Смазочная композиция
Реферат
Сущность изобретения: смазочная композиция содержит присадку на основе молибденовокислого алюминия и олеиновой кислоты 0,5--1,0 мас.%, высокодисперсный дисульфид молибдена - 3-5 мас.% и минеральное масло до 100%. 4 ил., 5 табл.
Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств масел для двигателей внутреннего сгорания, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части машин.
Целью изобретения является улучшение антифрикционных и противоизносных свойств товарных минеральных масел. Известны твердосмазочные материалы, наиболее распространенными из которых являются материалы на основании дисульфида молибдена. Добавка в виде порошка имеет основной недостаток - выпадение в осадок дисульфида молибдена из состава смазочной композиции и его фильтрация в системах очистки. Известна товарная маслорастворимая молибденорганическая присадка марки "Фриктол" (ТК 38.401118-83). Данная присадка имеет явно выраженные антифрикционные показатели и низкие противоизносные, однако и они при высоких нагрузках резко ухудшаются. Известна антифрикционная маслорастворимая присадка для двигателей внутреннего сгорания [1]. Недостаток данной присадки заключается в том, что максимальных значений антифрикционные и противоизносные свойства достигают при различных ее концентрациях в базовом масле. Кроме того, при высоких нагрузках также снижаются ее трибологические свойства. Наиболее близким к предложенному является известный состав смазочной композиции, содержащей противоизносную присадку [3] - прототип на основе олеата меди и олеиновой кислоты при следующих соотношениях компонентов, мас.%: Олеат одновалентной меди 25...60 Олеиновая кислота До 100 Недостатком данной присадки является то, что выделяющаяся в процессе трения металлическая медь, а также ее соли являются катализаторами окислительных процессов в масле, что ухудшает его антиокислительные свойства, термическую стабильность и усиливает коррозионную активность по отношению к поверхностям трения, особенно из цветных металлов. Это делает невозможным длительно использовать масло и резко сокращает срок его службы [3]. Поставленная цель достигается тем, что одновременно с антифрикционной присадкой к минеральным маслам вводят твердосмазочный материал в виде высокодисперсной стабилизированной от выпадения в осадок добавки. Данная смазочная композиция соответствует критерию "новизна", т.к. имеет отличие от прототипа-присадки а.с. 859425, кл. С 10 М 129/40. Таким отличием является то, что в качестве присадки на основе олеиновой кислоты содержит присадку, представляющую смесь 10-40 мас.% аммония молибденовокислого и 60-90 мас.% олеиновой кислоты и дополнительно содержит твердосмазочный материал в виде высокодисперсной стабилизированной добавки. Создание смазочной композиции позволяет существенно улучшить антифрикционные и противоизносные свойства масла в режиме малых, средних и высоких нагрузок. Это достигается путем сочетания компонентов, реализующих и активизирующих три механизма смазывающего действия: физической адсорбции, хемосорбции и химической реакции, приводящим к их синергизму как на поверхности трения, так и в объеме смазочного материала. На фиг.1 представлены результаты сравнительных испытаний базового минерального масла М-8-В1 (кривая 1), и предлагаемого решения (кривая 2) при высоких нагрузках. В режиме от 392 до 784 Н включительно наблюдаются изменения характера кривой 2 в связи с включением в работу других механизмов, обеспечивающих эффективность антифрикционного и противоизносного действия смазочной композиции. Применение смазочной композиции, содержащей присадку на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты и дополнительно содержащей твердосмазочный материал в виде высокодисперсной стабилизированной добавки дисульфида молибдена, улучшающих трибохарактеристики масел ранее неизвестно и эти свойства, не вытекают из свойств как присадки, так и высокодисперсного дисульфида молибдена, работающих на поверхностях трения индивидуально. Следовательно, имеет место появление у нового объекта нового свойства в результате добавления к известному объекту известной части. Это обстоятельство свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень". На фиг. 2, 3 дано обоснование соотношения присадки на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты и высокодисперсного дисульфида молибдена, исходя из основных трибохарактеристик - температуры, генерируемой в зоне трения Т и износа d. Граничные пункты соотношения компонентов смазочной композиции находятся в пределах: для присадки на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты - 0,5. . .1%; для высокодисперсного дисульфида молибдена - 3...5% (фиг.3). Это обусловлено тем, что введение 0,5...1,0% присадки на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты ведет к улучшению антифрикционных и противоизносных свойств одновременно, в то время как свыше 1,0% приводит к их ухудшению и в большей мере противоизносных (фиг.3). Высокодисперсный дисульфид молибдена вводится в указанном количестве тому, что при данных концентрациях наблюдается максимальное улучшение трибохарактеристик базового минерального масла (фиг.3) и дальнейшее ее увеличение не дает желаемого эффекта при одновременном увеличении стоимости смазочной композиции. Сравнительные данные об антифрикционных и противоизносных свойствах заявляемого технического решения. Трибологические свойства образцов смазочной композиции оценивали на четырехшариковой машине трения в соответствии с ГОСТом 9490-75. Время испытания каждого образца 120 мин при следующем режиме нагружения (табл.1). Антифрикционные свойства определяли по изменению температуры смазочной композиции, генерируемой в зоне трения в соответствии с выражением Т=Тmах-То, где Т - приращение температуры; Тmах - максимальная температура , генерированная в зоне трения; То - температура в начале испытания. Противоизносные свойства определяли по диаметру пятна износа d в соответствии с ГОСТом 9490-75. Уровень коррозионной активности определяли в соответствии с ГОСТом 20502-75 (метод Б) на приборе АП-1 по изменению массы пластинок. В качестве материала, подвергавшегося испытанию, использовали фрагмент сталеалюминиевого вкладыша двигателя ЗМЗ-53. Примеры составов смазочной композиции по табл.2 готовят следующим образом. В качестве присадки смазочной композиции использовали присадку на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты [1], которую вводили в базовое масло М-8-В1. Растворимость хорошая. Выпадения в осадок не наблюдается. В качестве добавки твердосмазочного материала использовали высокодисперсный стабилизированный дисульфид молибдена М-55 "рlus" [4]. М55 "рlus" вводили в базовое масло М-8-В1 одновременно с присадкой на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты. При контакте присадки и добавки дисульфида молибдена в смазочной композиции и базовым маслом М-8-В1 взаимоотрицательных проявлений не наблюдается. Результаты лабораторных испытаний показали (см. табл.3), что предлагаемый состав смазочной композиции, состоящий из присадки на основе аммония молибденовокислого и олеиновой кислоты и дополнительно высокодисперсного дисульфида молибдена, при нагрузках до 490 Н включительно, позволяет существенно улучшить антифрикционные свойства базового масла в 1,39 раза, а противоизносные свойства - в 1,60 раза. Для оценки работы предлагаемой смазочной композиции при повышенных нагрузках проводили испытания на четырехшариковой машине трения на режимах, представленных в табл.4. Результаты испытаний при нагрузках до 784 Н показали (табл.5), что наблюдается также устойчивое улучшение антифрикционных (в 1,10 раза) и противоизносных (в 1,57 раза) свойств по отношению к минеральному маслу М-8-В1 (базовый вариант). На фиг.1 и 2 представлены результаты испытания смазочных композиций в широком диапазоне нагрузок, которые подтверждают создание оптимальных условий для реализации трех механизмов смазывания поверхностей трения и улучшение трибологических характеристик базового масла. В табл.5 для сопоставления даны результаты испытания присадки Фриктол, которые показывают, что данная присадка по своим трибологическим свойствам уступает предлагаемому решению. Оценка уровня коррозионной активности масла М-8-В1 показала, что дополнительное введение высокодисперсной добавки дисульфида молибдена не ведет к росту коррозионной активности смазочной композиции. При этом коррозионная активность композиции предлагаемого технического решения снизилась по отношению к маслу М-8-В1 в 1,37 раза, по отношению к прототипу в 2,33 раза (см. фиг.4).Формула изобретения
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, содержащая присадку на основе олеиновой кислоты и минеральное масло, отличающаяся тем, что в качестве присадки на основе олеиновой кислоты композиция содержит присадку, представляющую смесь 10 - 40 мас. % молибденовокислого аммония и 60 - 90 мас.% олеиновой кислоты, и дополнительно содержит высокодисперсный дисульфид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: Присадка представляющая смесь 10 - 40 мас.% молибденовокислого аммония и 60 - 90 мас.% олеиновой кислоты - 0,5 - 1,0 Высокодисперсный дисульфид молибдена - 3 - 5 Минеральное масло - До 100РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6