Способ ультразвукового контроля цилиндрических изделий

Реферат

 

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для ультразвукового контроля цилиндрических изделий, например железнодорожных колес, бандажей, а также барабанов, шкивов и других объектов. Цель - повышение чувствительности и достоверности контроля. Прозвучивание цилиндрического изделия осуществляют импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей поверхности, устанавливая приемоизлучающий ультразвуковой преобразователь на цилиндрическую поверхность. Регистрируют сигналы, обегающие изделие, и это-сигналы от дефектов во временных интервалах между зондирующим и однократно, двухкратно и трехкратно обежавшими сигналами. Измеряют амплитуды это-сигналов и двукратно обежавшего сигнала и, выбрав максимальную из амплитуд это-сигналов, рассчитывают отношение этой амплитуды к амплитуде двукратно обежавшего сигнала. Решение о наличии дефекта принимают, если рассчитанное отношение амплитуд превышает пороговое значение, установленное предварительно для данного типа объектов контроля.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для ультразвукового контроля цилиндрических изделий, например железнодорожных колес, бандажей, а также барабанов, шкивов и других изделий.

Известен способ ультразвукового контроля цилиндрических железнодорожных колес, заключающийся в том, что осуществляют прозвучивание контролируемого изделия ультразвуковыми сдвиговыми волнами, вводимыми с боковой поверхности обода (бандажа), регистрируют эхо-сигналы и принимают решение о наличии несплошностей при регистрации эхо-сигнала достаточной амплитуды [1].

Недостатками этого способа являются низкая производительность контроля, обусловленная необходимостью сканирования всего изделия с боковой поверхности, а также низкая достоверность контроля, вызванная невозможностью слежения за качеством акустического контакта и, следовательно, за чувствительностью в процессе контроля.

Известен также способ ультразвукового контроля колес поверхностными волнами, обегающими обод (бандаж) вдоль поверхности катания [2].

Настоящий способ позволяет выполнять контроль изделия путем установки преобразователя в одной точке на поверхности катания и прозвучивания импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей, вследствие чего существенно повышается производительность контроля.

Недостатками этого способа являются низкая чувствительность к подповерхностным дефектам, а также малая достоверность вследствие влияния нестабильности акустического контакта на результаты контроля всего изделия.

Цель изобретения - повышение чувствительности за счет использования максимального из зарегистрированных эхо-сиг- налов и достоверности за счет исключения влияния параметров преобразователей и нестабильности качества акустического контакта преобразователя с изделием.

Цель достигается тем, что устанавливая ультразвуковой приемоизлучающий преобразователь на поверхность объекта контроля, осуществляют прозвучивание импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей цилиндрической поверхности, и регистрируют сигналы, обежавшие изделие (циркулирующие), и эхо-сигналы от дефектов, измеряют амплитуду (U02) двукратно обежавшего сигнала и амплитуды эхо-сигналов, зарегистрированных во временных интервалах между зондирующим и однократно обежавшим, однократно и двукратно обежавшими, двукратно и трехкратно обежавшими сигналами, выбирают максимальную (Um) из амплитуд эхо-сигналов, рассчитывают отношение амплитуд Кд = Um/U02, сравнивают его со значением, установленным предварительно на основании теоретических или экспериментальных исследований для данного типа объектов контроля, и при выполнении соотношения Кд > Ко принимают решение об обнаружении дефекта.

При поверхностном прозвучивании цилиндрического изделия перпендикулярно образующей в интервалах между импульсами циркуляции формируется последовательность эхо-сигналов от одного дефекта, в которой второй и следующие эхо-сигналы обусловлены взаимодействием импульсов, отраженных от дефекта и прошедших дефект на пути до приемника.

Амплитуды регистрируемых сигналов определяются выражениями U1=BR/; (1) U2=2BQR/; (2) U02= 2BAQ(R2+D2)/, (3) где U1, U2 - амплитуды первого и второго в последовательности эхо-сигналов от дефекта; В, А, Q - коэффициенты, зависящие от амплитуды зондирующего импульса и параметров преобразователя и характеризующие его чувствительность, направленные свойства, а также потери при прохождении поверхностной волны зоны контакта с преобразователем; R, D - коэффициенты отражения и прохождения поверхностной волной дефектного сечения; - длина поверхностной волны; p - периметр цилиндрической поверхности; Х - расстояние от преобразователя до дефекта по поверхности (Х < p).

При любом расстоянии Х до дефекта во временных интервалах между зондирующим и первым обогнувшим, первым и вторым обогнувшими, вторым и третьим обогнувшими, регистрируются как первый, так и второй эхо-сигналы от дефекта. Учитывая, что для слабоотражающих (особенно подповерхностных) дефектов в ряде случаев U2 > U1, использование, в отличие от описанного выше метода, в качестве информативной амплитуды максимального из зарегистрированных (первого и второго) эхо-сигналов повышает чувствительность контроля.

Предложенное сравнение рассчитанного по данным контроля отношения Кд = =Um/U02 c пороговым значением Ко повышает достоверность ультразвукового контроля благодаря исключению влияния параметров преобразователей и нестабильности качества акустического контакта преобразователя с изделием. Действительно, величина Кд не зависит от амплитуды зондирующего импульса и чувствительности преобразователя (формулы (1) - (3)), а также слабо зависит от качества акустического контакта. Корреляционная связь между амплитудами Um и U02 подтверждена экспериментально (например, при контроле железнодорожных колес коэффициент корреляции между указанными амплитудами составляет 0,86). Пороговое значение Ко выбирается предварительно на основании экспериментальных исследований помехозащищенности контроля (например, при контроле железнодорожных колес Ко = =12...15 отр. дБ).

Таким образом использование изобретения позволит повысить чувствительность и достоверность ультразвукового контроля цилиндрических изделий поверхностными волнами за счет принятия решения о наличии дефекта по величине отношения амплитуды максимального из эхо-сигналов от дефекта к амплитуде сигнала, двукратно обежавшего цилиндрическое изделие.

Данный способ ультразвукового контроля осуществляется с помощью дефектоскопа "Поиск-25", разработанного НИИ мостов ПИИТа. Для этого устанавливают ультразвуковой приемоизлучающий преобразователь на поверхность объекта контроля, осуществляют прозвучивание импульсами поверхностных волн в направлении, перпендикулярном образующей цилиндрической поверхности. Электронный блок регистрирует серию эхо-сигналов, обежавших изделие, и эхо-сигналов от отражателя, измеряет амплитуду (U02) двукратно обежавшего сигнала и амплитуды эхо-сигналов, зарегистрированных во временных интервалах между зондирующим и однократно обежавшим, однократно и двукратно обежавшими, двукратно и трехкратно обежавшими сигналами, выбирает максимальную (Um) из амплитуд эхо-сигналов, рассчитывает отношение амплитуд Кд = =Um/U02, сравнивает его со значением, установленным предварительно на основании теоретических или экспериментальных исследований для данного типа объекта контроля, и при выполнении соотношения Кд > Ко принимает решение об обнаружении дефекта.

Формула изобретения

СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ, например железнодорожных колес, заключающийся в том, что изделие прозвучивают поверхностными волнами поперек его цилиндрической поверхности и принимают их и эхо-сигналы от дефектов, отличающийся тем, что измеряют амплитуду сигнала, дважды прошедшего по поверхности изделия, и максимального из эхо-сигналов, измеряют амплитуду максимального из эхо-сигналов и амплитуду сигнала, дважды прошедшего по поверхности изделия, а о дефектности изделия судят по отношению измеренных величин.