воды, состоящего из пропускной способности всех поливных сифонов 13 в левой батарее вместе с половиной пропускной способности одного вспомогательного и автоматического сифонов 14 и 38 в соответствующем поливном гидроавтомате 6, а заслонка 110 запорного органа 21 находится в нижнем положении. Каждый поливной гидроавтомат 6, с одной стороны, в голове соответствующего ему поливного лоткового канала 1 с помощью вспомогательного захватывающего устройства 17 установлен на пусковом устройстве 22, т.е. упор 84 вспомогательного захватывающего устройства 17 упирается в верхнее плечо коромыслообразного подпружиненного стержня 118 пускового устройства 22, а с другой, с помощью переключателя 43 настроен на работу по осуществлению полива правой или левой батареей поливных сифонов 13. В датчиках уровня 29 поплавки 33 находятся в нижнем положении, в связи с чем заслонки 32 удерживают входы 105 на свободных концах пневмопроводов 31 первого и второго перепускных сифонов 19 в закрытом состоянии. Зажим 95 выключателя 92 удерживает вставку 93 в пережатом состоянии, все электровыключатели 23 на информационно-силовых каналах 7 разомкнуты, а стержни 118 в замках 112 пусковых и тормозных устройств 22 и 5 зафиксированы соответствующими фиксаторами 116 в вертикальном положении.

Для запуска системы в работу в положение "замкнуто" соответственно выбранному с помощью переключателей 43 режима работы поливных гидроавтоматов 6 переводятся электровыключатели 23 тех информационно-силовых каналов 7, которые обслуживают или только левые или только правые от поливных лотковых каналов 1 зоны орошения, в результате чего, рабочими становятся только те части сети информационно-силовых каналов 7, каждая из которых через соответствующие цепь широкозахватных датчиков окончания полива 8, данный замкнутый электровыключатель 23, контроллер 10, запорный орган 21, исполнительные устройства 9 цепи тормозных устройств 5 образовала собой неразрывную электрическую цепь вдоль границ выбранной на первом этапе в качестве рабочей соответствующей ему зоны орошения. Одновременно производится пуск поливной воды из общего распределительного канала 3 в каждый поливной лотковый канал 1 путем принудительного перевода заслонок 110 всех запорных органов 21 в верхнее положение, то есть - в положение "открыто".

Получив свободу доступа через стабилизатор расхода 20 в каждом водовыпуске 2, вода начинает заполнять соответствующий ему лотковый канал 1 перед первой напорной перемычкой 18 его поливного гидроавтомата 6, где она, достигнув рабочего уровня, с одной стороны через фильтр 53 и впускной клапан 52 заполняет расположенную в исходном состоянии положительную емкость 50 автоматического сифона 38, а с другой через подпитывающий патрубок 37 начинает поступать в трубу нисходящего конца первого перепускного сифона 19, связь внутренней полости которого с атмосферой после заполнения колена 35 водой прекращается. В результате первый перепускной сифон 19 заряжается и начинает отсасывать воду из верхнего в нижний бьеф первой напорной перемычки 18.

Достигнув рабочего уровня перед второй напорной перемычкой 18, вода с одной стороны вытесняет в соответствующем ей датчике уровня 29 поплавок 33 из нижнего положения в верхнее и воздействует через него на заслонку 32, а с другой через подпитывающий патрубок 37 начинает поступать во внутреннюю полость трубы нисходящего конца второго перепускного сифона 19 и заполняет в нем колено 35, вследствие чего тот зарядившись начинает отсасывать воду из верхнего в нижний бьеф второй напорной перемычки 18.

Перед достижением водой рабочего уровня перед третьей напорной перемычкой 18 отдельный датчик влажности 127 оказывается заполненным и увлажненным, о чем он сразу же по отдельному информацион