Устройство для азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолета

Реферат

 

Использование: в авиационной технике, а именно в устройствах для подъема и транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета. Сущность изобретения: устройство для азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолета содержит траверсу с грузовыми канатами на концах, соединенную с замком вертолета посредством сходящихся гибких связей, вертлюг, стабилизирующие тяги, шарнирно закрепленные на траверсе, амортизаторы. Устройство снабжено опорной площадкой, сопряженной посредством амортизаторов с днищем вертолета с возможностью ее горизонтального перемещения, и жестко установленным на опорной площадке сферическим подшипником. Тяги выполнены телескопическими, шарнирно соединены между собой свободными концами, снабженными пальцем, взаимодействующим со сферическим подшипником. Изобретение позволяет обеспечить возможность азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолетов с малым клиренсом. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для подъема и транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета.

Известно устройство для азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолета [1], включающее траверсу с грузовыми канатами на концах; на фюзеляже вертолета установлена рама, которая фиксирует траверсу внешней подвески от поворота.

Однако в известной системе фиксация груза по азимуту осуществляется только в двух положениях, отличающихся друг от друга на угол 180о, что зачастую делает невозможным установку монтируемого груза в проектное положение из-за неблагоприятного направления ветра. Отсутствует демпфирование колебаний груза на внешней подвеске в продольной и поперечной плоскостях, а также крутильных колебаний.

Известно также наиболее близкое по технической сущности устройство для азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолета [2], включающее траверсу с грузовыми канатами на концах, соединенную с замком вертолета посредством сходящихся гибких связей, вертлюг, стабилизирующие тяги, шарнирно закрепленные на траверсе, и амортизаторы.

Недостатками известной системы являются практическая невозможность управления углом установки по азимуту траверсы относительно вертолета в полете (возможна лишь фиксация или расфиксация траверсы); фиксация может быть осуществлена лишь с определенным шагом (22,5о) и невозможна в промежуточных положениях; существует кинематическая связь поперечных и крутильных колебаний груза; недостаточна безопасность аварийного сброса; невозможность использования на вертолетах с малым клиренсом (таких, например, как Ми-26).

Целью изобретения является создание устройства, которое позволяет обеспечить возможность азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолетов с малым клиренсом (что, однако, не исключает возможности его использования на других типах вертолетов).

Цель достигается тем, что устройство для азимутальной ориентации и фиксации груза на внешней подвеске вертолета, включающее траверсу с грузовыми канатами на концах, соединенную с замком вертолета посредством сходящихся гибких связей, вертлюг, стабилизирующие тяги, шарнирно закрепленные на траверсе, и амортизаторы, снабжено опорной площадкой, сопряженной посредством амортизаторов с днищем вертолета с возможностью ее горизонтального перемещения, и жестко установленным на опорной площадке сферическим подшипником, при этом тяги выполнены телескопическими, шарнирно соединены между собой свободными концами, снабженными пальцем, взаимодействующим со сферическим подшипником.

На фиг.1 представлено устройство, общий вид; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг.3 - то же, вид снизу.

Устройство содержит летательный аппарат 1, подвеску с двумя гибкими связями 2, траверсу 3 с закрепленными на ней двумя канатами с крюками или электрозамками 4. К узлам на траверсе 3 шарнирно закреплены стабилизирующие телескопические тяги 5, шарнирно связанные между собой, оканчивающиеся пальцем 6.

Устройство содержит опорную площадку 7, снабженную сферическим подшипником 8, например, типа I-III 50 ГОСТ 3656-78, и шариками 9. К площадке 7 прикреплены две ветви амортизаторов (например, резиновых) 10. В комплект устройства входит щит 11, закрепленный на фюзеляже снизу и обеспечивающий возможность скольжения опорной площадки.

Стабилизирующие тяги 5 посредством кабеля 12 соединены с пультом управления на борту вертолета (не показано).

Устройство работает следующим образом.

Под вертолетом 1 устанавливают и закрепляют к фюзеляжу щит 11. Затем к силовым элементам конструкции (например, к стойкам основных ног шасси) закрепляют свободные концы ветвей амортизаторов 10. Подвеску с гибкими связями 2 замыкают в замок внешней подвески, при этом палец 6 стабилизирующих тяг 5 свободно опирают в сферический подшипник 8.

Монтируемую конструкцию устанавливают на земле с учетом ее проектного положения и направления ветра на месте монтажа. Затем с вертолета на режиме висения застрапливают конструкцию с помощью электрозамка 4. При этом подвеска 2, траверса 3 и замок 4 устанавливаются в вертикальную линию, а площадка 7 опирается на щит 11 и подтянута к нему вертикальными составляющими усилий амортизаторов 10.

Площадка имеет возможность катиться по щиту 11 в любом направлении при различных колебаниях груза. Крутильные колебания груза парируются и частично демпфируются амортизаторами 10. Если в процессе монтажа возникает необходимость довернуть груз относительно вертолета, то оператор с борта вертолета подает сигнал на стабилизирующие тяги 5, которые дифференциальным изменением своей длины изменяют геометрию треугольника, образованного стабилизирующими тягами 5 и траверсой 6, что изменяет положение траверсы 3, а значит, и монтируемого груза.

Если в процессе монтажа или подлета требуется (из-за величины момента инерции груза) увеличить крутильную жесткость подвески, то сигнал подается на одновременное удлинение стабилизирующих тяг 5, что заставляет амортизаторы 10 работать на большем плече.

Если возникает необходимость аварийного сброса, то при выходе подвески 2 из рамки внешней подвески палец 6 свободно выходит из сферического подшипника 8 и подвеска освобождена.

При посадке вертолета гибкие связи подвески 2 складываются и подвеска размещается между землей и нижним обводом фюзеляжа.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЗИМУТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ФИКСАЦИИ ГРУЗА НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ВЕРТОЛЕТА, включающее траверсу с грузовыми канатами на концах, соединенную с замком вертолета посредством сходящихся гибких связей, вертлюг, стабилизирующие тяги, шарнирно закрепленные на траверсе, и амортизаторы, отличающееся тем, что оно снабжено опорной площадкой, сопряженной посредством амортизаторов с днищем вертолета с возможностью ее горизонтального перемещения, и жестко установленным на опорной площадке сферическим подшипником, при этом тяги выполнены телескопическими, шарнирно соединены между собой свободными концами, снабженными пальцем, взаимодействующим со сферическим подшипником.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3