Съемник кольцевых элементов

Реферат

 

Использование: при демонтаже подшипников качения и их колец в узлах автомобилей, металлообрабатывающих станков и другого оборудования. Сущность изобретения: повышение удобства эксплуатации при демонтаже колец подшипников в стесненных условиях. Съемник кольцевых элементов, содержит цангу со сквозным аксиальным отверстием, имеющую хвостовик и рабочую часть, разделенную прорезями на лепестки, при этом у торца рабочей части размещены: изнутри-расширяющийся наружу конусный участок аксиального отверстия, а снаружи-цилиндрическая посадочная поверхность с кольцевым выступом, хвостовик цанги выполнен с наружной резьбой и участком "под ключ", пропущенный сквозь отверстие цанги силовой винт в виде стержня с конусной поверхностью на одном конце и резьбой - на другом. При этом на резьбовом конце стержня выполнен участок "под ключ". Кроме того, съемник содержит с наружной резьбой хвостовика цанги гайку с опорным кольцевым торцом и участком "под ключ", а также опорный корпус в виде стакана с отверстием в дне, упертого в опорный кольцевой торец гайки. Съемник снабжен пружинным разрезным кольцом, охватывающим гайку, в зоне хвостовика цанги участок сквозного аксиального отверстия выполнен с резьбой, ответной резьбе силового винта. При этом элементы пары цанга-силовой винт выполнены со следующими соотношениями размеров: = (8 -10), где - угол конусности конца силового винта, град; h - толщина стенки цанги, мм; D - диаметр посадочной поверхности цанги, мм; l - длина прорезей цанги, мм. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть широко использовано для облегчения демонтажных операций, преимущественно подшипников качения и их колец в узлах автомобилей, металлообрабатывающих станков и другого оборудования.

Известен съемник кольцевых элементов, содержащий цангу со сквозным аксиальным отверстием, имеющую хвостовик, выполненный с наружной резьбой и участком "под ключ", и рабочую часть, разделенную прорезями на лепестки, имеющую внутреннюю с конусным участком у основания поверхность и наружную цилиндрическую посадочную с кольцевыми выступами, размещенный в отверстии цанги силовой винт в виде стержня с конусной поверхностью на одном конце для взаимодействия с конусным участком цанги и резьбой на другом с выполненным на нем участком "под ключ", установленную на наружной резьбе хвостовика цанги гайку с опорным кольцевым торцом и участком "под ключ" и опорный корпус в виде стакана с отверстием в дне, упертого в опорный кольцевой торец гайки.

Недостатком известного съемника является неудобство эксплуатации.

Технический результат заключается в повышении удобства эксплуатации преимущественно при демонтаже наружных колец подшипников передних колесных ступиц легковых автомобилей.

Это достигается тем, что съемник кольцевых элементов снабжен охватывающим гайку пружинным разрезным кольцом, на внутренней поверхности стенки хвостовика цанги выполнена резьба, ответная резьбе силового винта, а элементы пары цанга-силовой винт выполнены со следующими соотношениями размеров: =(8-10)o; = 0,042-0,052 = 0,76-0,78 - угол конусности конца силового винта, град; h - толщина стенки цанги, мм; D - диаметр посадочной поверхности цанги, мм; l - длина прорезей цанги, мм.

На чертеже изображено устройство, общий вид.

Съемник кольцевых элементов содержит цангу 1, выполненную со сквозным аксиальным отверстием 2, хвостовиком 3 и рабочей частью 4, разделенной прорезями 5 на лепестки 6. У торца 7 рабочей части размещены: изнутри - расширяющийся наружу конусный участок 8 аксиального отверстия, а снаружи - цилиндрическая посадочная для демонтируемого элемента, преимущественно, кольца подшипника поверхность 9 с кольцевым выступом 10. Хвостовик 3 цанги выполнен с наружной резьбой 11 и участком "под ключ", например, в виде шестигранника 12.

Пропущенный сквозь аксиальное отверстие цанги силовой винт 13 выполнен в виде стержня с конусной поверхностью 14 на одном конце и резьбой 15 - на другом.

При этом на резьбовом конце стержня выполнен участок "под ключ", например, в виде отверстия 16 под вороток и/или плоских граней 17. С наружной резьбой хвостовика цанги связана своей резьбой гайка 18, имеющая опорный кольцевой торец 19 и канавку 20, в которую вмонтировано пружинное разрезное кольцо 21. У гайки выполнен участок "под ключ", например, в виде шестигранника 22. Опорный корпус 23 выполнен в виде стакана с плоским дном 24 с отверстием 25 в дне для прохода цилиндрической части гайки 18.

Дно 24 размещено между опорным торцом 19 гайки 18 и кольцом 21, фиксируя от смещения в осевом направлении детали 18 и 23, не лишая их возможности проворота. В зоне хвостовика 3 цанги участок ее сквозного аксиального отверстия выполнен с резьбой, ответной резьбе 15 силового винта 13. Элементы пары цанга 1 - силовой винт 13 выполнен с указанными соотношениями размеров.

Размеры этой пары определены как оптимальные для технического обслуживания подшипниковых узлов передних колес легковых автомобилей.

Съемник работает следующим образом.

Удерживая цангу 1 от проворота за шестигранник 12, ключом за шестигранник 22 перемещают гайку 18 относительно цанги вправо по чертежу, а затем ключом за участок 15 (или 16) выводят из цанги 1 силовой винт 13 (влево по чертежу). При этом от действия сил упругости лепестки цанги сжимаются, уменьшается наружный диаметр кольцевого выступа 10. В этом положении цангу вводят внутрь подлежащего демонтажу кольцевого элемента до упора корпуса 23, например, в ступицу колеса автомобиля. Затем, удерживая цангу от проворота ключом за шестигранник 12, например воротком, вращая винт 13, его конусной поверхностью 14 разжимают лепестки цанги до упора их поверхности 9 в поверхность внутреннего отверстия демонтируемого элемента.

Затем, удерживая за шестигранник 12 цангу 1 от поворота, за шестигранник 22 вращают гайку 18. Так как корпус 23 упирается в ступицу колеса, то при вращении гайки 18 цанга 1 перемещается вправо по чертежу, своим выступом 10 выпрессовывает кольцо подшипника.

Съемник удобен при демонтаже колец подшипников в стесненных условиях, упрощает и ускоряет их замену.

Формула изобретения

СЪЕМНИК КОЛЬЦЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, содержащий цангу со сквозным аксиальным отверстием, имеющую хвостовик, выполненный с наружной резьбой и участком "под ключ", и рабочую часть, разделенную прорезями на лепестки, имеющую внутреннюю с конусным участком у основания поверхность и наружную цилиндрическую посадочную с кольцевыми выступами, размещенный в отверстии цанги силовой винт в виде стержня с конусной поверхностью на одном конце для взаимодействия с конусным участком цанги и резьбой на другом с выполненным на нем участком "под ключ", установленную на наружной резьбе хвостовика цанги гайку с опорным кольцевым торцом и участком "под ключ" и опорный корпус в виде стакана с отверстием в дне, упертого в опорный кольцевой торец гайки, отличающийся тем, что он снабжен охватывающим гайку пружинным разрезным кольцом, на внутренней поверхности стенки хвостовика цанги выполнена резьба, ответная резьбе силового винта, а элементы пары цанга - силовой винт выполнены со следующими соотношениями размеров: = 8-10 град; h/D = 0,042 - 0,052; l/D = 0,76 - 0,78, где - угол конусности конца силового винта; h - толщина стенки цанги, мм; D - диаметр посадочной поверхности цанги, мм; l - длина прорезей цанги, мм.

РИСУНКИ

Рисунок 1